Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по лит. ближнего зарубежья.doc
Скачиваний:
318
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
1.07 Mб
Скачать

17. Своеобразие творческой индивидуальности и. Друцэ.

Ион Пантелеевич Друцэ — прозаик, драматург, эссеист и публицист. Родился 3 сентября 1928 года в селе ХородиштеСорокского уезда. Сын Пантелея Друцэ, иконописца и украинской крестьянки Софии.

В 1939 году семья Друцэ обосновалась в селе Гика Водэ возле города Бельцы, где будущий писатель закончил начальную школу.

В 1945 году закончил курсы трактористов, а в 1946 году учится в сельскохозяйственной школе. В 1947 г. становится секретарем сельсовета с. Гика Водэ. Вскоре мобилизован в Советскую армию, где пишет свои первые рассказы.

В 1956-57 гг. заканчивает Высшие литературные курсы при литературном институте им М. Горького в Москве. Переезжает жить в 1969 году в Москву, пишет на молдавском и русском языках.

Литературный дебют состоялся в 1951 году, когда в журнале «Октябрь» опубликована повесть «Проблема жизни», затем следует цикл рассказов «У нас в селе» (1952). В 1954 году выходит сборник произведений «Повесть о любви».

В 1957 году публикует в мартовском номере журнала «Нистру» повесть «Листья грусти», вышедшую после многочисленных и напряженных дискуссий и вызвавшую негодование официальной критики за отсутствие в произведении «социальных мотивов». «Тоска по людям» (1959), «Степные баллады» (1963) — первая часть дилогии «Бремя нашей доброты», выдвигают автора в число лучших молдавских писателей. Вторая часть дилогии вышла в 1968 году, сразу вызвав ожесточенную критику официальных кругов. Роман выдвинут на Государственную премию СССР, хотя партийное руководство Молдавии предпринимает ожесточенную атаку на роман и присуждение премии. Другие опубликованные произведения: «Недолгий век зеленого листа», «Одиночество пастыря», «Белая церковь», «Самаритянка», «Запах спелой айвы». Пьесы для театра: «Касамаре», «Дойна», «Птицы нашей молодости», «Хория», «Красивый и святой», «Cervusdivinus», которые ставятся в более, чем 400 театрах СССР, а также Румынии, Болгарии, Польши, Франции и др. стран.

Друцэ выступил и как сценарист фильма «Последний месяц осени», награжденный на кинофестивалях в Аргентине и в Каннах (Франция).

Широкий общественный отклик получили эссе и публицистические статьи Друцэ: «Мир Чехова», «Эминеску, национальный поэт», «Земля, пестециды и знаки препинания», «Кто погасил свет в Румынии» и др.

В 1987 году избран почетным председателем Союза писателей Молдавии. Народный депутат СССР в 1989 году.

В 1990 году Друцэ избран действительным членом Румынской академии наук, однако отказался от получения диплома, мотивируя это тем, что его избрание продиктовано политическими мотивами в то время, как его прозведения практически не публикуются в Румынии.

Действительный член Академии наук Республики Молдова (1992).

Основатель фонда «Дом святого Апостола Павла» (1997).

Произведения Иона Друцэ переведены на русский, французский, немецкий, английский, японский, польский, украинский, болгарский, казахский, грузинский, литовский, венгерский, латышский, словацкий, армянский, узбекский, азербайджанский и др. языки.

Награжден орденами Трудового Красного знамени (1960), орденом Ленина (1988). Лауреат Госпремии СССР 1967 года, ряда республиканских премий. Народный писатель СССР (1988).Ион Друцэ заявил о себе с самого начала как о талантливом исследователе интеллекта и психологии индивидуума и человеческого общества в целом, все это – в широком пространственном, временном, историческом, философском контексте. С течением временем эти качества и свойства дарования Друцэ получают новые измерения и осуществляются в эпических, лирико-эпических и драматических произведениях редкой и впечатляющей художественной силы. Иногда говорят о художественных и культурных личностях, представляющих целую эпоху в истории своих народов.

Художественный мир Иона Друцэ отличается своей особенностью в литературе и характеризуется прежде всего цельностью и единством проблематики. Здесь выделяются черты миропонимания, идейно-символически восходящие к народной балладе “Миорица”, — если, конечно, в образе ее героя первым долгом видеть не покорность и поэтическую мечтательность (как это зачастую делается), а внутренний конфликт человека с собой и с миром. Конфликт этот прослеживается как в бытовом, так и в философском плане и может быть выражен соотношением категорий духовного и материального на уровне Человека как микрокосма и Мира как макрокосма, что объединяет национальные проблемы с общечеловеческими проблемами бытия. Так же и герои Друцэ (вне зависимости от национальной принадлежности), противопоставляя агрессивности материализма в окружающей их действительности всю силу своей духовности, восстанавливают гармонию не только собственного существования, но и существования мира.

В “Возвращении на круги своя” образ великого русского писателя Л. Толстого выступает как многозначный символ и не случайно представлен в трех ипостасях: Толстой созидающий, Толстой размышляющий и только в третью очередь Толстой — человек, живущий своей обычной жизнью. Тем самым особо выделяется способность героя осмыслять мир, историю и культуру всего человечества во времени и пространстве разных эпох (размышления о смерти Сенеки, о музыке Шопена, о философии Ганди), но и не меньшая способность воспринимать всей душой события, случившиеся рядом и совсем недавно (сопереживание крестьянину из соседней деревни, у которого пала лошадь; радость по поводу известия о революции в Португалии). Но особая забота и боль писателя связаны с будущим родины: “России нужна религия. Я тянул эту песенку и буду ее тянуть, сколько мне еще осталось жить, потому что без религии в России наступит на сотни лет царство денег, водки и разврата”. В этой пьесе, где подлинные реплики Толстого перемежаются с авторскими, особенно сказалось свойственное драматургу умение передать магическую силу мысли и слова, создав помимо прямого диалога персонажей еще и подспудный диалог идей.

В этой же пьесе проявилось и умение расширять пространство до масштабов всея Руси, откуда в имение Льва Толстого мешками прибывают письма, приезжают многочисленные посетители — от толстовцев, пытающихся строить жизнь в соответствии с идеями учителя, до барышни, попросившей “волосок на память”. Тем самым создается масштабный образ писателя, который оказывает влияние на людей и своими этико-философскими учениями, и своими литературными произведениями.

Для проникновения в художественный мир Друцэ чрезвычайно важно понимание пространственно-временной структуры его произведений, где обнаруживается сложная система измерений и планов, а также связанных с ними внутренних состояний персонажей. Так, в пьесе “Последняя любовь Петра Великого” (2003), где автор обращается к русской истории первой половины XVIII века, действие начинается во дворце светлейшего князя Дмитрия Кантемира, только что отстроенном в Санкт-Петербурге — новой столице России.

В поисках этих постоянных ценностей, точнее говоря, их корней, И. Друцэ оказался перед несколькими основополагающими целями, которые нам необходимо было и еще необходимо познать и органично усвоить, для того чтобы по-настоящему утвердиться в истории. Именно в этой точке встречаются, пересекаются и взаимно поддерживаются труд исследователя, человека познания и знаний с трудом создателя образов и ценностей, основанных на воображении, интуиции и творческом вдохновении хозяина и зодчего художественных строений. „Падение Рима”, „Апостол Павел”, „Белая церковь”, „Возвращение на круги своя”, „Последняя любовь Петра Великого”, вдохновенная поэма в диалогах „Поляны Стере”, посвященная сорокскому великану – и многие другие произведения являются яркими свидетельствами активного и постоянного присутствия молдавского автора – пером и словом – в истории и в сознании своего народа.

Все художественное и публицистическое творчество Иона Друцэ пронизано, от края до края, двумя основополагающими духовно-этическими посланиями: идеей всеочищающего христианства и идеей сохранения семейного гнезда, отчего дома и рода, общего дома всех живущих на земном шaре – и речь идет не только о физическом выживании человечества перед угрозой ядерного уничтожения, но и о его моральном сопротивлении всеопустошающим потребительству, карьеризму, зависти, ненависти, жадности, предательству и другим порокам, которые все вместе ставят под угрозу само существование души как таковой и памяти человеческой в частности, и человечества в целом. Этими мыслями, болями и тревогами пронизаны не только роман (и его драматическая версия) „Белая церковь”, но и такие, созданные в чеховско-толстовском художественном ключе, произведения, как роман „Бремя нашей доброты” и драма „Птицы нашей молодости”.