Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Радугин (Эстетика) / Радугин (Эстетика).doc
Скачиваний:
368
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
1.27 Mб
Скачать

3. Искусство в системе эстетического воспитания личности

Выдающаяся роль и значение искусства в эстетическом воспитании бесспорно. Искусство наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир реально существующей красоты, формирует убеждения лично­сти, влияет на поведение и доставляет ей огромное эстетическое на­слаждение. Однако автоматизма в проявлении искусством своей ро­ли нет. Оно может и не выполнить до конца своей миссии источника духовного богатства, если человек окажется неподготовленным к его восприятию, не получит необходимого для этого минимума художе­ственных знаний, не научится видеть, чувствовать и понимать пре­красное в жизни и в искусстве.

Особенно плодотворным оказывается общение с искусством в детские годы. Конкретно-чувственная образность искусства, его наглядность, яркость, выразительность, делают искусство доступ-

{233}

ным и близким детскому восприятию, созвучным их эмоциональнос­ти. Образы живописи, скульптуры, литературы незаменимы для становления личности ребенка. Важно однако при этом владеть спе­циальными приемами и методиками для лучшего постижения им произведений искусства, их образного строя.

Среди доступных ребенку уже в первые годы его жизни видов искусства заметное место принадлежит литературе. Книга во все времена была и, пожалуй, остается по сей день популярнейшим средством художественного развития детей. Сказки о животных, шуточные стихи, стихи-потешки всегда находят соответствующий эстетически эмоциональный отклик в детской чувствительной ауди­тории. Улавливается при этом эмоциональная и выразительная сила слова. Следует лишь при этом учитывать возрастные особенности восприятия. Значение имеет и сам внешний вид книг, их оформле­ние, наличие в них красочных иллюстраций. Ведь дети часто воспри­нимают текст именно вместе с рисунками. Чтение должно быть по­стоянно в поле зрения родителей. Важно, чтобы с возрастом у детей не пропадало желание обращаться к книге, не утрачивался интерес к чтению. Помогает этому традиция семейного чтения.

Одним из важных направлений художественного воспитания является приобщение детей к музыке, музыкальному творчеству. Только музыка пробуждает музыкальное чувство человека, а потому ребенок уже с дошкольного возраста должен уметь слушать музыку, в том числе классическую. Этому его необходимо учить. К сожалению, ни в семейной, ни в школьной практике данная задача чаще всего не нахо­дит сколько-нибудь удовлетворительного решения. Существующие программы школьного обучения по музыке не реализуются из-за от­сутствия квалифицированных специалистов-педагогов, нехватки ин­струментов и не в последнюю очередь из-за недопонимания школьного начальства важности музыкального образования и воспитания вообще.

Не лучше обстоит дело и с реализацией программы по изобра­зительному искусству. Известно, между тем, что в рисовании таятся огромные возможности развития у детей чувства формы, простран­ства, объема, цвета. И что эти ценные качества столь востребованы сегодня во взрослой жизни — на производстве, в конструкторских бюро, в проектных организациях и др.

Полезны они и для будущих хозяев и хозяек в обустройстве их жилища, в художественно-эстетическом оформлении быта. А разве не являются эти качества столь важным условием более красочного, тонкого и глубокого восприятия окружающего нас мира, его более всестороннего познания и освоения?!

Интерес к рисованию и лепке проявляется у детей довольно рано. В свои 3-4 года они пытаются уже что-то нарисовать и слепить из пластилина.

{234}

Родители просто обязаны поощрять эти стремления. Любой взрослый человек, даже не будучи художником, может многое под­сказать ребенку в рисунке, развить его зрительную память, научить видеть более детально. Рисование и лепка — это активный процесс, заставляющий детей точно воспринимать предмет, или непосредст­венно его созерцая, или восстанавливая по памяти, или привлекая одновременно и накопленный жизненный опыт и воображение.

Педагоги и психологи давно заметили, что детям, особенно дошкольного возраста, большое наслаждение доставляет не столь­ко результат, сколько сам процесс рисования. И эти первые эстети­ческие переживания, обогащая эмоциональный мир ребенка, цен­ны и как залог последующего духовного гармоничного развития его личности.

Кино и театр — любимые виды искусства и детьми, и взрослы­ми. Дети обычно с большим удовольствием посещают вместе с роди­телями и кино, и театр. Однако здесь не должно быть места всеядно­сти. Оберегая детей от весьма посредственной продукции кинопро­изводства, слабых театральных постановок, важно учить их воспринимать образы в кино и спектаклях в их художественно ус­ловной данности, развивать умение отличать художественные до­стоинства и недостатки произведений.

Огромную роль в жизни современного человека, в том числе детей, играет телевидение. Для миллионной аудитории телезрите­лей это одно из самых доступных средств приобщения к разнообраз­ной информации, в том числе приобщения и к замечательным творе­ниям искусства. Вместе с тем, в реальной жизни телевидение, приоб­ретая чисто коммерческий характер, весьма редко предоставляет людям такую возможность. Телевизионное время заполняется про­дукцией сомнительного художественного качества, содержательно зачастую вредной и опасной не только для неокрепшей духовности детей и подростков, но также и для нравственного и эстетического облика взрослых.

Бесконтрольность со стороны родителей за просмотром деть­ми телепередач нередко приводит к тому, что ребенок часами проси­живает у экрана телевизора, смотря все подряд. Кроме того, что эти сидения имеют своим результатом физическое и нервное переутом­ление. В них заложена опасность привычки пассивного созерцания. Ведь роль телезрителя не требует от ребенка никаких особых уси­лий, она бездеятельна. Родители должны отдавать отчет в том, что телевизор не может заменить детям книгу, похода в театр, экскур­сии в музей, просто живого общения с друзьями.

Очевидно, что если не использовать столь благодатного в жиз­ни человека периода детства для ознакомления с настоящим искус­ством, заполнить в последующем этот провал будет весьма и весьма

{235}

непросто. Закладываемый в самые ранние периоды становления личности художественный потенциал является в последующей уже взрослой жизни тем опосредующим звеном, через которое искусство осуществляет свое воздействие на все важные виды социального поведения. Ученые в области педагогики и психологии в своих иссле­дованиях подтверждают наличие тесной связи между приобщенно­стью к искусству и развитостью его творческих и познавательных способностей, сформированностью его нравственных установок, со­циальной активностью и высокой культурой общения, то есть тем, что составляет духовный мир личности.

Для тех людей, в жизни которых искусство стало неотъемле­мой частью, необходимостью, как пища и воздух, эстетическое переживание представляет самостоятельную ценность, к которой он стремится ради нее самой.

Накапливаясь в памяти, эстетические переживания взаимо­действуют друг с другом, образуя эмоционально-эстетический фон, на котором приобретает особенную четкость и значимость все то, что вновь случается с человеком. Искусство в этом смысле создает кри­терии жизненных оценок. «Искусство, — отмечает известный психо­лог Л. С. Выготский, — есть организация нашего поведения на буду­щее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться по­верх нашей жизни к тому, что лежит за ней... Искусство можно на­звать реакцией, отсроченной по преимуществу, потому что между его действием и его исполнением лежит всегда более или менее про­должительный промежуток времени» (Выготский Л. С. Психология искусства.— М., 1965.— С 331-332).

Духовное обогащение не происходит при эпизодическом, кратковременном общении с искусством. Только совокупность мно­гих художественных влияний, которые, накапливаясь, повторяясь и закрепляясь, изменяют поведение личности, приучают ее жить так, как подсказывает искусство. Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувст­вовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности в целом и к художественному твор­честву, в частности.

Наблюдаемая ныне массовизация культурно-эстетического потребления, широкое распространение художественной информа­ции средствами теле-, видео- и радиокоммуникации само по себе еще не решает проблемы качественной организации эстетического воспитания. Используемая при этом продукция лишь в очень малой степени может претендовать на то, чтобы называться искусством. Результат его воздействия на малоподготовленную в социальном и эстетическом отношении публику зачастую разрушителен.

{236}

Пичкая сознание публики иллюзиями, уводя человека от про­блематики реальной жизни, такое искусство культивирует в людях ограниченность и пассивность. Вряд ли нас может радовать то обсто­ятельство, что при показе по телевидению каких-либо бразильских или мексиканских телесериалов у экранов собирается большая часть населения страны. Очевидно, что существует определенное отставание художественных вкусов и интересов значительной части нашей публики.

Социологи в последние годы фиксируют в своих исследовани­ях четко обозначившуюся тенденцию вытеснения эстетических по­требностей, интересов, ценностей на последнее место в иерархии ос­новных содержательных компонентов молодежного сознания, пи­шут о их явно выраженной рекреационно-развлекательной направленности. Во всех предпочитаемых видах искусства — музыке, кино, литературе — в основном потребляются так называемые «легкие» жанры: в музыке — эстрада и рок; в кино — боевики, трил­леры, вестерны; в литературе — детективы и любовные романы. С классикой по необходимости школьники часто знакомятся лишь через посредство весьма краткого изложения «основного» содержа­ния, оформленного по принципу рекламного буклета.

Преимущественный интерес к развлекательной стороне в ис­кусстве сопровождается поверхностным восприятием, непонимани­ем условности и специфики образного языка искусства. При воспри­ятии произведений живописи внимание фокусируется лишь на внешнем правдоподобии и на сюжете, а в литературе привлекает прежде всего фабула. Образная условность поэтической речи также оказывается многим недоступной. В этих условиях эстетические за­просы молодежи часто не выходят за рамки чисто коммерческих по­делок, кича, способных удовлетворить лишь самый невзыскатель­ный вкус. Сегодня можно с полным основанием говорить о реальной опасности отчуждения молодежи от культуры, от искусства, что в целом должно осознаваться как угроза будущему. Ведь именно мо­лодежи предстоит преумножать все то, что создано в культуре по на­стоящему ценного предшествующими поколениями.

Однако без усвоения этого наследия молодыми людьми вряд ли можем надеяться на их конструктивный вклад в развитие и со­вершенствование культурно-художественного потенциала страны.

На этом фоне эстетическое и художественное воспитание должно осознаваться отнюдь не как роскошь, как выдумка отдель­ных интеллигентов, но как настоятельная необходимость, как обяза­тельное условие духовного прогресса общества. Воспитание вообще, будь то трудовое, нравственное, политическое, экологическое и др., не может считаться удовлетворительным, если оно не вырабатывает эстетического отношения к явлениям жизни, не побуждает действо-

{237}

вать человека по законам красоты. Точно также эстетическое воспи­тание без воспитания художественного оказывается неполным и не­эффективным, так как только искусству присуще свойство воспита­ния в человеке способности осознавать и ощущать жизнь как целое.

Такое понимание значимости эстетического и художественно­го воспитания в целом укладывается в современные концепции гло­бального развития человечества в третьем тысячелетии. В этих кон­цепциях культура и духовность осознаются в качестве ключевых ресурсов развития в условиях растущей неопределенности и высо­кой мирохозяйственной конкуренции. Идея культуры расширяет свой объем далеко за рамки чисто традиционного понимания, стано­вится все более деятельной и активной по своему содержанию. Наи­более актуальной точкой пересечения интересов различных дис­циплин становится проблематика философской, культурной и педа­гогической антропологии. Появляются такие новые понятия, как «культурная индустрия», «культурные технологии», «культурный капитал», «культурно-образовательная среда» и др.

В ситуации постмодерна выдвигается принцип адаптации до­стижений научно-технического развития к запросам личности, к ме­няющейся социокультурной стратификации человечества. Инвес­тиции в образование, науку и культуру становятся главными факто­рами постиндустриального развития.

Сохранение и развитие «человеческого капитала» — перво­очередное условие качественных изменений на этом пути. Обнаде­живает в таком подходе то, что искусству в грядущей «антропологи­ческой революции» предусмотрено видное и ничем незаменимое место. Считается, что формы художественной коммуникации, осна­щенные современными техническими средствами и технологиями, способны сыграть уникальную роль в общей стратегии духовного возрождения и обновления России.

ЛИТЕРАТУРА

Бессонов Б. Н. Человек. Пути формировании новой личности.— М., 1988.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968.

Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство.— М., 1980.

Герман Ш. М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике.— М., 1982.

Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества.— М., 1977.

Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе.— М., 1973.

Кривцун О. А. Искусство в системе общественных отношений.— М., 1982.

Шендрик А. И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития.— М., 1990.

{238}

Содержание 3

Предисловие 6