Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0260913_96485_kobozeva_i_m_lingvisticheskaya_se.doc
Скачиваний:
289
Добавлен:
15.06.2018
Размер:
7.17 Mб
Скачать

5.1. Общая идея компонентного анализа значения

В разделе 4 мы говорили о таком аспекте словесного знака, как его отношение к другим знакам в системе языка, ввели понятие семантической корреляции и рассмотрели основные виды таких корреляций. Теперь мы рассмотрим, как через установление корреляций между словами можно придти к представлению значений слов в виде комбинации элементарных компонентов смысла, т. е. к компонентному анализу лексических значений.

Мы говорили о том, что отношения, в которые вступают между собой слова в языке, обладают разной степенью системности. Если по­нимать системность организации некоторого множества объектов как возможность построить объекты этого множества с помощью правил, количество которых меньше, чем количество самих объектов, то можно считать, что системными являются те корреляции, которые обеспечи­вают системность организации множества слов. Из этого следует, что системные корреляции не должны быть уникальны, они должны характе­ризовать не одну пару противопоставленных слов, а целый ряд таких пар. На основе системных отношений между словами строятся пропорцио­нальные равенства, которые можно назвать семантическими пропорциями. Примеры семантических пропорций:

  1. бояться : пугать = купить : продать ... = выходить замуж : жениться;

  2. кислород : газ = клубника:ягода = ... ~лингвист ;ученый;

  3. писать: почерк ходить : походка = ... = вести себя : поведение;

  4. помнить ; вспомнить : напомнить = быть мертвым : умереть: убить =... = бодрствовать :проснуться :разбудить;

  5. мужчина: женщина: ребенок = бык : корова: теленок ... = петух: курица: цыпленок.

Подобные пропорции выражают тот факт, что, с точки зрения зна­чения, помнить, вспомнить и напомнить с одной стороны, и бодрство­вать, проснуться и разбудить с другой, имеют нечто общее; более того, напомнить и разбудить имеют такие общие черты, которыми не облада­ют ни вспомнить и проснуться, ни помнить и бодрствовать, и, наоборот, вспомнить и проснуться имеют такие общие черты, которыми не обладают помнить и бодрствовать. То общее, чем обладают эти различные груп­пы слов, можно приписать совпадению элементов, из которых состоят значения этих слов. Таким образом производится следующий логический шаг: от констатации сходств и различий между значениями противопо­ставляемых друг другу слов, от выделения на этой основе общих для них и различительных семантических признаков осуществляется переход к предположению о том, что значение этих слов состоит из элементарных смысловых единиц — семантических компонентов, сем, соответствующих выделенным при сопоставлении признакам. Предположение о том, что значение каждой единицы языка (в том числе слова) состоит из набора семантических компонентов — это одна из основных гипотез, на кото­рых базируется метод компонентного анализа. В лексической семантике метод компонентного анализа принадлежит к числу основных методов описания лексического значения.

Для уяснения главных идей компонентного анализа полезно сопо­ставить семантические пропорции с числовыми, как это делает Дж. Лай­онз в своем учебнике «Введение в теоретическую лингвистику» [Лай­онз 1977: 496-497]. Если нам дана числовая пропорция*.

а: b = с : d,

то мы можем разложить эту пропорцию на множители. Эти множители для сопоставимости с семантическими пропорциями можно назвать ком­понентами. Отметим кстати, что в некоторых вариантах компонентного анализа вместо термина семантический компонент используется термин семантический множитель в полном соответствии с арифметической тер­минологией. Каждое из четырех выражений в этой пропорции далее можно представить как произведение пары множителей, или компонен­тов. Например, из пропорции:

2 : б = 10: 30

можно извлечь компоненты-множители 1, 2,3 и 10. Тогда эту пропорцию можно переписать следующим образом:

(2 х 1): (2 х 3) = (10 х 1): (10 х 3).

Посмотрим на полученные множители-компоненты. Три из них — 1, 2 и 3 — простые числа, которые далее не разложимы, т.е. не предста-вимы в виде произведения других простых чисел, кроме 1 и самого себя. Такие компоненты являются конечными, или минимальными компонен­тами. Множитель 10 не является простым числом, и следовательно, он может быть представлен в виде произведения конечных компонентов — простых чисел, Для того, чтобы разложить 10 на простые числа — сомно­жители — мы должны привлечь к рассмотрению еще одну пропорцию, например, такую:

1:2 = 5 :10.

Это позволит нам извлечь минимальные компоненты числа 10 — 2 и 5. Тогда исходную пропорцию мы сможем представить в виде:

(2 х 1): (2 х 3) = ((2 X 5) х 1) : ((2 х 5) х 3).

Здесь уже каждое из четырех исходных выражений представлено в виде произведения своих минимальных, или конечных, компонентов.

Рассуждая аналогичным образом, мы можем проанализировать и се­мантические пропорции. Из пропорции вспомнить ; напомнить = про­снуться : разбудить мы можем извлечь три компонента смысла: 'кау-зировать' (*а 'заставить'), 'вспомнить' и 'проснуться'. На этой стадии анализа 'вспомнить' и 'проснуться' выступают как единые компонен­ты. Если далее мы привлечем к рассмотрению пропорцию помнить : вспомнить = бодрствовать : проснуться, мы сможем извлечь новые ком­поненты — 'начать', 'помнить' и 'бодрствовать'. Отметим, что ни один из этих компонентов априори не считается конечным компонентом, или минимальным элементом смысла или семантическим примитивом, так как вполне вероятно, что, привлекая другие слова языка для сравнения с дан­ными и составляя пропорции, мы сможем разложить эти компоненты на «более простые», или «более мелкие». Например, на основе пропор­ции иметь : сохранять знать : помнить можно представить помнить как произведение компонентов продолжать и знать. Поскольку в прин­ципе для анализа доступны все релевантные пропорции, сторонники компонентного анализа выдвигают второе основное предположение: весь словарный состав языка может быть описан с помощью ограниченного и сравнительно небольшого числа минимальных смысловых элементов.

Для обозначения минимальной единицы значения используется це­лый ряд терминов: сема, семантический дифференциальный признак, се­мантический множитель, семантический примитив, смысловой атом, фигура содержания и т. п. Наиболее удобным нам представляется термин «сема».

К настоящему моменту метод компонентного анализа имеет уже более чем 30-летнюю традицию. Начиная с 60-х гг. его применяют в лек­сической семантике с различными целями, основной из которых является описание лексических значений. Этот метод хорошо зарекомендовал себя и при решении прикладных задач, таких как информационный поиск, автоматическое понимание текста. Метод компонентного анализа ре­ально существует во множестве вариантов, которые могут существенно отличаться друг от друга по целому ряду параметров. Однако суть метода остается неизменной. Говоря на самом общем уровне, компонентный анализ лексических значений — это последовательность процедур, кото­рая, будучи примененной к словам языка, ставит в соответствие каждому слову определенным образом организованный набор семантических ком­понентов.

В диссертации Т. С. Зевахиной «Компонентный анализ как метод выявления семантической структуры слова» [Зевахина 1979] разработа­на система параметров (всего их 134), на основе которых можно оха­растеризовать конкретные разновидности компонентного анализа. Одна группа параметров характеризует процедуры анализа, другая — сам ком­понентный метаязык. Рассмотрим наиболее распространенные варианты компонентного анализа в хронологическом порядке.