Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Радугин (Эстетика) / Радугин (Эстетика).doc
Скачиваний:
368
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Тема 8. Предмет искусства и процесс художественного творчества

1. Предмет искусства

Под предметом искусства понимается то, что воплощается в твор­ческом процессе в образную структуру и содержание художествен­ного произведения. Он не может рассматриваться в отрыве от специфического объекта искусства, который обусловливает содер­жательность предмета.

Структура предмета искусства является сложной. Объектив­ным компонентом его оказываются не сами по себе природа, человек или общество, а более или менее адекватное отражение их в созна­нии художника. Субъективный компонент — определенные соци­ально-личностные установки, мотивы, пристрастия, идеалы. Пред­мет искусства не сводится ни к объекту отражения, ни к априорному вымыслу души художника, — он есть результат, продукт взаимо­действия объективного и субъективного в сознании, переживаниях самого художника. Понятый таким образом предмет искусства обла­дает эстетической сущностью.

Преувеличение, абсолютизация одного из компонентов пред­мета искусства приводит к одностороннему пониманию процесса ху­дожественного творчества. Сведение последнего лишь к отражению действительности приводит к «голому натурализму», да и вообще ликвидирует художника как творца. Не менее сомнительна абсолю­тизация субъективности художественного творчества. Отталкива­ясь от правильного факта, что особый предмет искусства рождается как переживания художника, многие эстетики рассматривали сам творческий акт как чистое самовыражение художника, совершенно не связанное с окружающей действительностью.

Шопенгауэр настаивал на том, что внутренние переживания ху­дожника важнее вызывающих их событий. По Бергсону, художник не должен выходить за рамки своего субъективного мира и лишь этот мир должен воплощаться в произведениях. Фрейд рассматривал художе­ственное творчество как осуществление «снов наяву», как стимулиру­ющее творческую активность бессознательное начало в человеке.

{168}

Ряд современных направлений в эстетике ставит деятель­ность художника в зависимость только от его внутреннего мира и субъективной фантазии: искусство ничего не отражает, а «созидает свой мир», содержанием искусства является «упорядоченный хаос» имманентных переживаний творца. Юнг, подобно Бергсону и Фрей­ду, предметом и источником искусства называет «апокрифический хаос иррациональных психических процессов», составляющих яко­бы глубинную сущность личности. У Элиота это положение доводит­ся до крайности: художник не только не должен иметь связей с жи­вой действительностью, но даже обязан уйти от собственной личнос­ти как социального существа и только в этом случае достигается полная свобода творчества.

Тем не менее в приведенных суждениях есть определенное основание: во-первых, художественное творчество в самом деле есть самовыражение внутреннего мира художника; во-вторых, в понимании искусства следует избегать сциентизма, художник действительно не только познает, но и выражает себя, не только отражает, но и созидает; в-третьих, художник обязан уйти даже от самого себя в смысле справедливого замечания Л. С. Выготско­го: «Если бы стихотворение о грусти не имело никакой другой за­дачи, как заразить нас авторской грустью, это было бы очень гру­стно для искусства» (Выготский Л. С. Психология искусства.— М., 1968.— С. 309).

Вместе с тем претенциозные суждения об «апокрифическом хаосе иррациональных психических процессов» или об «упорядо­ченном хаосе имманентных переживаний» вряд ли вносят ясность в понимание действительного предмета искусства, художественного творчества.

Самовыражение в художественном творчестве не может быть сведено лишь к «чистой» субъективности художника, ибо он как и всякий человек обретает «идеальный» план жизнедеятельности только и исключительно в ходе приобщения к исторически развива­ющимся формам общественной жизни, только вместе с социальным планом существования, вместе с культурой.

Задача, следовательно, заключается не в отрицании объек­тивных оснований предмета искусства, а в выявлении подлинной специфики его, в понимании сложной структуры переживаний ху­дожника как сплава знаний (включая иррациональное) и эмоцио­нально-эстетических оценок. Такое понимание дает возможность объяснить единство специфического познания и творчества, раци­онального и эмоционального, отражения и самовыражения.

Становление предмета искусства в том или ином содержании определяется такими непременными качествами, как мировоззре­ние, талант и мастерство. Мировоззрение — это целостная система

{169}

знаний о мире, месте и роли человека в нем, о ценностях и нормах жизни; это совокупность философских, моральных, религиозных, эстетических идей, которые входят в общую культуру художника. Для того, чтобы переживания и мировоззрение не противостояли друг другу, необходимо, чтобы мировоззрение для художника не ос­тавалось только теорией, а было конкретной жизненной позицией, пронизывающей все области психики, вплоть до эмоциональной.

Мировоззрение определяет смыслы жизненных явлений, ко­торые найдут отображение в его творчестве. И насколько глубоко и гуманно мировоззрение художника, настолько содержательны и поучительны будут его произведения. Если мировоззрение имеет безусловно социально-культурный характер, то талант скорее выра­жает «природное», врожденное начало в художнике, его индивиду­ально-неповторимые способности, предрасположение к творчеству, обостренное продуктивное воображение, владение своим стилем художественного воплощения предмета творчества. Это не значит, что талант свободен от социальной детерминации, поскольку он, во-первых, теснейшим образом связан с мировоззрением и жизненным опытом художника, во-вторых, может быть востребован и реализо­ван в определенных социальных условиях. Талант немыслим без ма­стерства, являющегося продуктом овладения теми или иными сред­ствами, приемами, методами творчества, накопленными развитием художественной культуры общества. Художественный талант есть одновременно и индивидуальное качество художника, и в высшей степени социальная ценность.