Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сборник_2012_1 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ. ТОМ 1 2012.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
4.3 Mб
Скачать

Литература

1. Mergener, K. Acute pancreatitis / K. Mergener, J. Baillie // BMJ. — 1998. — Vol. 316. — Р. 44–48.

2. Continuousregional arterial infusion of protease inhibitor and antibiotics inacute necrotizing pancreatitis / K. Takeda [et al.] // Am J Surg. — 1996. — Vol. 171. — Р. 394–398.

3. Takagi, K. Therapeutic efficacy of continuousarterial infusion of an antibiotic and a protease inhibitor via thesuperior mesenteric artery for acute pancreatitis in an animal model / K. Takagi, S. Isaji // Pancreas. — 2000. — Vol. 21. — Р. 279–289.

УДК: 159.97

Влияние травматического опыта детства

НА РАЗВИТИЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ

К СТУДЕНЧЕСКОМУ ВОЗРАСТУ

Блоцкая И. В.

Научный руководитель: д.м.н., профессор О. А. Скугаревский

Учреждение образования

«Белорусский государственный медицинский университет»

г. Минск, Республика Беларусь

Введение

На психическое развитие ребенка и процесс его личностного становления влияет множество факторов социального окружения, в том числе носящих травматический характер. Дети являются наиболее уязвимой социальной группой, поэтому чаще других оказываются подверженными различного рода травматическим событиям. Пока еще достоверно не выяснено, насколько велика роль травматического опыта детства в развитии психопатологической симптоматики уже во взрослой жизни. И поэтому актуальной становится необходимость оценки взаимодействия характеристик детского травматического опыта и психопатологических симптомов в отдаленном периоде с целью разработки методов коррекции этих состояний.

Цель исследования

Определить возможный характер и степень влияния травматического опыта детства на развитие психопатологической симптоматики.

Материалы и методы исследования

Был проведен анонимный опрос 112 студентов различных ВУЗов города Минска в возрасте от 17 до 24 лет. Из них 37,5 % юношей и 62,5 % девушек; 50 % опрошенных — студенты БГМУ, другая половина приходится на другие вузы.

По степени выраженности детского травматического опыта все участники опроса были разделены на 2 группы — I (менее травматическое детство) и II (более травматическое детство).

Студентам кроме общего опросника, целью которого являлось определение их субъективного состояния, и шкалы самоопределения раннего травматического опыта были предложены следующие опросники для анонимного заполнения:

— торонтская алекситимическая шкала (создана G. J. Taylor и соавт. в 1985);

— опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R (Derogatis, Rickels, Rock, 1976));

Статистическая обработка данных проводилась c помощью программы «SPSS» 17.0.

Результаты исследования

После изучения и анализа распределения общего количества травм в данной выборке с последующим вычислением медианы (медиана равна 7) и кумулятивного процента для нее (7 травм — 57,1 %), все респонденты были разделены на 2 группы: I — с общим числом травм до 7 (группа студентов с менее травматичным детством) и II — с общим числом травм больше 7 (группа студентов с более травматичным детством); (далее в тексте I группа и II группа).

У I группы уровень субъективных удовлетворенности жизнью и психического благополучия выше, чем у II группы (р < 0,05).

У I группы субъективное ощущение тяжести детства ниже, чем у II группы (р < 0,05).

У I группы степень выраженности таких психопатологических симптомов, как соматизация, обсессивно-компульсивное расстройство, межличностная сензитивность, депрессия, тревожность, параноидальные и психотические симптомы, а так же общий индекс тяжести ниже, чем у II группы (р < 0,05).

Таким образом, можно сделать вывод, что травматический опыт детства без сомнения может быть связан с характером психического благополучия, вызывая в последствии (к студенческому возрасту) развитие некоторых психопатологических симптомов и предрасполагая к определенной стратегии поведения в жизни. Чем более травматичным было детство у человека, тем ниже уровень его субъективной удовлетворенности жизнью и уровень субъективного психического благополучия и тем выше его субъективное ощущение тяжести детства. Степень тяжести детства связана с развитием психопатологических симптомов. Чем она выше, тем более выражены у человека соматизация, обсессивно-компульсивные переживания, межличностная сензитивность, депрессия, тревожность, параноидные и психотические симптомы, а так же более высокий общий индекс тяжести.