Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Меновщиков В.Ю. - Психологическое консультирова....doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
1.08 Mб
Скачать

Глава 2

Суицид как проявление кризиса

29

шлом были эти попытки? Чем чаще попытки суицида, тем вероятнее превращение попытки в завершенный суицид.

Ресурсы. Важно оценить внешние и внутренние ресур­сы человека. При рассмотрении внутренних ресурсов по­старайтесь найти в прошлом случаи успешного совладания со стрессами и разочарованиями. Для оценки внешних ре­сурсов узнайте, есть ли у него надежные друзья, доступ­на ли помощь других социальных служб.

Изоляция. Под изоляцией мы можем понимать либо фи­зическое, либо эмоциональное одиночество. Чувствует ли | себя человек изолированным или одиноким? Действитель­но ли он живет сам по себе? Будет ли его одиночество достаточно долгим для того, чтобы разработать план са­моубийства?

.Причины стресса. Переживал ли индивид в последнее! время повышенный стресс, например физическое одино­чество, хроническую боль или дискомфорт, эмоциональ­ное одиночество, такое как депрессию, утраты (реальные или воспринимаемые как утрата), проблемы в семье или] на работе, злоупотребления наркотиками или алкоголем? Принято считать, что некоторые факторы повышают сте­пень суицидального риска: пожилой возраст, мужской пол,] изолированность, хроническая болезнь, депрессия или ин-1 токсикация.

Рассмотрение предпосылок. Ниже приведены несколько соображений, которые необходимо иметь в виду, когда имеешь дело с угрозой суицида.

Тот факт, что время идет, а человек говорит с вами 1 вместо того чтобы действовать, указывает на то, что он не решается убить себя. Амбивалентность может быть на-] дежным союзником.

Необходимо оценить уровень страдания, как он воспри- : нимается клиентом, определить, насколько близок человек к пределу своего терпения. Степень физических страданий, < переживаемых в стрессовой ситуации, у разных людей раз­лична (Руководство по телефонному консультированию, I 1996). Не все люди, действительно склонные к суициду, переживают депрессию, бывает, что суицидальные намере- ; ния трудно выявить или можно вообще пройти мимо них"

(например, люди, которые звонят, чтобы «поболтать», мо­гут иметь суицидальные намерения; или если голос у по­звонившего вялый, сонный, то вполне может быть, что, хотя обсуждаются всего лишь поверхностные темы, человек уже предпринял попытку суицида — принял наркотики и/ или алкоголь). Известны, например, самоубийства с помо­щью снотворных средств, гипотензивных в сочетании с ал­коголем и т.д. Определенные трудности вызывает дифферен­циация истинного и так называемого шантажного суицида.

2.6. Действия по отношению к суицидальному клиенту. Общие принципы интервенции

Следующие принципы предлагаются зарубежными служ­бами не только консультантам, но и не профессиональ­ным помощникам.

Если человек, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

  • Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложив­ шейся ситуацией.

  • Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете су­ ицидальные наклонности в данном индивиде. Не игнори­ руйте предупреждающие знаки.

  • Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантиро­ вать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».

  • Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопас­ ность6.

  • Сохраняйте спокойствие и не осуждайте.

  • Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколь­ ко серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных

6 Здесь мы снова встречаемся с неоднозначностью действий кон­сультанта в плане его активности. В приводимой рекомендации Мет-Р° Крайсис Лайн явно просматривается установка на спасение по­мимо воли клиента.

Глава

Суицид как проявление кризиса

31

мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью. На самом деле он (она) могут почувствовать облегчение от осознавания проблемы.

  • Постарайтесь узнать, есть у него (нее) план действий. Конкретный план — знак реальной опасности.

  • Убедите его (ее) в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

  • Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро вы почувствуете себя лучше».

  • Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его (ее) за эти чувства.

  • Помогите ему (ей) постичь, как управлять кризис­ ной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает пол­ ностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте най-] ти некое решение7.

  • Помогите найти людей или места, которые могли, бы снизить переживаемый стресс. При малейшей воз­ можности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.

  • Помогите ему (ей) понять, что присутствующее чув-] ство безнадежности не будет длиться вечно.

Отчасти обобщая сказанное выше, можно сказать, что приоритетным в интервенции с суицидально настроенным клиентом является умение как можно дольше поддержи-] вать разговор, поскольку это развивает взаимоотношения между клиентом и консультантом. Мы считаем, что при подходе, ориентированном на экзистенциально-гуманис-] тическую парадигму, на оставление за человеком права жить или умереть это является самым главным, а можея быть даже единственным из того, что должен делать и чег1 может добиться психолог-консультант.

Если же кризисная служба выбирает для себя модели активного спасения, поддержание контакта дает персон

7 Скорее можно было бы сказать, что клиента можно аккуратней подводить к каким-то шагам, отличным от совершения самоубий ства. Для начала просто к иного рода, активности. Например, позво! нить тому, с кем он (она) оказались в ссоре и т.п. Причем никаыя действия клиенту не навязываются и лучше, если он сам придет какому-либо варианту.

налу возможность «выудить» как можно больше инфор­мации, которая может помочь идентифицировать гово­рящего или его местонахождение; дает время для про­слеживания звонка, если есть такие возможности, или позволяет связаться с родственниками (если личность звонящего установлена). По нашему мнению, такие дей­ствия могут быть оправданными, если клиент уже не­адекватен, например, в случае текущего суицида, он принял дозу таблеток и начинает умирать прямо у вас «на глазах». Либо клиент сам ведет речь о том, что ему необходима врачебная или иная прямая помощь. Установки нашего центра, как правило, не предполагают прямой помощи клиенту, например, срочного выезда к нему домой. По нашему мнению, в данном случае консультант легко может стать жертвой манипуляции и отправиться на свидание, например, с сексуально озабоченным кли­ентом (клиенткой), не имея при этом ни средств пере­движения, ни охраны. К тому же, стоит вспомнить о том, что помимо психологических существуют службы, гораздо более приспособленные для прямых активных действий «за человека», оказавшегося в беде. Я имею в виду ста­рую добрую «скорую помощь» и Службу спасения.

В любом случае необходима тщательная фиксация раз­говора с клиентом, так как при летальном исходе теоре­тически не исключено и судебное разбирательство, ког­да клиент-психотик в последнем порыве пишет о вас за­писку типа: «В моей смерти прошу винить...». Возможен и вариант установления телефонного номера, по кото­рому клиент звонил непосредственно перед самоубийст­вом, — тогда жалобу могут подать родственники или к вам обратятся следственные органы. Не дай бог, конеч­но, но стоит помнить о том, что такое возможно. Еще раз повторю, что суицид тема непростая, вызывающая у консультанта самые разнообразные чувства и реакции, о которых мы поговорим в конце этой главы.

Кроме достаточно простых рекомендаций по беседе с суицидальным клиентом, приведенных выше, многие за-РУбежные кризисные службы разработали целые стратегии,

32