Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kn_Lozovoy_V_A_EST_S_1-71.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
850.43 Кб
Скачать

Глава 2. Развитие эстетической мысли в культу!'!' западной европы_________35

объективности законов искусства решается гуманистами вопрос об отношении искусства к действительности. Главный ТвЗИС, который отстаивает эстетика Возрождения, - это положение о том, что искус ство является отображением действительности IЗнобленные в кра­соту реального мира, гуманисты требуют првЖД! 1£§ггб ВОСГфОИЗве-дения в искусстве природы и человека, как совершеннейшего тво рения природы, сообразно законам визуального пш прпишн И СВЯЗИ с таким пониманием сущности художественного ТВОрЧИ PHI гума­нисты особенно настойчиво подчеркивают поишшательнО! 1Н1Ч1 ние искусства.

Отличие живописи от науки, по Леонардо, заключается в том, что живопись воспроизводит видимый мир: цвета и фигуры всех предметов, в то время как наука проникает «внутрь тел», игнорируя «качество форм» и сосредотачиваясь, как это делает, например, гео­метрия, лишь на количественной характеристике вещей. От ученого поэтому ускользает красота творений природы. В этом состоит оп­равдание и необходимость искусства.

Абсолютизация роли одних видов искусства за счет приниже­ния возможностей других видов искусства была весьма характерна для эпохи Возрождения. На первый план выдвигались изобрази­тельные искусства, которые своей реальной конкретно-чувственной формой могли особо остро противостоять аскетизму и схоластике средневековой идеологии.

Эстетика Возрождения не видела относительного характера пре­имуществ одного вида искусств над другими. Эстетика эпохи Воз­рождения также еще не видит специфики эстетических понятий и их отличия. Прекрасное отождествляется с нравственным и спра­ведливым. Внешнюю красоту считают атрибутом добродетели. Друг Леонардо да Винчи Лука Памолио выдвигает в качестве нормы красоты пропорции «золотого» - гармонического - сечения. Вне­шние формы объекта объявляются основой красоты, а в качестве образца красоты берется человек, его тело. Томмазо Кампанелла (1568-1639), автор книги «Город Солнца», в своих эстетических высказываниях подчеркивает, что прекрасное является символом, знаком добра, а безобразие - зла. Он вносит элемент релятивизма и в эстетические суждения. Кампанелла отмечает: «Нет ничего, что одновременно не было бы прекрасным и безобразным». Кампанел­ла отрицает связь видимой красоты с воспитательной функцией искусства, но подчеркивает, что именно поэзия дает примеры, кото рые побуждают душу к добру.

Подчеркивая познавательное значение искусства, эстетика Воз­рождения уделяет большое внимание внешнему правдоподобию при

36

ЭСТЕТИКА

Леонардо да Винчи.

Мадонна Литта

Конец 1470-х гг.

С.-Петербург, Эрмитаж.

Рафаэль.

Афинская школа.

Фрагмент.

1509-1510.

А.Дюрер.

Меланхолия.

1514.

отражении действительности, поскольку реальный мир, реабилити­рованный гуманистами с большим пафосом, достоин адекватного и точного воспроизведения.

В этом плане совершенно понятен их интерес к техническим проблемам искусства и прежде всего живописи. Линейная и воз­душная перспектива, светотень, локальный и тональный колорит, про­порция - все эти вопросы обсуждаются самым живым образом. И нужно воздать должное гуманистам: здесь они достигли таких ус­пехов, которые трудно переоценить. Большое значение гуманисты придают занятиям анатомией, математикой, вообще изучению нату­ры.

Учение о пропорциях, перспективе и анатомическом строении живого организма становится в центр внимания теоретиков и прак­тиков искусства. Это обращение к науке далеко не случайно: само искусство, и в особенности живопись, непосредственно включается ими в сферу познавательной деятельности человека. Красота с точ­ки зрения гуманистов связана с правдивым изображением форм действительности. Законы прекрасного пытаются объяснить через чувственно осязаемые формы: то, что пропорционально, то красиво.

Требуя точности в воспроизведении реального мира, гуманисты, однако, очень далеки от стремлений натуралистически копировать предметы и явления действительности. Верность природе для них не означает слепое подражание ей. Красота разлита в отдельных

Глава 2. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И КУЛЬТУ!'!: 1Л11ЛД1 К >|"| 1-:|1|'< И 11.1 37

предметах, и произведение искусства должно собрать ее в одно целое, не нарушая, однако, верности природе.

Такую мысль высказывает немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528): «Невозможно, чтобы ты смог срисовать пре­красную фигуру с одного человека. Ибо нет на земле такого краси­вого человека, который не мог бы быть еще прекраснее». Здесь выявляется особенность реалистической концепции Ренессанса. Какого бы высокого мнения ни были гуманисты о человеке и при­роде, они все же не склонны первую попавшуюся натуру, объявлять каноном совершенства: интерес к неповторимому своеобразию лич­ности сочетается у художников Ренессанса со стремлением отбро­сить отклонения в ту или другую сторону и взять за норму «сред­нюю величину». Это означает ориентацию на общее, типическое, идеальное.

Эстетика Возрождения - это прежде всего эстетика идеала. Однако для гуманистов идеал не представляет собой нечто такое, что противоположно самой действительности. Они не сомневаются в реальности героического начала, в реальности прекрасного. По­этому их стремление к идеализации ни в какой степени не проти­воречит принципам художественной правды. Ведь и сами представ­ления гуманистов о безграничных возможностях гармонического развития человека не могли в то время считаться только утопией. Точнее, само понятие утопии имело в эпоху Возрождения иной, чем

38

ЭСТЕТИКА

в настоящее время, смысл. Им обозначалась не несбыточная мечта, но некая идеальная действительность, где возможна реализация всех фундаментальных мировоззренческих концепций гуманистов.

Вдохновленная не только великим прошлым европейской куль­туры, но и мечтой о великом будущем, это была эпоха, пронизанная утопическими идеями. Само слово «утопия» появляется как назва­ние одного из важнейших гуманистических памятников - книги «Утопия» Томаса Мора (1516). Идеи, сходные с нею или даже прямо ею вдохновленные, можно встретить не только у соотече­ственника Т. Мора У. Шекспира, но и у француза Ф. Рабле (1494-1553), у испанца М. Сервантеса (1547-1616), у итальянца Т. Кам-панеллы и у многих других.

Если ведущими жанрами раннего Возрождения была авантюр­ная новелла и исполненная восторга перед открывающейся красо­той мира лирическая поэзия, то Высокое и Позднее Возрождение выдвигают на первый план трагедию и роман. Героем романов Раб­ле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и Сервантеса «Дон Кихот» был чело­век действующий, представленный с небывалой речевой раскован­ностью, познающий действительность и вступающий с ней в нераз­решимый конфликт. Если Рабле, опираясь на традицию народных книг, вывел героев, вобравших в себя всю безмерную силу и жиз­ненность природы, то Дон Кихот - классический пример разлада человека с непонимающим его миром.

В творчестве Шекспира и Сервантеса нашел свое отражение кризис идей Ренессанса. Гамлету мир уже представляется «садом, поросшим сорняками». Он говорит: «Весь мир - тюрьма с множе­ством затворов, темниц и подземелий».

Шекспир ясно уже осознает враждебный искусству и красоте характер складывающихся социальных отношений. Он понимает, что в условиях хаоса эгоистических воль почти не остается места для нестесненного развития человеческой личности.

Конец ренессансной утопии о безграничном совершенствова­нии человека в комической форме провозгласил Сервантес. После­дние части романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» также про­никнуты пессимизмом. Таким образом, то, чего не заметили теоре­тики искусства Возрождения, с громадной силой отразили практики в своем творчестве. Хотя и Рабле, и Шекспир, и Сервантес остава­лись все же преданными выразителями великих принципов гума­низма, их герои демонстрируют, как на исходе Возрождения осозна­ется трагедия индивидуализма. Она может предстать в виде гамле­товского философского разочарования в возможности разумно действовать и в одиночку исправить свое время. Она может обер-

Глзва 2. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕПРОПЫ_________39

нуться трагикомическими подвигами Дон Кихота, прекрасного в своей верности гуманистическому идеалу, но смешного и споем непони мании его несбыточности, когда сама действительность не готова этому идеалу соответствовать.

Разочарованием завершается эпоха, но.разочарованием, не зат­ронувшим самой сущности высоких ренессанских открытий, Они сохраняются, передаются всей последующей культуре, приобретая в ней значение великих идей, вечных образов.

Рассматривая проблему художественной правды, теоретики эпохи Возрождения стихийно наталкивались на диалектику общего И ели ничного применительно к художественному образу. Как выше было отмечено, гуманисты ищут равновесия между идеалом и действи­тельностью, правдой и фантастикой. По этой же линии направляют­ся их поиски взаимоотношения между индивидуальным и общим.

Диалектическая трактовка образа обусловлена тем, что сам про­цесс познания истолковывается гуманистами также диалектически. Гуманисты еще не противопоставляют чувства и разум. И хотя они ведут борьбу со средневековьем под знаменем разума, он не высту­пает у них односторонней, математически рассудочной категорией, еще не противопоставлен чувственности.

Эпоха Возрождения принципиально изменила положение искус­ства в обществе. Социальный статус искусства как средоточия ду­ховной жизни сделал его ведущим фактором развития культуры. Искусство сблизилось с наукой, политикой, социально-философской мыслью. Возросшая роль культуры, и прежде всего ее светских форм, создала ситуацию единства духовной жизни общества, когда искус­ство включается в процесс формирования определенного обществен­ного идеала. В свою очередь такое духовное содержание повлияло на всю систему формообразующих элементов искусства.

Эстетика Возрождения содержит не только идею абсолютиза­ции человеческого индивида в противовес абсолютизации надмиро-вой божественной личности в средние века, но и определенное осоз­нание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсо­лютном самоутверждении личности. В этом проявилась противоречивость культуры, отошедшей от антично-средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашед­шей новых надежных устоев.

ЭСТЕТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ

С XVII в. начинают складываться нормативные эстетические системы, берущие свое начало еще из поэтик эпохи Возрождения.

40

ЭСТЕТИКА

Архитектура барокко.

Ф.Борромини.

Церковь Сан-Карло алле Куатро

Фонтане в Риме.

1634-1667.

Первой такой нормативной системой была эстетика стиля барокко, который складывается в Центральной Европе в XVI-XVII вв. И хотя эстетика барокко не зафиксирована в специальных теорети­ческих трактатах, основные базовые ее принципы можно обобщить на основе изучения культуры этой эпохи.

Барокко - стилистическое направление в искусстве конца XVI - середины XVIII вв. связано с дворянской культурой эпохи расцве­та абсолютизма, борьбы в европейских государствах за националь­ное единство и укрепление влияния католической церкви. В XVI-XVII вв. слово «барокко» употреблялось как синоним к словам «неуклюжий», «лживый», «фальшивый». Происходит оно от порту­гальского «раковина».

Стиль барокко получил развитие в тех странах, где дворянство было господствующим классом, но не получил распространения в странах, где сложилась своя национальная буржуазная культура (Гол­ландии, Англии, отчасти Франции). Центральное понятие эстетики барокко - красота. Это идеальная категория, возвышающаяся над природой. Искусство, воплощающее красоту, должно улучшить при­роду, не должно отражать уродство жизни как того, что противопо­ложно красоте. Красота подчиняется идеальной норме (ею выступа­ет античность), она заключает в себе природу в переработанном, улучшенном виде. Красота воплощается в понятиях «грация», «де­корум», «благопристойность».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]