Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Александр Владимиров - Апостолы (полностью).doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
3.81 Mб
Скачать

Часть 2. Глава VII. Непризнанные апостолы Христа

ются в Панарии 1, может быть, главным образом вследствие силь­ного предубеждения автора (Евсевия) против памяти Оригена”. Ибо даже “те из почитателей Оригена, которые держались наибо­лее крайних его мнений, имели эти мнения про себя как личные бо­гословские мнения, не думая из-за них составлять отдельные от Церкви секты” 2» 3.

Кем же в богословии являлся сам Епифаний, столь смело вы­ступивший против величайшего христианского мыслителя, Оригена? Иванцов-Платонов отмечает, что хотя «богословское образование Епифания было твердо и во всяком случае православно, но при сла­бости общего образования и неглубоком развитии мысли в самых его богословских суждениях наряду с понятиями твердыми и истин­но православными высказывались иногда понятия не глубокие, не твердые и оригинальные и произвольные, можно сказать, до стран­ности и наивности… При горячности натуры, при крайней предубеж­денности против еретиков и при недостатке широкой способности входить в смысл мнений, противных личным его убеждениям, он, естественно, мог иногда самым искренним образом (? – А.В.) нена­меренно искажать, представлять в преувеличенно-темном и грубом виде смысл обличаемых учений и придавать значение всяким пре­увеличениям, иногда, может быть, и совсем недостоверным извести­ям о недостатках нравственной жизни еретиков. Горячая ревность к обличению учений, противных Православию, при недостаточно глу­боком в иных случаях понимании самого Православия и мнений, представляющихся несогласными с ним, естественно, могли увле­кать иногда в излишнюю строгость суждений и подозрительность, при которой всякое не особенно значительное уклонение мысли от общепризнанного мнения представлялось злою и упорною ересью, подрывом всех основ христианства. Епифаний знаменитого Ориге-на, к которому при всех его увлечениях с уважением относились за­мечательнейшие и православнейшие из церковных богословов того времени, считал великим еретиком, и сочинения его, из которых черпали много полезного такие знаменитые учители Церкви, как Ва­силий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Дидим Александрийский, признавал источником всевозможных ересей» 4.

1 «Панарион» – антиеретический труд Епифания, в котором автор назвал восемь­ десят видов ересей.

2 Иванцов-Платонов А.М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. С.309-310.

3 Сидоров А. Жизненный путь Оригена //В сб.: Патристика. Новые переводы, статьи. Н.-Новгород, «Альфа и Омега», 2001. С.316-317.

4 Иванцов-Платонов А.М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. С.268.

Ориген

363

Именно этот якобы «ненамеренно искажающий», «представля­ющий в преувеличенно-темном и грубом виде смысл обличаемых учений» Епифаний Кипрский 1, как отмечает А.И.Сидоров, был «основным вдохновителем первой волны оригенистских споров (конец IV – начало V вв.), связанных с борьбой против учения Оригена как учения еретического… Непримиримый защитник Ни-кейского символа и борец за чистоту церковной веры, он, однако, допускал ошибки в своих суждениях. Св. Епифаний, например, стал одним из главных предтеч иконоборчества, посвятив три со­чинения полемике с иконопочитанием. Будучи сугубым практиком в области монашеской аскезы, он являлся противником тайнозри-тельного созерцания, во многом восходящего к Оригену. С одной стороны, “обширный отдел в Панарии Епифания против Оригена является первым полемическим произведением церковного тради­ционализма, открывающим великую борьбу против богословской науки в Церкви” 2, с другой же стороны, его выступление против Оригена было косвенно направлено против того типа монашеской духовности, противником которого он был. Этот тип духовности, ярким представителем которой являлся и Евагрий (последователь Оригена. – А.В.), глубоко укоренился в первоначальном монаше­стве: он был одним из ответвлений того “православного оригениз-ма”, о котором речь шла выше. “Православный оригенизм” (в по­ложительном значении. – А.В.) прослеживается в посланиях преп. Антония 3, он был не чужд и другим известным египетским по­движникам, таким, как Памво, Кронид и др. 4. Вместе с тем и путь сугубой практической (бездуховной – А.В.) аскезы, которым шел св. Епифаний, также был достаточно широко распространен в раннем монашестве. Так, к нему принадлежал известный коптский подвижник Шенуте (проповедник палочной дисциплины в монаше-

Св. Епифаний (родился в палестинском Элевтерополе). В молодости он некото­рое время подвизался в Египте; затем, вернувшись на родину в Палестину, ос­новал монастырь, став его настоятелем в возрасте ок. 20 лет, и пробыл на этой должности более 30 лет (335–367 гг.). Затем, благодаря содействию своего ду­ховного отца, св. Илариона Великого, св. Епифаний был избран и рукоположен во епископа Кипрского и оставался на этой кафедре вплоть до своей кончины (403 г.). – А.С.

Сагарда Н.И. Древне-церковная богословская наука на греческом Востоке в пе­риод ее расцвета (IV – V вв.), ее главнейшие направления и характерные осо­бенности. СПб., 1910. С.18-34.

См.: Rubenson S. The Letters of St. Antony. Origenist Theology, Monastic Tradition and the Making of a Saint. Lund, 1990.

См.: Dechow J.F. Dogma and Mysticism in Early Christianity. Epiphanius of Cyprus and the Legacy of Origen. Mercer, 1988. P.143-218; 0’Laughlin M. Origenism in the Desert. Ann Arbor, 1987.

364