Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Радугин (Эстетика) / Радугин (Эстетика).doc
Скачиваний:
368
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
1.27 Mб
Скачать

6. Эстетика Просвещения

В историю общественной мысли XVIII век вошел как эпоха Просве­щения. Просветительское движение имело широкий общеевропей­ский масштаб и охватило собой ведущие европейские страны:

Англию, Францию, Германию, Италию, Россию. Культура «века ра­зума» рождена буржуазными революциями, секуляризацией обще­ственного сознания, распространением идеалов протестантизма, на­растанием интереса к философскому знанию. XVIII столетие обна­руживает и новое понимание самого человека, веря в возможность рационально изменять его к лучшему, безгранично надеясь на разум человеческий и гармонизацию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала.

Эстетика эпохи Просвещения носила наступательный, демо­кратический характер. Она стимулировала интерес западноевро­пейских ученых к переосмыслению традиционных эстетических ка­тегорий: красоты, гармонии, вкуса.

В обосновании красоты все просветители подчеркивали, что ее объективные обоснования открываются только активно стремя­щемуся к ней человеку, вооруженному интеллектом и эмоциями. Категория гармонии становится в этот период характеристикой равновесия рационального и эмоционального начала в человеке, обоснованием возможности снятия социальных противоречий, а не только символом согласия и упорядоченности в природе и в художе­ственных произведениях. Новое звучание в эстетике «века разума» обрело и понятие вкуса. Эстетический вкус оценивался просветите­лями, как чувство, пронизанное мыслью. В нем тесно соприкасаются культура и природа, искусственное и естественное. Вкус выступает своеобразным посредником между ними, он и есть свидетельство то­го, что не всегда они должны выступать как полюсы, ибо гармония между ними возможна.

Крупнейшим представителем эстетики французского Про­свещения являлся Вольтер (1694-1778). В своих статьях «Рассужде­ния об эпической поэзии» (1728) и «Вкус» (1764) он выдвигает поло­жение об исторической изменчивости художественной культуры народов в зависимости от переживаемых ими исторических собы­тий. У Вольтера присутствует явное понимание того, что каждое яв­ление искусства вырастает на определенной исторической и нацио­нальной почве и в ней находит свое объяснение: «В искусствах, зави­сящих непосредственно от воображения, совершается столько же революций, сколько их бывает в государствах: они изменяются на тысячу ладов, в то время как люди пытаются ввести их в твердые рамки» (Вольтер. «Рассуждения об эпической поэзии» //Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2.— М., 1963.— С. 295).

{42}

Вольтер видел в художественном творчестве мощное средство преобразования мира, при этом подчеркивая, что искусство — это порождение и творение человеческого разума и его воли. Философ подчеркивал и то, что неприменным условием бытия ис­кусства является создание художественной иллюзии. Таким об­разом, изображаемое должно соответствовать всеобщим законам разума, но одновременно быть только подобием правды, ее види­мостью.

Художественные интересы Вольтера неразрывно связаны с театром, в котором он видел школу морали, трибуну для пропа­ганды новых идей, могучее средство просвещения. Жанр траге­дии Вольтер рассматривал как самую высокую форму словесного искусства, а самого себя считал прежде всего драматургом. Его деятельность, как театрального драматурга открывается траге­дией «Эдип» (1718), а в конце жизни он пишет трагедии «Ирина» и «Агафокл» (1778).

Вольтер является родоначальником нового понимания сущно­сти античной трагедии. Он сформулирует концепцию, которая будет характерной для всего европейского Просвещения и найдет свое продолжение и развитие в творчестве Дидро, Винкельмана, Лессинга. Согласно теории Вольтера трагическое зрелище должно вызы­вать чувство сострадания, заставляя ощущать чужие страдания как свои собственные. Греческая трагедия — это «школа доброде­тели», которая учит героизму и человечности.

Самым разносторонним представителем эстетики француз­ского Просвещения был Дени Дидро (1713-1784). Являясь автором теории просветительского реализма, создателем знаменитой «Эн­циклопедии искусств, наук и ремесел», Дидро достойно соединил в себе качества философа, теоретика искусства и художественного критика.

Теория просветительского реализма получила обоснование в трактате Дидро «Философское исследование о происхождении и природе прекрасного» (1751). Между тем, сам этот реализм остает­ся в рамках века классицизма. Как и классицисты, Дидро понимает художественное творчество как сознательную деятельность, имею­щую разумную цель и опирающуюся на общие правила и законы ис­кусства. А главным для искусства он считал его нравственное пред­назначение. «Искусство должно учить любить добродетель и нена­видеть порок» (Дидро Д. Театр и драматургия. Собр. соч. В 10-и тт. Т. 5.— М.-Л., 1936.— С. 350). По мнению Дидро, наиболее высокой оценки заслуживает искусство демократическое и пропагандирую­щее нравственность простых людей, выходцев из неимущих слоев, так как именно это искусство наиболее адекватно выражает гумани­стические интересы и идеалы.

{43}

Дидро определил и свое отношение к античному искусству. То, что его эстетика не знает принципа историзма сказывается на трак­товке античности. Для философа античность — абсолютно незыб­лемая норма, великое воплощение жизненной правды, идеальное первоначало, а не определенная историческая ступень в развитии европейского духа, чем она станет позже для романтиков.

В области драмы и теории театра Дидро написал три основных произведения: диалоги к пьесе «Побочный сын» (1757), трактат «О драматической поэзии» (1758) и «Парадокс об актере» (1773-1778). В этих сочинениях Дидро анализирует вопросы стиля, жанра, композиции, режиссера, актера и т. д.

Наряду с практической эстетикой, связанной с теорией и практикой искусства, Дидро занимался исследованием и общих эс­тетических проблем. В своей знаменитой философской повести «Племянник Рамо» (1770) он достаточно убедительно раскрыл диа­лектику художественного сознания. В процессе его функционирова­ния происходят сложные процессы, противоречивые сочетания, пе­реходы из одного состояния в другое: гармонии в дисгармонию, воз­вышенного в низменное, целостности в разорванность.

«Племянник Рамо» написан в зрелые годы, в тот период, когда Дидро был известным писателем и философом. Данное сочинение построено скорее по законам искусства, а не в русле философского рассуждения. Мысль писателя живет в образной форме, в мельчай­ших ее особенностях. Повесть Дидро комментировали и цитировали в своих сочинениях Г. Гегель и К. Маркс.

Эстетика немецкого Просвещения в своем развитии проходит ряд этапов. Первый из них (1740-1760) — связан с именами основопо­ложников немецкой эстетики А. Баумгартена и И. Винкельмана: второй — с деятельностью Г. Лессинга, разработавшего основные принципы просветительского реализма; третий этап (70-е годы) — эстетические идеалы Просвещения находят свое выражение в твор­ческой деятельности молодых писателей «Бури и натиска», отра­зившей идеологию передового немецкого бюргерства; четвертый — связан с именем теоретика искусства и поэта И. Гердера.

В немецкой эстетике эпохи Просвещения были сформулированы некоторые положения диалектического подхода к анализу искусства. У Гердера, Лессинга, Гете, Шиллера развивается исторический подход к пониманию художественного творчества и намечаются тенденции сравнительного изучения различных видов искусств. Немецкое Про­свещение глубоко вникло в проблемы вкуса, реализма, фольклора, вза­имоотношения народного и профессионального художественного твор­чества. Немецкие мыслители окончательно конструировали эстетику как самостоятельную философскую дисциплину и оказали решающее влияние на последующее развитие этой науки в Германии.

{44}