Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Радугин (Эстетика) / Радугин (Эстетика).doc
Скачиваний:
368
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
1.27 Mб
Скачать

4. Эстетика Возрождения

Эпоха Возрождения — один из самых замечательных периодов в ис­тории европейской эстетической мысли. Сам термин «ренессанс» (возрождение) впервые был употреблен в книге Д. Вазари «Жизне­описание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1568) И это было очень точным определением эпохи, когда перед че­ловеком возникли совершенно новые горизонты, когда мир как будто стал в несколько раз обширней. В течение трех веков, с XIII по XVI вв., Европа стала огромной кузницей, где выковывались новые формы жизни и новые человеческие характеры. Уходило средневековье, уходил феодальный мир, менялись общественные отношения, воз­никало новое светское мировоззрение. «О, дивное и возвышенное на­значение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стре­мится, и быть тем, чем он хочет». Эти гордые слова итальянского гу­маниста Пико делла Мирандолы объясняют нам, почему главной темой эстетики и художественной культуры Возрождения стал че­ловек.

Наиболее ярко и раньше, чем в других европейских странах, Возрождение проявилось в Италии. И дело не только в том, что стра­на занимала выгодное географическое положение, располагаясь на перекрестке традиционных торговых путей. К XIII в. в Италии, поми­мо Рима, выросли, окрепли, расцвели и другие города на правах от­дельных независимых государств — Венеция, Неаполь, Флоренция, Мантуя. Именно в XII-XIII вв. в итальянских городах-государствах обнаруживаются значительные, глубокие сдвиги в социально-эконо­мических отношениях, которые приводят к ослаблению феодальной системы в целом. Италия, с ее процветающими городами, в этом отно­шении оказалась как бы на острие исторического прогресса.

Нарождающийся мир нуждался не только в новых формах по­литической жизни и производства, но и в духовном обновлении. Италия находит эту новую духовную пищу на своей почве: в памят­никах великой античной культуры — в древних рукописях, руинах храмов, в римском скульптурном портрете.

В развитии эстетики Ренессанса выделяются следующие эта­пы: эстетика раннего гуманизма (Петрарка, Боккаччо, Н. Кузанский, Альберти), эстетика высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский) и позднее Возрожде­ние, связанное с кризисом гуманизма (Шекспир, Сервантес). Про­слеживаются две особенности эстетики этого периода: 1. эстетика Возрождения преемственна, так как именно в эту эпоху появились последователи Платона и Аристотеля, 2. эстетические идеи оказали огромное влияние на творчество многих европейских художников и целых художественных школ.

{37}

Европейский гуманизм XIV-XV вв. имел несколько иной смысл, чем тот, который мы вкладываем в него сегодня. Помимо чис­то профессионального значения (то есть связанного с изучением тех дисциплин, которые раскрывали традиции античной культуры) гу­манизм, как понятие, включал и мировоззренческое содержание. Гуманисты были творцами новой системы знания. В центр этой сис­темы встала проблема человека. Основная идея гуманизма и состоя­ла в том, что реальный, земной и внутренне свободный человек был у гуманистов мерой всех вещей. «Человека по праву называют и счи­тают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения», — говорил в «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола (Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. Т. 1.— М., 1981.— С. 248).

Эстетика Возрождения обосновывает и совершенно иное от­ношение к личности художника, исключая средневековое пред­ставление о нем, как о ремесленнике. Творец новой эпохи — это кон­кретное воплощение универсального человека, всесторонне образо­ванная личность. В эпоху Возрождения художника называют «божественным гением», появляется специальный литературный жанр, связанный с описанием биографии творческой личности — так называемые «жизнеописания». Считалось, что каждый человек если не по роду занятий, то хотя бы по своим интересам должен под­ражать художнику.

Теоретики Ренессанса продолжали разрабатывать целый ряд основных категорий Природа и сущность прекрасного понимались ими с помощью категорий гармонии и грации. Широко применяемый в живописи и поэзии античный принцип «мимезиса» (подражания), достаточно глубоко обосновывался в трактатах Франческо Патрици (1529-1597) и Томазо Кампанеллы (1568-1639). Категория пропорции ассоциировалась у теоретиков и практиков Возрождения прежде всего с правилом «золотого деления» (или «золотого сечения»). В трактате «О божественной пропорции» итальянский математик Луиджи Пачоли (1445-1514) писал о том, что правилу «золотого де­ления» подчиняются все земные предметы, претендующие быть красивыми.

Таким образом, категории эстетики развивались и модифици­ровались в соответствии с потребностями художественной практики.

Значительным явлением эстетики Возрождения явилось творчество блестящего итальянского гуманиста, ученого и архитек­тора Леона Батиста Альберти (1404-1472) В своих основных тео­ретических работах «О статуе» (1435), «О живописи» (1450), «О зод­честве» (1450) он обобщил опыт современного ему искусства, поста­вил вопросы гармонического развития личности, проанализировал состояние эстетической организации окружающей среды.

{38}

В своем ключевом сочинении — трактате «О зодчестве», кото­рый был издан после смерти автора в 1484 г., Альберти обратился к вопросам практической эстетики и попытался создать образ эсте­тически гармоничной общественной среды. Такой средой, в его представлении, был «идеальный город». Красота этого города (кото­рую Альберти трактовал не саму по себе, а только в связи с челове­ком), должна быть рационально продумана с точки зрения архитек­турных сооружений и благоустроена для всех социальных слоев, на­чиная от богатых граждан и кончая бедными людьми. В таком идеальном городе должны быть созданы все условия для нравствен­ного совершенствования личности и для ее творческой реализации. Подобным образом устроенная среда должна была сформировать и идеального человека, которого Альберти понимал как творчески активную и душевно спокойную, мудрую и величественную лич­ность. Этот гуманистический идеал Альберти повлиял на формиро­вание ренессансного искусства. Именно образ такого человека стано­вится предметом изображения в художественном творчестве мно­гих западноевропейских художников.

Следует заметить, что эстетика Возрождения не представля­ла собой абсолютно однородного и устойчивого явления. Она пере­жила ряд этапов, в которых менялись различные направления, по­нятия и теории. Середина XVI в. отмечена появлением первых при­знаков кризиса идеалов Высокого Возрождения. В искусстве все чаще и все сильнее ощущается драматизм, трагедийный пафос, со­стояние исторического пессимизма.

В этот исторический период заявляет о себе и новое художест­венное направление, получившее название маньеризм. Под терми­ном «маньеризм» подразумевалось искусство (в частности, живо­писное), отличавшееся многосюжетной и сложной комбинацией, пристрастием к абстрактным линейным конструкциям, манерной изощренностью формы. Форма и стала доминирующим элементом в художественном произведении, содержанию придавалось меньшее значение. В теории маньеризм опирался на идеи неоплатонизма, в которых господствовала средневековая схоластика, астрология, символика чисел. Маньеризм открыл дорогу одному из главных ху­дожественных направлений XVII века — барокко и способствовал появлению новой художественной эпохи в Европе — Классицизму.