Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Белик Культурология.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
1.12 Mб
Скачать

4. Механизм действия экстатических состояний в культуре и его биологические основания

ЕЩЕ СОВСЕМ недавно, до середины 60-х годов, экс­татические состояния рассматривались только как патологические. Но с развитием психологической науки и антропологических исследований, большего внимания к внутреннему миру человека, под влиянием фило­софских и религиозных учений Востока отношение к ним изменилось. Конечно, такие состояния могут быть признаком патологии, психиче­ской дисфункции человека. Но не всегда их наличие означает патоло­гию. Вопрос о норме и патологии должен решаться не абстрактно-догма­тически, а конкретно-ситуационно, так как нормальное поведение чело­века не есть неизменное качество, а функция, зависящая от конкретно-исторической, этнокультурно- и эколого-биологически обусловленной си­туации.

В качестве отрицательных моментов экстатических состояний при­водят положение о том, что эмоциональное возбуждение подавляет высшую психическую деятельность, сужает сознание до узкого круга представлений, связанных с эмоцией. Последняя доминирует, восприятие внешнего мира выключается или искажается. Но что происходит потом?

Согласно А.А. Ухтомскому, "центр, близкий в своем возбуждении к кульминации, от добавочного раздражения будет впадать в торможе­ние"10. Другими словами, из активного состояния человек перейдет в пассивное, расслабленное, а человеку эпохи НТР это часто просто не­обходимо. Из-за поломки механизма перехода из активного в пассив­ное состояние и наоборот происходит много заболеваний: бессонница, депрессия и т. д. Исходи из концепции А.А. Ухтомского, именно доми­нанта — важнейший принцип поведения и реагирования человека (в том числе и в эмоциональной сфере), которые определяются соеди­нением этнокультурного опыта и наличной ситуации.

Наш же мозг — это "удивительный аппарат, представляющий собой множество переменных, калейдоскопически сменяющихся органов пре­дупредительного восприятия, предвкушения и проектирования среды. Процесс же смены органов достигается посредством образования доми­нанты и торможения прочего мозгового поля"11. Доминанта объединяет комплекс симптомов во всем организме — и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. Доминанта есть совокупность цен­тров с повышенной возбудимостью на разных уровнях головного и спин­ного мозга, а также автономной системы.

Воспоминание доминанты — это возобновление в организме всего комплекса явлений на всех уровнях. При таком понимании общефизио­логического процесса становится ясен общий механизм, возможность, необходимость и основания переключения человека от одной формы деятельности к другой. Возбуждение одних центров вызывает торможе­ние других. Перевозбуждение тормозит доминанту. Именно этот прин­цип положен в основу терапий аналитического типа: "с избытком" пере­жить неприятный эпизод, имевший травматические последствия.

Травматические ситуации прошлого — заторможенное психофизиоло­гическое содержание предшествующих доминант, которые ушли в под­сознание и их необходимо согласовать с настоящим. Пережитые доми­нанты не всегда отрицательны. Переживаемые заново самые счастливые события в жизни человека дают ему возможность выйти из трудной или экстремальной ситуации. Таким образом, память о прошлом может по­мочь человеку. Еще один вариант использования доминанты — формиро­вание воображаемой доминанты с положительной эмоциональной окра­ской и сопереживание ее. В этом заключается основа психотерапии.

Итак, можно утверждать, что экстатические состояния необходимо рассматривать не только как патологические. Они играют определен­ную роль в функционировании человека как члена общности. Одна из важнейших функций ИСС — релаксация, т. е. переход из активного, возбужденного состояния в пассивное. Экстатические ритуалы помога­ют достичь оптимального соотношения уединенности и общения как важ­нейших потребностей человека. Потребность в уединенности состоит в избирательном контроле доступа к "Я", т. е. к открытости или к закрытости для социальной и физической стимуляции. В традиционном обще­стве в этнокультурной традиции заключены способы балансировки со­стояний "уединенность—общение", т. е. регулируются отношения "Я — другие". Общество компенсирует максимальную открытость традиция­ми, связанными с временной изоляцией. И, наоборот, в культурах с максимизацией уединенности, например на Сицилии, это компенсирует­ся раскрепощенным поведением, например на карнавалах. ИСС, рас­смотренные как доминирование эмоции, также являются способом регу­ляции отношения "Я—другие", имеющим сложный двойственный ха­рактер. С одной стороны, круг представлений сужается до одной эмо­ции, выраженной определенным комплексом ощущений, и торможени­ем остального. С другой стороны, расширяются границы "Я", возраста­ет стремление к общению, сплоченности с участниками ритуала, едине­нию с природой.

Согласованные действия людей, достижение коммуникации, пони­мания, т. е. оптимальная реализация отношений "Я—другие", есть ос­нова функционирования любой этнокультурной общности. Важнейшим аспектом здесь представляется специфика этого процесса в обществе, обусловленная особенностями социального типа деятельности: человек воздействует не только на материальные предметы, но и на идеи, обра­зы, понятия. Фундаментальным свойством человеческой деятельности является целеполагание, действие по идеальной схеме, плану и их во­площение в духовной или материальной действительности. Такой спо­соб действия предполагает вынесение во вне человека результатов его индивидуальной деятельности в объективированных формах: устной речи, в виде искусства, воплощение идей в материальной форме.

Результаты труда превращаются в посредников, можно сказать ме­диаторов, между людьми данной общности, между общностями. Но главное при культурном способе деятельности состоит в том, что опыт не закован внутри индивида — он становится достоянием других, со­циальным опытом. Именно на основе целеполагающего действия воз­можно понимание между людьми, сохранение традиций, историческая преемственность. Именно благодаря ему сохранилась культура уже давно исчезнувших цивилизаций.

Важно, что идеально-предметные результаты духовной деятельности, существующие в достаточной степени независимо от индивида (воздейст­вие словом, искусством, системами массовой коммуникации и т. д.), об­ладают обратной силой воздействия на человека, на формирование его внутреннего "Я". Человек, обладая универсальной природой, не может реализовать все свои возможности, стремления и т. д. Способность неза­висимо манипулировать образами в воображении, сопереживать в про­цессе восприятия искусства дает возможность компенсировать то, что человек не может реализовать в действительности. Умение вообразить себя другим, быть в роли другого есть основа ряда психотерапевтиче­ских приемов. В ИСС, в экстатических ритуалах расширяются границы "Я", человек на время становится другим, перевоплощается.

Потребность быть другим и способность удовлетворять эту потреб­ность формируются еще в детстве. Дети видят перед собой свое будущее — взрослых. Они представляют себя другими, в играх осваивают окру­жающий мир, преобразуют действительность в образной, идеальной форме. Эта способность остается и у взрослых, но чаще всего в виде угасшей, заторможенной и забытой доминанты.

Все изменения, достижения человек проецирует во вне, а его "Я" остается относительно неизменным. Стабильная основа "Я" связана с автоматически регулируемыми внутриорганическими функциями орга­низма, обеспечивающими его целостность и взаимодействие с окружаю­щей средой: газообмен, водообмен, внутренний обмен веществ и т. д. Эта система (автономная или периферическая нервная система) функ­ционирует без участия сознания, и в ее стабильности — залог жизнедея­тельности человека.

Другая система управления в организме (центральная нервная сис­тема, уровень сознания), напротив, подвержена изменениям, обучению и т. д. Она регулируется и со стороны сознания, что делает возможным изменения "Я". Взаимодействие этих двух систем управления, в данном случае выделенных функционально, является основой процессов, про­исходящих при ИСС и во время различных сеансов психотерапии. Рас­смотрим теперь внутриорганический уровень этих явлений.

Какова природа транса и его функция во внутриорганических про­цессах? По мнению современных ученых, например Б. Леке, "ритуаль­ный транс... происходит из манипуляций универсальными нейрофизио­логическими структурами, содержащимися потенциально в поведении всех нормальных индивидов и функционирующими как гомеостатиче-ский механизм для индивидов и групп"12.

Ряд зарубежных исследователей, в том числе Е. Чаппл, автор кни­ги "Культура и биологический индивид", утверждают, что дисфунк­ции индивида, а также разобщенность внутри группы имеют своей основой эмоциональную асинхронию. Задача различного рода ИСС, в том числе ритуального транса, — устранить ее. Е. Чаппл рассматри­вает музыкальные ритмы, будь то ритуальная или современная музы­ка, как синхронизаторы внутриорганических процессов. Синхрони­зируются биоволновая активность мозга, рассогласованность внутри-органических процессов самого различного уровня. В этом сущест­венную роль играют музыкальные ритмы, близкие по частотным ха­рактеристикам альфа-ритму человеческого мозга (8 — 14 Гц), а также вспышки света на рок-концертах (свет также является отличным син­хронизатором биологических процессов). Такая стимуляция активи­зирует эпилептоидную тенденцию, которая в скрытом состоянии при­сутствует в каждом человеке и дает возможность войти в ИСС, вплоть до транса, вызываемого спазмом головного мозга. Назначение транса в подобных случаях состоит в выключении на время отдельных сис­тем организма и переводе его из активного состояния в пассивное. Особо хотелось бы подчеркнуть, что этот процесс касается не только мозга и ЦНС, но и ритмов мускульной активности тела и других про­цессов внутри организма, осуществляющихся без участия сознания, воли, автоматически, например таких, как газообмен, сердечная ак­тивность и т. д.