Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
"К ТЕОРИИ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ" Автор Паринов С.И.....doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
03.12.2018
Размер:
2.74 Mб
Скачать

Пространственные границы информационных взаимодействий

Для наглядности дальнейших рассуждений введем понятие "наблюдатель", которым может быть любой заданной агент социально-экономической системы, расположенный в некоторой точке ее информационного пространства. Это позволит нам определить различие возможных взаимодействий каждого отдельно взятого агента системы (наблюдателя) со всеми остальными агентами системы. (Мы используем понятие "наблюдатель" примерно так же, как это делается в физической теории относительности). Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемую ниже дифференциацию подмножеств агентов, принадлежащих определенным зонам информационного пространства, следует понимать как явление сугубо относительное для выбранного наблюдателя. Одна и та же часть экономической системы может быть зоной разных видов взаимодействий в зависимости от того, какой агент взят на рассмотрение.

Зону информационного пространства в близи наблюдателя можно считать зоной сильных взаимодействий, т.к. информационный обмен наблюдателя с самыми удаленными агентами этой зоны (например, находящихся на ее границе) занимает время, не превышающее длительности периода, за который происходит существенное изменение состояние системы (зона А). Пусть граница этой зоны отстоит от точки расположения наблюдателя на длину радиуса Ro. Таким образом, сильные взаимодействия возможны между близко расположенными агентами, имеющими возможность для обмена информацией в так называемом режиме реального времени, при этом подмножество этих агентов расположено внутри зоны А с радиусом Ro.

Среди агентов, расположенных от наблюдателя на большем расстоянии, чем радиус Ro, есть подмножество, для которого обмен информацией с наблюдателем может реализовывать их взаимодействия, если информационные потоки от агента-источника не предполагают существенной обратной связи от агента-получателя информации (зона В). Этот случай характеризуется преимущественно односторонними потоками информации, что позволяет расширить количество агентов (по сравнению с группой "сильных взаимодействий"), с которыми наблюдатель может взаимодействовать, но при этом приходится пожертвовать обратными реакциями на получаемые сигналы. Будем считать, что данная группа агентов находится в зоне средних взаимодействий по отношению к наблюдателю. Дальняя граница этой зоны равна временному интервалу прямого хода информационных потоков до точки, в которой информация уже существенно теряет свою актуальность. Будем считать, что дальняя граница зоны В удалена от местоположения наблюдателя на радиус Re. Если предположить постоянство скоростей прямого и обратного ходя информационных потоков, то радиус Re должен быть примерно в два раза больше радиуса Ro.

Все те, кто не вошел в предыдущие группы и, следовательно, расположен по отношению к наблюдателю на расстоянии большем радиуса Re, находятся в зоне слабых взаимодействий с наблюдателем (зона С). Ни кто из этой, третьей группы агентов не может иметь обмена информацией с наблюдателем в режиме реального времени. За то время, которое требуется для прохождения информационных потоков от наблюдателя к любой точке в зоне слабых взаимодействий, содержание информационных потоков перестает соответствовать текущему состоянию экономической системы в силу накопившихся за это время не предвиденных изменений. Поэтому получаемые информационные потоки в этом случае не могут служить основой для полноценных взаимодействий, хотя существуют ситуации, когда даже при таких условиях определенные виды взаимодействия возможны.

Итак, если наблюдатель расположен в некоторой точке информационного пространства, то его возможные взаимодействия с остальными агентами системы можно разделить на три основных вида: "сильные", "средние" и "слабые", которые пространственно привязаны, соответственно, к зонам А, В и С.

Существование теоретических пределов информационных взаимодействий означает, что вероятность сохранения адекватности содержания информационного потока зависит: 1)от удаленности получателя от источника; 2)от средней скорости распространения информации по пространству системы; и 3)от средней скорости изменения состояния объектов системы. За время движения информационного потока от агента-источника (обозначенного как объект в виде часов на правой границе рисунка) состояние агента-получателя может варьироваться тем сильнее, чем дальше они удалены друг от друга (ширина сегмента возможных состояний агента-получателя увеличивается с удалением от правой границы). Таким образом, вероятность сохранения актуальности информационного обмена обратно пропорциональна ширине этого сегмента.

Рис. 2.1.

В силу технических ограничений на скорость распространения информации в стохастической среде взаимодействия между участниками экономики имеют некоторую пространственную структуру, которая в первом приближении охарактеризована нами как зоны сильных, средних и слабых взаимодействий. Интенсивность взаимодействий в каждой из данных зон, естественно, может варьировать от нуля до верхнего предела возможного для данной зоны. Таким образом, в зоне А сильных взаимодействий (по принципу вложенности зон) фактически могут быть реализованы все другие интенсивности. В зоне средних взаимодействий В могут быть реализованы все интенсивности за исключением "сильной" и т.д.

Рис. 2.2.

Между выделенными тремя уровнями интенсивности взаимодействий легко могут быть проведены аналогии с основными видами институциональных структур. Сильные взаимодействия характерны для малых групп, участники которых могут обмениваться информацией в реальном времени. Средние взаимодействия, имеющие преимущественно односторонний характер, характерны для иерархических структур, в которых информационные потоки идут, главным образом, от руководителей к исполнителям. Слабые взаимодействия соответствуют рыночным взаимодействиям.

Как уже упоминалось, зоны разных видов взаимодействий имеют вложенный характер. Таким образом, в среде, существующей в малой группе, могут работать и все остальные институциональные структуры. Наоборот, в глобальной рыночной среде не может работать ни какая другая институциональная структура, кроме самой рыночной.

В соответствии с положениями "институциональной экономки" Д. Норта ([Д. Норт, 1997]; [D. North, 1994]), те или иные организационные формы взаимодействий создаются в результате работы определенных институциональных структур. Фактически, формы экономической организации, применяемые в экономике в расширенном порядке, не могут быть изменены без предварительных институциональных изменений. Следовательно, для того, чтобы приложения современных возможностей виртуальной среды к социально-экономической деятельности дали существенный макроэкономический эффект, необходимы, в первую очередь, корректировки применяемых в экономике институциональных "правил игры". Сначала, к новым возможностям должны быть адаптированы институциональные структуры, и только затем, регулируемые ими взаимодействия, могут уже массовым образом задействовать новые более эффективные средства коммуникаций и обмена информацией43.

Новые возможности для взаимодействия поощряют людей к конструированию новых институциональных структур и эволюционному изменению уже существующих. Вместе с тем, определенная часть институциональных структур всегда прежде оставалась достаточно стабильной. Хорошо известные исследователям рыночные и иерархические институциональные рамки уже продолжительное время сохраняют стабильность своих основных положений. Как следствие, в некоторых сегментах экономической системы, взаимодействия в которых "контролируются" традиционными институтами, сохраняются привычные и уже достаточно изученные формы экономической деятельности. По отношению к этим "островкам стабильности", кстати, сохраняется, также, актуальность разработанных для них теоретических модельных конструкций и соответствующего понятийного языка. В этих рамках продолжает применяться созданный методический аппарат и концептуальные подходы.

Достижения прогресса в виде новых возможностей виртуальной среды не могут оставаться не востребованными обществом. Следовательно, разработка и внедрение новых форм взаимодействий является неизбежностью. Новое пространство для взаимодействий должно быть размечено новыми институциональными правилами игры и, затем, заполнены новыми формами взаимодействий между людьми. На наш взгляд, этот процесс освоения и заселения виртуального пространства требует пересмотра теоретических представлений о "картине социально-экономического мира" и выработки новых теоретических подходов для ее изучения. При этом, "новое" и "старое" может мирно сосуществовать в своих границах, демаркированных соответствующими институциональными структурами.