Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Белик Культурология.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
1.12 Mб
Скачать

2 Роль природного окружения в формировании и отборе психологических черт личности

ВЛИЯНИЕ окружающей природы на восприятие, по­знание отмечал еще русский историк В.О. Ключевский. Он видел в среднерусском ландшафт^ источник своеобразия русского националь­ного характера. В.О. Клкиевский выделял значения образов леса, сте­пи и реки в русской культуре и их роль в формировании психологиче­ских черт личности (степь олицетворяла широту натуры, река воспиты­вала порядок и умение совестных действий). Вслед за Ключевским ту же идею развивал Н.А. Бердяев, который отмечал, что в душе русского народа "остался сильный природный элемент, связанный с необъятно­стью русской земли, безграничностью русской равнины"1. В XIX в. теории, рассматривавшие природно-ландшафтные особенности культуры в качестве источника своеобразия духа народа, были популярны не толь­ко в России.

Гипотеза о связи особенностей восприятия, познания, мышления со спецификой природного окружения стала центральным положением, вокруг которого в 60-е годы XX в. концентрировались исследования проекта "Культура и экология". Его активными участниками были аме­риканские антропологи Г. Барри, И. Чайлд, М. Бэкон, Р. Эдгертон, Р. Болтон, X. Виткин. Особо необходимо отметить вклад в разработку проблемы Дж. и Б. Уайтингов.

Основные понятия и взаимодействия рассматриваемой проблемы могут быть представлены следующим образом. Природное окружение (эколо­гия) — субстанциальная активность (экономика) — особенности воспи­тания детей (энкультурация) влияют на: 1) психологические особенно­сти личности; 2) наличие или отсутствие детского труда; 3) особенности ритуалов и других проективных систем (магия, искусство, игры). Наи­больший интерес ученых вызывала гипотеза о воздействии природного окружения на психологические характеристики личности, носящем не прямой, а опосредованный типом деятельности характер.

В итоге исследования 104 (!) традиционных обществ, проведенных М. Бэкон и Г. Барри, гипотеза о тесной взаимосвязи экономики, при­родных условий и специфики психологических черт получила подтвер­ждение. В производящей экономике аграрных обществ ярко выражена тенденция к формированию у детей таких качеств, как послушание, ответственность, воспитанность. Образуется психологический тип лич­ности, для которого характерны уступчивость, уживчивость, умение жить сообща.

В обществах охотников и собирателей антропологи выявили уста­новку на воспитание самоуверенности, стремления к индивидуальным достижениям и независимости. В целом из этих качеств складывается самоутверждающийся тип личности. Общий результат исследований антропологов состоял в отыскании устойчивой корреляции между дея­тельностью по поддержанию существования, которая во многом опреде­ляется природными условиями, и характерными чертами личности, фор­мируемыми в процессе социализации.

Несколько иначе подошел к этой же проблеме Р. Эдгертон, проана­лизировав четыре общества в трех странах Восточной Африки: Танза­нии, Кении и Уганды.

Каждое из этих традиционных обществ представляет собой смеше­ние пастушеских и фермерских групп. Основная направленность иссле­дований Р. Эдгертона — сравнительный анализ влияния природных условий, экономики, особенностей деятельности на личностные харак­теристики выделенных групп населения. Он обнаружил, что у пастуше­ской части населения более развиты такие свойства, как независимость, незавуалированное выражение агрессии и др. Основной чертой, опреде­ляющей характер пастушеского населения, по его мнению, является "открытость". Необходимо подчеркнуть, что Р. Эдгертон не просто кон­статирует наличие определенных черт характера, а исследует их функ­ционирование в культурном контексте: в совместной деятельности по поддержанию существования, в сексуальных отношениях, в связи с пси­хозами, депрессиями, самоубийствами. Аналогичное исследование было проведено Р. Болтоном и его коллегами в перуанских Андах.

Относительно самостоятельным подходом к рассматриваемой про­блеме является изучение того, как влияют на личность познавательные процессы и специфика восприятия, в свою очередь зависящие от при­родного и культурного окружения. Особенность такого подхода состоит в ограничении предмета исследования процессами восприятия, позна­ния, мышления и преимущественно экспериментально-психологическим методом изучения. В ходе решения экспериментальных задач предста­вители различных этнических общностей выделили два общих типа по­знания — когнитивных стиля: глобальный и артикулированный*. Влия­ние природного окружения на особенности когнитивного стиля исследо­вал Дж. Берри. Наиболее интересен в этом плане сравнительный ана­лиз этнической общности темне (Сьерра-Леоне, джунгли) и эскимосов Канады (тундра). Дж. Берри не получил однозначного подтверждения влияния ландшафта на особенности личности. Более надежно подтвер­жден факт опосредованного влияния природных условий на психологи­ческие качества человека через тип хозяйства. При сравнении общно­стей различного уровня исторического развития Берри отмечал измене­ния "Я" от большей дифференциации к меньшей, т. е. явление, обрат­ное обнаруженному Виткином в онтогенетическом развитии. В после­дующих работах Дж. Берри продолжил анализ психологической диф­ференциации личности в производящих и собирающих обществах и свя­зал эту дифференциацию с уровнем иерархичности общности.

Наиболее фундаментальные труды по рассматриваемой проблеме принадлежат Дж. и Б. Уайтингам и их соавторам. Они исходили из психоанализа, изложенного на языке теории научения, используя экс­периментально-психологическую и социологическую методику полевой работы.

Первые контуры концепции, связывающей субстанциальную актив­ность (понимаемую как экологическая адаптация), социализацию, осо­бенности личности и проективные системы, были намечены в 1953 г. Дж. Уайтингом совместно с И. Чайлдом. Затем разработка этой темы была продолжена Уайтингом в 1961 г. в статье "Процесс социализации и личность", вошедшей в книгу "Психологическая антропология", из­данную под редакцией Ф. Хсю. В новом издании этого труда в 1972 г. Дж. Уайтинг в соавторстве с Ч. Харрингтоном дополнил свою схему природным окружением. Исследования Дж. и Б. Уайтингов и их соав­торов отличаются глубинным теоретическим осмыслением рассматри­ваемого круга проблем и интенсивной полевой работой. Наиболее фундаментальным их исследованием является "Проект шести культур", включающий ряд коллективных монографий. Обобщающий и итоговый труд этой серии книга "Дети шести культур. Психокультурный ана­лиз" (1975), в которой теоретическая концепция Дж. и Б. Уайтингов получила наиболее разностороннее развитие и эмпирическое подтвер­ждение. Их модель психокультурного развития — это методология це­лого цикла исследований; ее значение выходит далеко за рамки изуче­ния развития детей в шести культурах. Это своеобразная материалисти­ческая концепция воспроизводства в традиционных культурах. В ней взаимодействуют экологическое окружение (климат, флора, фауна), история, поддерживающие субстанциальные системы, детское обучаю­щее окружение (культурная среда), взрослая личность в единстве при­обретенной и врожденной составляющих и проективные системы (рели­гия, магия, ритуалы, искусство и отдых, игры, уровень преступности и самоубийств).

В последующих трудах Дж. и Б. Уайтинги специально рассматрива­ли роль окружения в психологической антропологии. "Для психологи­ческой антропологии, — пишут они, — важность инвироментальных факторов объясняется в первую очередь их воздействием на поддержи­вающие системы, экономику, образ жизни и социальную структуру, которые детерминируют разделение труда, статус и роль взрослых". Эффект такого воздействия на психологические свойства личности, пре­жде всего в западных цивилизациях, не всегда заметен. Поэтому "одна из важнейших функций психологической антропологии состоит в оты­скании этих скрытых различий"2.

Наряду с опосредованным влиянием природного окружения Дж. и Б. Уайтинги выделяют и более непосредственное его воздействие на экономику, социальную и политическую структуру общности. Значи­тельное место в их исследованиях отводится изучению непосредствен­ного влияния природных условий на отношение детей —родителей. Как показывают последние исследования, степень контакта младенца с ро­дителями может существенно влиять на его развитие в более позднем возрасте. "Согласно нашей гипотезе, тесный физический контакт, отме­чают Дж. и Б. Уайтинги, может иметь продолжительный эффект в ре­акции на физический стресс, физический рост и стиль коммуникаций"3 и, наконец, на особенности характера ребенка. Важность непосредст­венного контакта с ребенком подтверждается современными исследова­ниями. Например, Р. Хайнд отмечает, что "тактильный, термальный стимулы, идущие от матери, вносят существенный вклад в ритм дыха­ния ребенка"4.

Особую группу составляют исследования о воздействии окружения на психологические характеристики личности в рамках этологического подхода к изучению культур. В этологии человека в рассматриваемой проблеме анализируется поведение в социальном и природном простран­стве. Влияние окружения на психологические качества личности отра­жается в категориях, выражающих эмоционально-психологические состояния человека: агрессивность, враждебность, эмпатия, тревога, при­вязанность, страх, любовь и др. Важную связующую роль здесь играет потребность в уединенности и общении и степень их удовлетворения в современных и индустриальных обществах. Разрегулированность связи "Я —другие", неудовлетворенность потребности в общении ведут к де­градации личности вплоть до тяжелейших психопатологий.

Изучение воздействия социального и природного пространств состо­ит в установлении того, в какой степени они способствуют существова­нию и отсутствию, а также интенсивности эмоционально-психологиче­ских состояний. Наиболее наглядный пример подобного анализа — выявление причин, способствующих существованию такого качества человека, как агрессивность. На интенсивность его проявления воздей­ствует непосредственное физическое окружение: температура воздуха, сила звука, а также ряд социально-психологических факторов (скопле­ние народа, деятельность средств массовой информации). Предметом изучения становится и влияние на агрессивность, тревожность и тому подобных качеств климата, географических условий (высокогорье, из­менение или стабильность светового дня).

В 70^ 80-е годы влияние окружения на эмоционально-психологиче­ские состояния личности исследуется более системно и целостно. Преж­де всего изучается взаимодействие личность — пространство (person — place). Наиболее интересное воплощение такой подход получил в кон­цепции территориального функционирования Р.Б. Тейлора. Террито­риальное функционирование рассматривается во взаимосвязанной, куль­турно- и социально-определенной системе поведения, чувствования, по­знания. Данная концепция имеет психологические, социально-психоло­гические и экологические последствия соответственно для индивида, ма­лой группы и экологической системы. Важнейшее психологическое след­ствие на индивидуальном уровне уменьшение стресса, что ведет к уменьшению агрессивности, враждебности. На уровне малой группы на основе эмпатии повышается сплоченность. Экологические последствия состоят в более эффективном функционировании окружающей среды природной и квазиприродной. Территориальное функционирование эффективно тогда, когда учтены социальные и культурно-обусловлен­ные факторы, необходимые для существования человека как в традици­онном, так и в современном обществе.

Обращает на себя внимание такой феномен, как привязанность к месту, определяемый как "аффективные связи между индивидом и его непосредственным окружением"5. Это явление играет далеко не послед­нюю роль в формировании характера человека, в его отношении к окру­жающему миру.