Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП ПиП (1).docx
Скачиваний:
49
Добавлен:
12.05.2015
Размер:
468.44 Кб
Скачать

§ 2. Футурология: история и современное состояние

Современная футурология возникла как развитие жанров научной фантастики и научной публицистики5. Публицистические произведения о будущем сначала стали появляться в статьях, утопиях и художественных произведениях. Затем появились специальные произведения «о будущем»: «Год 2066» (1866) П.Гартинга (псевдоним ‑ Диоскориды), «Через сто лет» (1892) Ш.Рише, «Отрывки из будущей истории» (1896) Г.Тарда, «Завтра» (1898) и Города-сады будущего (1902) Э. Говарда, доклад о будущем химии М.Бертло, «Заветные мысли» (1904-1905) Д.И.Менделеева, «Этюды о природе человека» (1903) и «Этюды оптимизма» (1907) И.И.Мечникова.

Наиболее значимой и известной из работ такого рода явилась книга Г.Уэллса «Предвидение о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль» (1901). «Размышления о будущем» были продолжена в 20-е годы на Западе множеством ученых. Новое развитие футурологическая мысль приобрела после второй мировой войны. Этому способствовали три фактора: во-первых, интенсификация научно-технической революции и появление концепций о ее социально-экономических последствиях (Дж.Бернал и Н.Винер), во-вторых, разработка техники поискового и нормативного прогнозирования, благодаря которой прогностика была включена в процесс управления, в-третьих, появление философских концепций будущего (индустриализм, экзистенциализм, структурализм, теория конвергенции).

В 50-х ‑ начале 60-х годов на Западе появляются работы Г.Тейла «Экономические прогнозы и принятие решений» (1958 — 1965) и «Прикладное экономическое прогнозирование» (1966), О.Гелмера «Социальная технология» (1966), обзорная работа Э.Янча «Прогнозирование научно-технического прогресса» (1966 — 1967). Позднее к ним добавились работы Ф.Полака «Прогностика» (1968), коллектива авторов по ред. Дж. Брайта «Научно техническое прогнозирование для промышленности и правительственных учреждений» (1968) и «Руководство по научно-техническому прогнозированию» (1973), Р.Эйреса «Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование» (1969), Дж.Мартино «Технологическое прогнозирование» (1972).

Тогда же в 50-х годах началась разработка философских, экономических и социологических концепций, которые составили идейную основу футурологии 60 — 70-годов. Ведущее место среди них заняли теории индустриализма. В основе концепций индустриализма лежит тезис об обусловленности социального прогресса уровнем промышленного развития, выражаемым обычно величиной валового национального продукта (ВНП) на душу населения. Эти идеи представлены в работах У.Ростоу «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960), Дж. Гэлбрейта «Общество изобилия» (1958) и «Новое индустриальное общество» (1967); Р.Арона «18 лекций об индустриальном обществе» (1962); Д.Белла «Навстречу 2000 году» (1968), «Противоречия культуры капитализма» (1976) Г.Кана «Год 2000» и др.

В 70-х годах прошлого века в исследованиях будущего на первый план выдвигается экологическая проблематика. Она развивается в рамках «технологической» и «антисциентистской» волн футурологии Ученые именно в развитии технологий и научно-технического прогресса видят основные причины будущей экологической катастрофы. Наиболее остро эта проблема поставлена в «апокалипсическом» направлении футурологии, представители которого вообще сомневались в совместимости социальных последствий НТР с дальнейшим существованием человечества. Данные идеи развиваются, например, в работах О.Тоффлера «Футуршок» (1970), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980).

В этих произведениях Тоффлер показывает, как социальные последствия НТР разрушают привычный мир, традиционные социальные ценности, приводят к росту наркомании преступности, порождаю кризис искусства, средств массовой информации, науки. На глазах меняется образ жизни миллионов людей, привычные формы организации их труда и быта. Чтобы встретить этот «футуршок» во всеоружии предлагалось развивать «исследования будущего», начинать «обучение будущему» в школе, университетах, по телевидению, расширять практику социальных экспериментов, создавая плацдарм для наступления на будущее.

В 1968 г. по инициативе А.Печчеи, видного итальянского промышленника и общественного деятеля, был создан Римский клуб, получивший свое название по месту нахождения своей штаб-квартиры. Печчеи пригласил 30 известных ученых, бизнесменов и общественных деятелей Запада для регулярного обсуждения проблем, поднятых «экологической», «технологической» и «апокалипсической» волнами футурологии.

В 1970 г. на очередном заседании клуба состоялся доклад американского ученого Дж.Форрестера об опыте моделирования социальных систем. Доклад произвел большое впечатление и был развернут в книгу «Мировая динамика» (1971), а группе молодых коллег Форрестера во главе с Д.Медоузом было заказано исследование по проблематике «глобального моделирования» с использованием ЭВМ.

В 1972 г. вышла книга Медоуза «Пределы роста», явившаяся первым докладом Римскому клубу. Форрестер предложил (а группа Медоуза реализовала это предложение) смоделировать развитие ряда важнейших глобальных социально-экономических процессов. В качестве таких процессов рассматривались: рост мирового народонаселения, промышленного производства и производства продовольствия, истощение минеральных ресурсов и усиление загрязнения природной среды. Моделирование показало, что при существующих темпах роста населения мира (свыше 2% в год, с удвоением за 33 года) и промышленного производства (в 60-х годах — 5-7 % годовых, с удвоением примерно за 10 лет) на протяжении первых десятилетий XXI в. минеральные ресурсы окажутся исчерпанными, рост производства прекратится, а загрязнение природной среды станет необратимым.

Чтобы избежать этой катастрофы и создать «глобальное равновесие», авторы предложили резко сократить темпы роста населения и промышленного производства, сведя их к уровню простого воспроизводства людей и машин. Такая стратегия была названа концепцией «нулевого роста».

В соответствие с ней уровень жизни, выражаемый величиной валового национального продукта на душу населения, не может служить обобщенным показателем социального прогресса. Форрестер предложил другой показатель прогресса — «качество жизни». «Качество жизни» ‑ интегральный показатель плотности населения, уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, обеспеченности минеральными ресурсами, загрязненности природной среды, масштабов стрессовых ситуаций на работы и в быту, а также эффективностью охраны здоровья.

Авторами первого доклада было высказано предположение, что уровень и качество жизни находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем выше уровень жизни, связанный с темпами роста промышленного производства, тем быстрее истощаются природные ресурсы и загрязняется природная среда, выше скученность населения, хуже состояние здоровья, больше стрессовых ситуаций и т.д.

 После опубликования данных результатов последовала их критика. В частности Г.Коул и К.Фримэн (журнал «Фьючерз» 1973, №1 и 2) отмечали следующие слабости:

  • Ограниченность глобального подхода, не учитывающего существенных различий между отдельными странами, особенно между развитыми и развивающимися. Между тем. процессы роста населения и промышленного производства, истощения природных ресурсов и загрязнения природной среды в различных странах идут по-разному.

  • Ошибочность программ, заложенных в ЭВМ, поскольку они опирались на экстраполяцию тенденций, свойственных 60-м годам. Известно, что в 70-е, 80-е и 90-е годы эти тенденции начали меняться.

  • односторонность использования инструментария современной прогностики — было проведено преимущественно поисковое прогнозирование, а нормативное практически не получило развития.

В 1974 г. появился второй доклад Римского клуба и, соответственно, книга М.Месеровича (США) и Э.Пестеля (ФРГ) «Человечество на поворотном пункте». Авторы доклада попытались учесть недостатки первой модели. Так, глобальная модель была дезагрегирована на 10 региональных (Северная Америка; Западная Европа; Япония; другие экономически развитые страны; Восточная Европа и СССР; Латинская Америка; Северная Африка и Ближний Восток; Тропическая Африка; Южная и Юго-Восточная Азия; Китай).

Был расширен арсенал методов моделирования за счет введения имитационного и игрового инструментария. Усилился нормативный аспект исследования. В центре внимания оказалась разработка альтернативных нормативно-прогнозных сценариев решения существующих глобальных проблем (варианты помощи развивающимся странам со стороны экономически развитых, урегулирования отношений между странами — производителями и потребителями нефти, варианты решения мировой продовольственной проблемы.

Общий вывод работы: при сохранении существующих тенденций катастрофа в ближайшее десятилетие ожидается прежде всего в пяти развивающихся странах мира. Позднее кризис возможен и в экономически развитых странах. Рекомендации: перейти к концепции «органического роста» (взамен концепции «нулевого роста»), дифференцируя темпы роста в зависимости от уровня развития страны с существенным увеличением помощи развивающимся странам и с форсированием решения мировой продовольственной проблемы.

В 1976 г. по итогам третьего доклада Римскому клубу выходит книга исследовательской группы под руководством Я.Тинбергена (Нидерланды) «Пересмотр международного порядка».

Тинберген пишет о перестройке международных экономических отношений между развитыми и развивающимися странами. Вывод: при существующих тенденциях в ближайшие десятилетия разрыв между развитыми и развивающимися странами возрастет до катастрофических масштабов с угрозой полного развала экономики последних, гибели сотен миллионов людей от голодной смерти и серьезными осложнениями международных отношений в целом.

Рекомендации: существенно увеличить финансовую и продовольственную помощь развивающимся странам по линии субсидий, займов и торговли с целью форсирования индустриализации этих стран и оптимизации экономики на основе прекращения гонки вооружений.

В 1977 г появился четвертый доклад Римскому клубу — книга исследовательской группы под руководством Э.Ласло (США) «Цели человечества». Внимание авторов сосредоточено почти целиком на нормативной стороне прогнозирования. Книга состоит их трех частей. В первой рассматриваются региональные аспекты целеполагания по восьми крупнейшим регионам мира (Северная Америка; Западная Европа; СССР и Восточная Европа; Восточная Азия; Латинская Америка; Африка а также ближний и Средний Восток; Индия и Юго-Восточная Азия; Австралия и Океания). Отдельно рассматривались цели крупнейших международных организаций, многонациональных корпораций и главнейших мировых церквей.

Вторая часть посвящена целеполаганию в области международной безопасности, продовольствия, энергетики и минеральных ресурсов, общего глобального развития. Особое внимание обращается на разрыв между целями различного профиля и уровня.

В третьей части в качестве рекомендации развертывается призыв «совершит революцию в деле установления всемирной солидарности для достижения научно установленных глобальных целей».

Пятый доклад Римскому клубу был представлен в книге «За пределами века расточительства» (1978), подготовленной исследовательской группой под руководством Д.Габора (Великобритания) и У.Коломбо (Италия). Доклад посвящен проблемам и перспективам истощения минеральных ресурсов мира. Вывод: действие в будущем наблюдаемых тенденций неизбежно приведет к крушению существующего мирового топливно-энергетического и материально-сырьевого баланса.

Рекомендации: оптимизировать балансы путем максимально возможного увеличения в них удельного веса возобновляемых энергетических и минеральных ресурсов при строжайшей экономии, внедрении замкнутых циклов производства, многократном использовании вторичного сырья.

Шестой доклад Римскому клубу — книга «Нет пределов обучению» (1979), подготовлена авторской группой в составе: Дж. Боткин (США), М.Эльманаджра (Морокко) и М.Малица (Румыния). Она посвящена перспективным проблемам образования, способного, по мнению авторов, значительно сократить разрыв в уровне культуры людей различных социальных групп, стран и регионов мира. Рекомендации: коренным образом реформировать систему образования, ориентируя ее на актуальные современные проблемы человечества, на понимание глобального характера этих проблем и вместе с тем серьезно совершенствуя процесс обучения путем внедрения новых, более прогрессивных методов.

На протяжении последующих лет доклады Римскому клубу появляются ежегодно, однако в них наряду с проблематикой глобального моделирования все больше присутствуют работы, посвященные политическим, правовым и организационным аспектам глобальных проблем. Данная тенденция характерна для развития прогнозирования в целом.

Итак, предпосылки развития футурологии были созданы в научной фантастике, идейные основы футурологии закладываются в теории индустриализации. Выделяют «технологическую», «экологическую», «антисциентистскую», «апокалипсическую» волны футурологии. Важнейшим этапом развитие футурологии стала деятельность Римского клуба. Наиболее известен первый доклад Римского клуба «Мировая динамика» (Дж. Форрестер, 1970 г.). В настоящее время в рамках Римского клуба наряду с проблематикой глобального моделирования все больше присутствуют работы, посвященные политическим, правовым и организационным аспектам глобальных проблем.

Задание 3. Перечислите факторы, обусловившие появление футурологии.

Задание 4. Динамику развития каких социально-экономических процессов положил Форрестер в основу глобального моделирования?