Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Радугин (Эстетика) / Радугин (Эстетика).doc
Скачиваний:
368
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
1.27 Mб
Скачать

3. Эстетика Византии и западноевропейского средневековья

Византийская эстетика (IV – cep. XV вв.) — наиболее динамичное на­правление средневековой эстетики. Первые византийские эстетические концепции сформировались в IV-VI вв. Они представляли собой сплав эллинистического неоплатонизма и ранней средневековой патристики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит).

Идеалом ранневизантийской эстетики становится христиан­ский Бог как источник «абсолютной красоты» и «собственно прекрас­ного».

Огромное значение в эстетической организации жизненной среды начинает играть искусство. Византийцы сумели создать свою художественную систему, которая включала элементы художест­венной культуры Древней Греции, Сирии, Древнего Египта. Появил­ся своеобразный византийский стиль, тесно связанный с новым христианским вероучением. В искусстве господствуют строгие пра­вила и каноны, а красота материального мира рассматривается как отблеск неземной божественной красоты. Вершиной художествен­ной культуры этого периода считаются храм св. Софии в Константи­нополе (532-537) и церковь Сан-Витале в Равенне (V-VII вв.).

В VIII-IX вв. начинается новый этап в развитии патриотичес­кой эстетики, связанный с острой полемикой между иконоборцами и иконопочитателями.

Иконоборцы считали, что божественную природу Христа нельзя воплощать в изобразительном искусстве, а можно лишь на­мекнуть о его присутствии некоторыми знаками (например, крестом, виноградной лозой, цветами).

Против иконоборцев выступил византийский отец церкви Ио­анн Дамаскин (700-750). В своем трактате «Три защитительных сло­ва против отвергающих святые законы» средневековый богослов доказывает, что икону нужно понимать как идеально видимый облик первообраза. Поэтому, когда мы поклоняемся иконе, мы поклоняем­ся не только образу, а первообразу.

Отношение к иконе стало и сущностью эстетической концеп­ции Иоанна, в основе которой лежало образно-символическое пони­мание искусства.

В IX в. иконопочитание было восстановлено, однако византий­ское искусство становится все более условным, лаконичным и кано­ничным.

{33}

Условность подчеркивала отличие художественного произве­дения от воспроизводимой в нем действительности; лаконизм — ха­рактеризовал сдержанность, а порой и скупость художественных приемов, отсутствие в произведениях искусства излишеств; кано­ничность пресекала все отступления художника от выработанных, строго регламентированных иконографических схем. Между тем, в процессе самого творчества происходило художественное преодо­ление канона внутри него самого. Канон, сформированный в процес­се художественной практики, стал ведущей категорией средневеко­вой эстетики, без понимания которой невозможно представить себе весь смысл византийской культуры.

Значительный культурный подъем Византии отмечен в X-XI вв. Он связан с новым расцветом искусства, оживлением научной и фило­софской мысли, серьезными успехами в области образования. В Константинополе разворачивает свою деятельность школа светских наук. Одним из руководителей этой школы становится известный уче­ный-энциклопедист Михаил Псёлл (1018-1078). В своих эстетических высказываниях он все настойчивее проводит мысль о ценности искус­ства как такового, не связанного с религиозно-пропагандистскими це­лями.

Таким образом, в Византийской эстетике были поставлены значимые вопросы, и в первую очередь, положение о месте и роли искусства в философском осмыслении мира; о воспитательном зна­чении художественного творчества, которое мыслилось теперь ши­ре, чем просто очищение и облагораживание души. Византийская эс­тетика, по своему переосмыслив многие эстетические идеи древнос­ти, продолжала разрабатывать такие категории как прекрасное, красота, образ, символ, канон. При этом следует подчеркнуть, что эти проблемы осмысливались с богословских позиций, что наложило на них несомненный религиозный отпечаток.

Наиболее известными западноевропейскими средневековыми эстетиками (IV-XIII вв.) были Августин Аврелий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Боэций, Фома Аквинский. Они разработали ос­новные эстетические принципы, ставшие не только основой их эсте­тических трактатов, но и воплотившиеся в различные виды и жанры средневекового официального искусства.

У истоков средневековой эстетики стоял влиятельнейший де­ятель церкви, епископ Аврелий Августин (354-430). Он прошел сложный путь исканий и через манихейство, скептицизм и неопла­тонизм уже в зрелом возрасте пришел к христианству. Эту эволю­цию он и описал в автобиографическом трактате «Исповедь». В своем исследовании Августин попытался соединить античное и христиан­ское миросозерцание. Постоянно подчеркивая, что именно Бог — высочайший художник, который творит красоту по своим законам,

{34}

Августин, тем не менее, искал числовое выражение этой самой кра­соты. Объясняя красоту как гармонию и порядок, философ отдавал дань пифагорейской античной традиции. С пифагорейской соединя­лась и неоплатоновская традиция, видящая красоту в свете. Именно родство света с душой, осмысление земной красоты как отблеска бо­жественной становится неотъемлемой чертой христианского уче­ния. Другой важной темой эстетики Августина была проблема отно­шения к театру, и вообще к зрелищным искусствам. В сочинении «О граде божьем» мыслитель, интерпретируя учение Платона, под­черкивает, что в чистый, духовный «град божий» зрелища не долж­ны допускаться.

В своих сочинениях Августин теоретически оправдывал алле­горизм, схематизм и символичность официального искусства, в то время как светский вариант художественного творчества не нашел своего анализа в эстетическом наследии средневекового философа.

В позднесредневековый период (XII-XIII вв.) повышается те­оретический интерес к эстетическим проблемам, появляются специ­альные трактаты, в составе больших философско-религиозных сво­дов (так называемых «сумм»). В «Суммах» изложение ведется в сле­дующем порядке- постановка проблемы, анализ различных мнений, решение автора, логические доказательства, опровержение воз­можных и действительных возражений.

По этому же принципу построена и «Сумма богословия» вели­кого итальянского теолога Фомы Аквинского (1225-1277). В этом со­чинении Аквинский как бы подводит итоги средневекового схолас­тического мышления и эстетики. Одну из ключевых категорий эсте­тики «прекрасное» он определяет как то, что доставляет удовольствие своим видом. Для красоты, по его мнению, требуются три условия' совершенство, пропорция, ясность. В учении об искус­стве Фома Аквинский принимает многие положения Аристотеля, высказанные им в «Метафизике». Искусство он рассматривает как подражание природе.

В период позднего средневековья был создан и доведен до вы­сочайшей выразительности синтез искусств. Никогда прежде все виды искусства не объединялись столь целостно, полно и соразмер­но Причем, в основе этого синтеза лежит не столько их простое со­единение, сколько стремление к максимально полному выражению главной идеи христианского мировоззрения.

В основе художественной целостности средневековой эстети­ки и культуры находится идея Бога и божественного происхождения всего сущего. Согласно христианскому учению Бог — это наивысшая красота, первообраз материальной и духовной красоты. В само опре­деление красоты входили и такие эстетические категории, как гар­мония, число, пропорция, свет.

{35}

Средневековая эстетическая культура оказала влияние на формирование двух европейских художественных стилей того вре­мени — романского и готического.

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — это стиле­вое направление в западноевропейском искусстве Х-ХП вв. Его по­явление было вызвано желанием государственной власти и церкви средневековой Европы опереться на достижения культуры быв­шей Римской империи. Романский период средневековья — это время возникновения и функционирования общеевропейского мо­нументального стиля в архитектуре, скульптуре и живописи в эпо­ху наивысшего расцвета феодализма. Монумент выступает как главная составляющая, прежде всего, архитектуры, подчиняя себе все другие виды искусства. Мощные конструкции архитектурных сооружений сочетались с многофигурными скульптурными компо­зициями, в которых господствовали библейские темы и евангель­ские сюжеты о страданиях, неизбежной трагической гибели чело­вечества и торжества христианства над темными силами мирозда­ния. В свою очередь в проповедях церкви и в сознании народа сформировалась главная идея греховности мира полного зла, со­блазнов, подвластного воздействию страшных таинственных сил. Данные сюжеты иносказательно отражали характерные стороны современной жизни людей.

Именно на этой основе в романском искусстве Западной Евро­пы сложился эстетический идеал, противоположный античному.

Готический стиль (итал. gotico — готский, варварский) — ху­дожественное направление в западноевропейском искусстве XII-XVI вв. Готика — это более зрелый стиль, чем романский. Его ха­рактерной чертой является единство и целостность художествен­ных проявлений во всех видах искусства под эгидой архитектуры. Готическая архитектура, ведущим типом которой стал городской со­бор, отличается динамизмом устремленных вверх форм храма, ус­тойчивой каркасной системой, огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов.

Реалистические завоевания готики, мастера которой воспро­изводили образ своего современника в природной и предметной сре­де, свидетельствует о том, что эстетическая культура средневековья была достаточно богата, разнообразна и не оправдывала возрожден­ческого представления о «десяти веках мрака». И хотя в значитель­ной мере эта эстетика была теологической и носила ярко выражен­ный схоластический характер, она поставила ряд назревших вопро­сов, решением которых занялись теоретики и практики нового этапа развития культуры — Ренессанса.

{36}