Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Древняя Руь и Московское государство.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
30.11.2018
Размер:
1.15 Mб
Скачать

Территориально-племенные объединения

В VI-VIII в. восточные славяне объединяются в территориальные союзы племен в первую очередь для защиты от внешней угрозы. Во главе этих союзов стояли князья, выполнявшие политико-управ­лен­ческие и военные функции, опираясь на дружину, профессиональное «воинское братство», в котором князь был «первым среди равных». Такими союзами, согласно «Повести временных лет, были на среднем и верхнем Днепре – поляне; в бассейне Западной Двины – кривичи; на берегах озера Ильмень и реки Волхов – словене; в Полесье между Припятью и Березиной – дреговичи; в верховьях Оки – вятичи; по Десне, Сейму и Суле – северяне; между Сожем и Ипутью – радимичи; по Тетереву и Ужу – древляне; на Волыни – дулебы; в Карпатах – хорваты; по Бугу и устью Дуная – уличи и тиверцы.

Политической основой этих союзов являлись институты «военной демократии», среди которых наряду с князем и дружиной большую роль играли вече и совет старейшин. Во времена военных конфликтов создавались народные ополчения.

Образование Древнерусского государства

Дальнейшая интеграция этих союзов во главе с «городами-государствами» постепенно привела к возникновению в середине IХ в. нескольких геополитических центров, среди которых выделялись на Юге поляне (с центром в Киеве) и на Северо-западе словене (с центром вначале в Ладоге, а затем в Новгороде). Объединение этих центров и привело к образованию такой новой организационной формы жизни общества, как Древнерусское государство.

Процесс становления Древнерусского государства растянулся на несколько столетий и завершился примерно в середине IХ в. По своему характеру это был процесс не только социально-политическим, но и социоприродным. Он был обусловлен не только естественным стремлением общества к самоорганизации и упорядочиванию отношений между людьми, но и отношением общества с природой. Поэтому важную роль в древнерусском «этатогенезе» играли, с одной стороны, такие факторы, как становление производящей аграрной экономики, рост производительности труда, углублявшееся разделение труда, развитие меновой и денежной торговли. С другой стороны, такие факторы, как учреждение первичной бюрократии в лице княжеской и вечевой властей, возникновение социального неравенства. И, наконец, большую роль играл фактор военно-политичес­кие характера: необходимость защиты от внешних врагов, потребность во внешнеполитической экспансии.

Первоначально основными функциями государственных образований были Суд и Война и только позднее в связи с обострением социальных противоречий государство берет на себя функцию защиты интересов привилегированного слоя, не утрачивая при этом и функции защиты общенациональных интересов.

Возникновение государства у восточных славян было вызвано в первую очередь внутренними причинами. По сравнению с Западной и Южной Европой, где появление новых «варвар­ских» государств шло ускоренными темпами при опоре на традиции поздней античности, темпы образования государственно-политического объединения славянских племен были замедленным. Кроме того, постоянные набеги кочевых племен, организация походов в Византию, необходимость регулирования внутренних социальных отношений, – все способствовало усилению княжеской власти, которая в условиях федеративного устройства Древней Руси все более приобретала характер раннесредневековой монархии.

Завершение процесса образования государства у восточных славян связывают с летописным рассказом о призвании варягов. Монах Нестор, автор «Повести временных лет», описывая еще доваряжский период, приводит сведения о трех братьях – Кие, Щеке и Хориве – родом из славян. Старший брат Кий, замечает летописец, не был перевозчиком через Днепр, как некоторые думают, а был князем и ходил в поход даже на Царьград. Кий был родоначальником славянской династии князей, а Киев являлся административным центром племенного объединения полян.

Призвание варягов Нестор описывает следующим образом. Издавна в земли новгородских славян, кривичей и соседних финских племен приходили варяги из-за моря и брали с них дань. И вот данники восстали и прогнали варягов за море, и сами стали «владеть землей» и ставить города. Но вскоре между ними начались усобицы, и не стало в их землях правды. И тогда решили они найти себе князя, который устроил бы у них справедливый порядок. Отправили за море послов и обратились к варягам-руси: «Земля наша велика и обильна, а устройства в ней нет, пойдите княжить и владеть нами». Вызвались три брата-варяга с дружинами. Старший брат, Рюрик, обосновался в Новгороде, средний, Синеус, – на Белоозере, младший, Трувор, – в Изборске. Братья Рюрика вскоре умерли, и он сделался единодержавным князем на Севере.

Когда Рюрик княжил в Новгороде, два его дружинника – Аскольд и Дир – решили сделать набег на Византию. С небольшим числом воинов они спустились по Днепру и подошли к Киеву, земле полян. «Кому вы платите дань?» – спросили варяги. «Хазарам», – ответили киевляне. «Платите нам!» – сказали Аскольд и Дир. Киевляне согласились, и варяги стали управлять племенем полян.

После смерти Рюрика княжить в Новгороде стал его родственник Олег, который задумал объединить все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». Захватив с собой малолетнего сына Рюрика Игоря, Олег в 882 г. двинулся на юг и в конце концов подошел к Киеву. Выманив обманом из города Аскольда и Дира, Олег убил их под предлогом, что они «не князья и не княжеского рода», а с ним Игорь, «Рюриков княжич». Киев понравился Олегу, и он сделал его столицей, назвав «Матерью городов русских». Отсюда Олег покорял другие славянские и неславянские племена, совершал походы на Византию. Летописец подчеркивает исключительную роль Олега в создание сильного государства, который вывел славянские племена из подчинения хазарам и установил путем договоров нормальные дипломатические и торговые отношения с Византией.

После смерти Олега киевским князем стал Игорь (912- 945 гг.). Летопись рассматривает его в качестве сына Рюрика, хотя некоторые отечественные историки полагают, что это был князь славянского происхождения. Постепенно варяжская правящая династия на Руси была ассимилирована восточнославянской этнической общностью. Так, сын Игоря киевский князь Святослав (945-972 гг.) уже носил славянское имя.

В настоящее время вряд ли кто из серьезных ученых отрицает значение варяжского элемента в окончательном объединении славянских и неславянских племен в IХ в. Разногласия имеют место по вопросу о том, какова при этом была их роль и были ли у славян государственные образования до варягов. Вопросы эти решаются в значительной мере в зависимости от представления о том, что такое государство.

Если не сводить государство только к политическим институтам власти, а рассматривать его и как определенную территорию, то надо признать, что Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилось во второй половине IХ – начале Х в., т.е. в «варяжский период». Однако, хотя государство у восточных славян сложилось окончательно в «варяжский период», сами варяги появились уже после того, как в восточнославянских землях вполне сложились предпосылки для возникновения государственных объединений. Летописное известие о призвании варягов, по-видимому, содержит гораздо больше действительных фактов, чем иногда думают, и поэтому не следует все это сводить к легенде. Однако приглашение варягов не означает, что они явились создателями Древнерусского государства. Речь, вероятно, идет о приглашении варягов прежде всего в качестве наемников (В.Ключевский). Поэтому роль их была в процессе образования государства достаточно скромной, несмотря на то, что одному из их предводителей удалось основать правящую династию.