Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Радугин (Эстетика) / Радугин (Эстетика).doc
Скачиваний:
368
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Тема 6. Основные сферы эстетического отношения и деятельности

1. Эстетика природы

Мир природы — естественное лоно жизни человека. Все, что окру­жает его на Земле и в обозримом Космосе актуально или потенци­ально способно вызывать эстетические переживания, стать объек­том эстетического отношения. Между тем, сами по себе природные предметы и явления в своей собственной данности ни красивы и ни уродливы. Их формы, цвета, звуки и запахи изначально несут в себе возможность воздействия на человека оптически, акустически и т. п. Однако подобного рода физические, физиологические и другие их естественные свойства не тождественны их эстетической ценности. Как справедливо подметил еще Л. Фейербах, «чувством овладевает не звук как таковой, а только звук полный содержания, смысла и чувства» (Фейербах Л. Избр. философ. произв. Т. 2.— С. 35). Следова­тельно, эстетическая значимость природных предметов и явлений открывается человеку лишь в процессе их материально-духовного освоения, то есть по мере того, как посредством труда он преобразу­ет природу, ставит ее силы на службу своим потребностям. Лишь включение природных предметов и явлений в общественную прак­тику способно придать им собственно человеческое содержание, тот особый смысл и чувства, которые и составляют основу эстетического отношения.

Полагаясь на современные научные данные из области архео­логии, этнографии и истории искусства, можно утверждать, что кра­сота природы открывалась человеку постепенно. На ранних этапах его становления и развития, отмеченных тотальной зависимостью человека от игры стихийных сил, природа оставалась как бы закры­той для эстетического переживания.

Неосвоенная и непознанная, она противостояла человеку как чуждая и неприступная сила, власти которой необходимо было под­чиняться. И лишь вовлекая постепенно в сферу своего практическо­го преобразующего воздействия самые многообразные природные

{139}

предметы и явления, он утверждал таким образом свое материаль­ное и духовное господство над ними, запечатлевал в них свои позна­вательные и созидательные способности. В этом процессе освоения и познания природа становилась выразителем человеческого содер­жания, его чувств и мыслей.

Благодаря очеловечиванию природы, ее превращению в чело­веческую действительность, собственно, и стало возможным не только ее узкоутилитарное, но и духовное, в том числе эстетическое освое­ние. Видя в преобразуемом мире свою собственную сущность, чело­век и по отношению к еще неосвоенным в труде природным предме­там и явлениям, применяет человеческую меру, замечая в них то, что соответствует его жизненному опыту, его представлениям о красоте. Эстетическое отношение позволяет преодолевать чуждость, внеположность природных и, в частности, космических объектов.

История культуры свидетельствует, что первым шагом на пу­ти человека к мысленному освоению космического пространства бы­ло его эстетическое освоение. Космические образы, запечатленные в мифах и сказаниях древних народов, — яркий пример именно та­кого освоения.

Красота в природе, ее содержание и критерий являются, та­ким образом, изначально общественными, человеческими и по свое­му происхождению, и по сути. Воспитанное культурой ощущение че­ловеком красоты природы есть его универсальное свойство, в основе которого заложено родовое стремление к гармонии и целесообразно­сти. М. Горький, имея в виду универсальность этого свойства, отме­тил, что «Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту».

Итак, красота природы для человека состоит не в чисто внеш­ней формальной красивости ее явлений, а в выражении в этих явле­ниях положительного человеческого содержания. Не случайно, восприятие и переживание человеком красоты природы во все исто­рические периоды обнаруживает свою связь с господствующими идеалами и нормами, концентрированно выражающими характер­ные представления людей той или иной эпохи о гармонической взаи­мосвязи явлений, о понимании их существенности для человека и в связи с человеком. Данное положение хорошо иллюстрируется примерами отражения природы в искусстве.

Так, например, сформировавшийся в XVII-XVIII вв. у придворноаристократической части французского общества идеал «подстриженной», «украшенной» природы, нашел свое отражение в искусстве классицизма.

Позднее, руссоистский идеал естественной, гармоничной, умиротворенной природы, противостоящий искусственности и ис­порченности цивилизации, явился выражением эстетической пози-

{140}

ции просветителей XVIII в. и их политического отрицания французского абсолютизма. Далее, в первой трети XIX в. характерные для романтиков настроения индивидуалистического бунтарства против «прозы» и пошлости буржуазной жизни нашли свое эстетическое выражение в их искусстве, воспевавшем идеал возвышенной дикой, буйной и необузданной природы. Русское классическое искусство XIX в., тесно связанное с гуманистическими настроениями и чувст­вами передовых людей, исповедовало идеал природы как свободной стихии, как цветения богатой и многообразной жизни.

Данная закономерность продолжает действовать и на протя­жении XX в. — века научно-технической революции. Общепризнан­ным является тезис, что развитие человечества в этот период подня­лось на качественно новый уровень овладения силами природы, их использования в своих интересах. Очевидным однако является и то, что мощный рывок в развитии научно-технического прогресса со­провождается ростом социальных противоречий, резким демогра­фическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды. Наша планета в целом испытывает сегодня колос­сальные физические и социальные перегрузки. Весьма далекое от рационального подхода использование природных ресурсов, сопро­вождаемое при этом прогрессирующим загрязнением природной среды всевозможными вредными для человека отходами, по суще­ству, поставили Землю на грань экологической катастрофы. Реаль­ной оказалась опасность возникновения такой ситуации, когда люди, все живое на нашей планете просто не смогут нормально существо­вать и развиваться. И дело не только в сокращении на Земле запасов чистой пресной воды, плодородных почв и т. п., но и в разрушитель­ном воздействии загрязнения на генетическую структуру человека.

Взгляд на природу Земли как на необъятный и неисчерпаемый источник богатств в этих условиях подлежит решительному пере­смотру, существенной корреляции. Человечество должно осознать, что одностороннее использование достижений науки и техники только для производства, без достаточной заботы о самой природе, заключает в себе самые разрушительные последствия, вплоть до са­моуничтожения. В русле такого осознания и понимания необходимо­сти принципиально новых взаимоотношений человека и природы, общества и окружающей среды ныне формируется и подход к вопро­су о красоте природы, ее роли в эстетической организации среды обитания современного человека. На стыке наук — экологии и тради­ционной эстетики возникают новые направления исследований, в частности, экзоэстетика и экологическая эстетика.

Первое направление связано с практическим освоением кос­моса, с необходимостью его включения в систему нашего эстетичес­кого отношения.

{141}

Экзоэстетика — научная дисциплина, которая подвергает проверке эстетическую ценность внеземных космических объектов. Решая специальные задачи, экзоэстетика одновременно позволяет установить более широкое значение красоты природы, ее роли в эс­тетической организации среды.

Представители экологической эстетики считают свою науку частью философии окружающей среды. Данное направление доста­точно широко представлено исследованиями западных ученых. Оно строится на стыке эстетической и неэстетической (моральной, рели­гиозной, интеллектуальной и т. п.) трактовки прекрасного. Преобла­дающим является взгляд, что основу эстетического отношения к природе составляет фундаментальная общечеловеческая тоска по прекрасному, определяющая восприятие окружающей среды, регу­лируемое эстетическим вкусом (См. об этом: Маньковская Н. Б. Эко­логическая эстетика за рубежом //Философские науки.— № 2.— 1992). Характерны при этом акцент на активности эстетического отношения к природе и тесная связь с этикой, конкретными науками и общественной практикой.

Многие зарубежные ученые, работающие в области эколого-эстетической проблематики, придерживаются точки зрения, что подлинное чувство прекрасного рождает не внешняя красота при­роды, не знание законов ее функционирования, а красота процесса. Именно знание об окружающей среде углубляет и регулирует эсте­тический опыт, ставит его в этические рамки.

Использование понятия «экологическая красота» тесно связано с пониманием структуры, функционирования, рациональности, целе­сообразности, экономичности и простоты экологической системы.

Природа как эстетический объект, обладает самоценностью и все в ней заслуживает охраны. Безобразное в ней не исключается, однако трактуется оно как следствие нарушения жизненных про­цессов: заболевания животных и деревьев, разрушения в результа­те ураганов, пожаров и наводнений и т. п. Вместе с тем, естественные жизненные процессы, включающие гибель как элемент необходимо­сти поддержки биологической стабильности экосистемы, в целом воспринимаются как прекрасные.

Таким образом, можно сделать вывод: объективным источни­ком ощущения красоты в природе всегда выступает та или иная не­посредственно воспринимаемая гармоническая взаимосвязь явле­ний, в которой проявляется всеобщее диалектическое единство развивающейся природной действительности. Нарушение этой взаимосвязи, возникающее в результате экологического ущерба, наносимого природе человеком, либо стихийными бедствиями, спо­собно порождать ощущение безобразного, дисгармоничного, урод­ливого.

{142}

Экологическая эстетика утверждает себя как философия гар­монии между человеком и природой в контексте культуры. Наблю­даемая ныне драматическая конфронтация человека с природой ос­тро ставит в практическую плоскость вопросы формирования нового типа эколого-эстетического сознания людей, базирующегося на на­учном понимании оптимальных форм взаимодействия природы и человека, способности последнего к системному осмыслению много­сторонних связей между ними. Воспитание эстетического отноше­ния к природе — своеобразный барьер на пути совершения насилия над ней в угоду эгоистических материальных потребностей. Сегодня, как никогда, важно утвердиться людям в принципах гуманной эсте­тической жизни. Экологическая эстетика, безусловно, вносит в это неотложное для всех нас дело, свой весьма весомый позитивный вклад.