Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс судебной медицины.doc
Скачиваний:
4349
Добавлен:
13.03.2015
Размер:
1.33 Mб
Скачать

Судебно-медицинская экспертиза при самоповреждениях, искусственных болезнях, симуляции и аггравации

Членовредительство (с юридической точки зрения) – это умышленное причинение себе повреждения с целью уклоне­ния от прохождения военной службы, от отбытия наказания, выполнения опасных и тяжелых работ и т. д. Во всех названных случаях цель, задачи содержание судебно-медицинских исследований весьма сходны, поэтому мы рассмотрим только экспертные вопросы без какой-либо ориентации на цель, которую преследовал пострадавший.

Повреждение может быть вызвано огнестрельным оружием, рубящими и тупыми предметами, транспортными средствами и движущимися механизмами, приемом внутрь или введением с помощью шприца лекарственных и ядовитых веществ и др. Вред здоровью причиняется как самим виновным, так и по его просьбе другим человеком, который в данном случае становится соучастником преступления.

О членовредительстве говорят и в тех ситуациях, когда подозревае­мый усугубляет имеющийся у него болезненный процесс как активным действием (расцарапыванием раны, инфицированием ее грязью, испражнениями и пр.), так и бездействием (скрытым отказом от лечения – приема медикаментов, мест­ных антибактериальных средств и др.).

При членовредительстве следственные органы должны установить время, место и обстоя­тельства происшествия, механизм возникновения поврежде­ния, свойства травмирующего предмета и т. д. Существенную роль в решении указанных вопросов играют судебно-медицинские исследования, проводимые при расследовании каждого слу­чая членовредительства.

Симуляция (с юридической точки зрения) – обман, выра­жаю-щийся в предъявлении симптомов несуществующего за­болевания или преувеличении симптомов имеющегося забо­левания. Врачи способны решить вопрос, болен человек на самом деле или нет, поэтому при симуляции всегда требуется су­дебно-медицинская экспертиза по определению состояния здо­ровья. Необходимость установления последнего воз­никает и при предъявлении фиктивных документов о болезни.

Специальный юридический смысл понятиям «членовреди­тельство» и «симуляция» придает умысел. Медицина не располагает какими-либо приемами, способами и методами, позволяющими врачу или даже самому опытному судебно-медицинскому эксперту узнать, о чем думал подозреваемый, причиняя себе повреждение, с какой целью он это сделал. Значит, не обладая возможностью определить умысел, врач не вправе устанавливать членовредитель-ство или симуля­цию, не вправе назвать (и тем более записать в меди­цинских документах) подозреваемого человека членовредите­лем или симулянтом, иначе говоря, преступником. Такое право дано только суду, причем после обязательного тща­тельного, всестороннего, полного и объективного расследо­вания. Для врача же подозреваемый – пациент, обследуя которого, он либо выясняет характер и происхож­дение имеющихся у него повреждений, либо определяет состояние его здоровья.

В то же время по исторически сложившейся традиции в учебниках, руководствах по судебной медицине и в повсе­дневной медицинской практике до сих пор употребляют такие термины, как «членовредительство», «самоповреждение», «искусствен­ные болезни», «си-муляция» и «аггравация», «диссимуляция». В медицинском смысле к членовредительству или самопо­вреждению условно принято относить повреждения, причи­ненные себе механическими повреждающими факторами: тупыми и острыми предметами, огнестрельными снарядами и др., а также нанесенные себе по неосторожности, в результате несчаст­ного случая, психически больными людьми.

Искусственная болезньместный или общий патологический процесс, похожий на какое-то известное заболевание, но вызванный искусственно внешними повреж­дающими факторами. Обычно она возникает в результате действия химических или биологических агентов.

Искусственное поддержание наличия травмы или забо­левания наблюдается, когда виновный путем скрытого отказа от лечения либо активного действия на рану или имеющийся патологический процесс механическими, медикаментозными и другими средствами ухудшает состояние травмы или течение заболевания и тем самым удлиняет сроки лечения. Все три медицинских термина – «членовредительство» (само­повреждение), «искусственная болезнь» и «искусственное под­держание болезненного процесса», – если они отражают пос­ледствия умышленного преступного деяния, направленного на уклонение от военной службы, охватываются юридичес­ким понятием «членовредительство». Во всех трех случаях преступная цель достигается либо активным действием внешних повреждающих факторов, либо бездействием (скры­тый отказ от лечения).

Медицинский термин «симуляция» означает обман, выра­жаю-щийся в предъявлении жалоб и симптомов несуществу­ющего заболевания, а «аггравация» – обман, состоящий в преувеличении симптомов существующего заболевания.

Симуляция и аггравация от членовредительства отличают­ся тем, что при первых никакого вреда здоровью не причиняется, а объективные симптомы несуществующего забо­левания предъявляются путем обмана, подлога. Например, на бактериологический анализ сдается мокрота больного туберкулезом или кал больного дизентерией, подмешивается кровь к моче, калу или мокроте и т. д. Если применяют ле­карственные средства для повышения артериального давления, химические вещества для создания картины острого гастрита или острой язвы желудка (прием внутрь в капсулах, конфе­тах, хлебных шариках кристаллов йода, перманганата калия, концентрированной серной кислоты и пр.), то речь должна идти о причинении вреда здоровью, хотя бы и временного. Такие действия расцениваются как членовредительство.

Оба медицинских понятия – «симуляция» и «аггравация» – охватываются юридическим термином «симуляция», преступная цель которого достигается обманом.

Диссимуляция есть умышленное сокрытие больным симп­томов имеющегося заболевания, повреждения, дефекта развития. К ней прибегают при поступлении в выс­шие и специальные средние учебные заведения, при под­тверждении права на управление авиационным, автомобиль­ным и другими видами транспорта и пр.

Во всех случаях проводят судебно-медицинскую экспертизу по определению состояния здоровья. Сведения о свойствах травмирующего предмета, механизме и времени возникновения повреждений врач берет из данных, полученных как им лично (обследование пострадавшего, изучение медицинских документов), так и на основании исследования вещественных доказательств, про­веден-ного другими специалистами (экспертом-химиком, экс­пертом-био-логом, криминалистом, бактериологом и пр.).

Добытые при экспертизе факты должны носить исключительно объективный характер, т. е. не зависеть от обстоятельств дела, установлен­ных следователем или лицом, проводящим дознание. Имен­но полученные врачом данные позволяют следователю определить степень их соответствия версии подозреваемого.

Повторим, что у врача нет никакого юридического и тем более морального права употреблять рассмотренные термины в официальных медицинских документах: истории болезни, амбулаторной карте, заключении судебно-медицинского экс­перта и пр.