Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Александр Владимиров - Апостолы (полностью).doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
3.81 Mб
Скачать

Часть 1. Глава III. Время Иринея Лионского

2. Упадок и реакция

Так или иначе, но в результате лионских погромов, ставших возможными из-за удаленности Лиона от столицы и, вероятно, только поэтому остановленных слишком поздним вмешательством центральных властей, Ириней Лионский при наступившем затишье занял освободившуюся епископскую кафедру. Где он пребывал во время ловли и истязания его единоверцев – ничего не известно. Зато Евсевий сообщил, что будто бы лионские мученики из тюрь­мы написали епископу Рима:

“Желаем тебе, отец Элевферий, радоваться в Боге сейчас и всегда. Мы попросили доставить тебе это письмо нашего брата и сообщника Иринея; просим тебя, будь к нему расположен: он ревностен к завету Христову. Если бы мы думали, что правед­ность доставляет человеку место, то мы поставили бы его, по его заслугам, первым среди пресвитеров церковных” (Евсевий. ЦИ.V.4.2).

Ириней это удивительное письмо и доставил. Выходит так, что в период гонений Ириней был в Лионе одним из достойней­ших, ко всему прочему еще и наставленным в вере учеником апос­тола Иоанна – одним только этим являясь фигурой весьма замет­ной – однако во время гонений никто из гонителей на него внима­ния не обратил, и венец мученичества достался другим. Письмо напоминает текст, рожденный, что называется, «задним числом». Но может быть, вся история о благословении Иринея лионскими подвижниками вообще плод фантазии того же Евсевия? Ведь без этого Ириней выглядел бы совсем неубедительно: пришел неизве­стно откуда, сказав, будто в юности или даже в детстве видел По­ликарпа, а затем после уничтожения христиан Лиона занял пусту­ющую разгромленную кафедру Лиона. Чей он был ученик в дейст­вительности, какие духовные подвиги снискал до того – сия тайна покрыта мраком.

Если верить Евсевию, в ходе репрессий оказалась уничтожен­ной вся главенствующая часть Лионской и Вьеннской церквей: «Из двух упомянутых Церквей забрали людей самых деятельных, на которых Церкви, по существу, и держались» (ЦИ.V.1.13). Да­лее ход мысли Евсевия мог бы повторить любой последующий апо­логет, когда произвольно соединяются общеизвестные факты, а подстроенный к ним малоинформативный домысел выдается за древнее предание. Например, Евсевий пишет:

“Последователи Монтана, Алкивиада и Феодота во Фригии только-только заговорили тогда на людях о своих прорицаниях

Упадок и реакция

79

(так как очень много и других чудес еще до того времени совер­шалось по Божией благодати в разных церквах, то многие пове­рили и их пророческому дару). Возникли по этому поводу разно­гласия, и братья из Галлии [из Лиона и Вьенны], изложив собст­венное суждение, осторожное и вполне правоверное, извлекли еще письма разных мучеников, у них [в Лионе] скончавшихся, которые те, беспокоясь о мире церковном, находясь еще в око­вах, писали братьям в Азии и Фригии, а также Элевферию, тог­дашнему Римскому епископу” (ЦИ.V.3).

Характерно, что Евсевий, в иных случаях указывающий ис­точники сведений, на этот раз отмалчивается.

Итак, по выходе из подполья вместо того, чтобы обрушиться на провокаторов и подстрекателей, вместо того, чтобы с жаром на­чать отстаивать возвышенность христианской веры и христианской праведности (как это делали прочие христианские апологеты), Ириней Лионский всю свою энергию направил на борьбу с христи­анами-гностиками.

Кем же являлись столь ненавистные Иринею гностики и ере­тики?

Богатый торговец Маркион, противопоставивший доктрины Ветхого и Нового Заветов, явился в Рим при папе Гигине (главен­ствовавшим в 137 – 141). Отцом Маркиона, согласно преданию, был епископ Синопа – оживленного торгового центра на Черно­морском побережье Малой Азии. Маркион передал большую сумму пожертвований римской епархии, а также письма Павла, в которых обнаружилась резкая антиветхозаветная позиция. Впоследствии оказалось, что тексты писем, привезенных Маркионом, значитель­но отличались от тех, что были позже приняты церковным кано­ном. Некоторые авторы даже предполагают, что Маркион имел письма-оригиналы, невесть откуда у него взявшиеся, и что именно благодаря Маркиону церковь владеет Павловым наследием, хотя и значительно измененным затем корректорами. Главная ересь Мар-киона, по мнению ортодоксов, заключалась в неприятии им Ветхо­го Завета. Маркион потребовал от представителей Римской церкви разъяснения, каким образом считают они возможным сохранить хотя бы внешнюю связь между иудаизмом и Христовым Открове­нием, вопреки прямому смыслу слов Христа о невозможности вли­вания вина нового в мехи ветхие (Лк 5.37), о невозможности приставления заплаты к ветхой одежде, отодрав её от новой (Лк 5.36), о невозможности ожидать плода доброго от древа ху­дого (Лк 5.43-44). Маркион формулировал данный вопрос отнюдь

80