Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kniga_Mkrtchyan_Ye_R.docx
Скачиваний:
37
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
715.59 Кб
Скачать

1.7.4. Теория социальной стратификации и мобильности

П. А. Сорокин считал, что вся жизнь людей, их перемещения, взаимодействия происходят в некоем социальном пространстве, которое отличается от геометрического тем, что в первом случае пространство одномерно и люди могут быть отделены громадной дистанцией, а во втором – многомерно и люди могут находиться очень близко.

Социальное пространство состоит из народонаселения Земли, определить место человека в нем можно только путем выявления его отношения к другим людям и социальным явлениям.

Так, чтобы определить социальное положение человека, надо знать его возраст, семейное положение, гражданство, национальность, профессию, принадлежность к политическим партиям, отношение к религии и т.д.

Для удобства изучения места индивида в социальном пространстве П. А. Сорокин предложил сократить число параметров социального пространства до двух: горизонтальное и вертикальное измерение. Он считал, что индивиды и социальные группы могут находиться либо на одном горизонтальном уровне, либо стоять на разных ступенях иерархической лестницы, на вертикальной социальной лестнице.

Особое внимание П. А. Сорокин уделил изучению вертикального социального пространства, иерархическому расположению социальных групп, чему и посвятил свою теорию социальной стратификации и мобильности.

Социальная стратификация, считал П. А. Сорокин, это некая дифференциация данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Основой ее и сущностью является неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствие социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Конкретные формы социальной стратификации многочисленны, но все они могут быть сведены к трем формам: экономической, политической и профессиональной дифференциации.

Экономическая дифференциация основана на экономическом неравенстве, которое выражается в различиях доходов, уровня жизни, существовании богатых и бедных слоев населения.

Политическая дифференциация означает наличие различных рангов в смысле авторитета, престижа, званий и почестей, а также существование управляющих и управляемых, независимо от терминов (монарх, бюрократы, хозяева, начальник и т.д.).

Профессиональная дифференциация означает разделение людей по роду их деятельности, занятиям, когда некоторые профессии считаются более престижными, чем другие, и члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных.

Все формы стратификации тесно переплетены, обычно члены высших экономических слоев одновременно относятся и к высшим политическим и профессиональным группам. Неимущие слои, как правило, находятся в низших слоях профессиональной иерархии и лишены гражданских прав.

Существует и немало исключений, когда самые богатые не всегда находятся на вершине политической или профессиональной пирамиды, а бедные не всегда занимают низшие места в политической и профессиональной иерархии. Таким образом, три формы стратификации совпадают лишь до определенной степени, что затрудняет их совместный анализ.

Анализируя каждую форму стратификации, П. А. Сорокин приходит к выводу, что любая организованная социальная система всегда стратифицирована. Общество без расслоения – это миф, ибо реального равенства быть не может.

Социальная стратификация является постоянной характеристикой любого организованного общества. Однако существуют количественные и качественные отличия стратификационных структур. Количественные параметры социальной стратификации включают высоту, профиль социальной пирамиды. Качественные параметры социальной стратификации характеризуют внутреннюю структуру социальной пирамиды.

П. А. Сорокин, подробно изучив высоту, профиль экономической, политической и профессиональной стратификаций, приходит к выводу, что в их колебаниях отсутствуют какие-то постоянные тенденции.

Исследованию внутренней структуры стратификационной системы П. А. Сорокин посвятил теорию социальной мобильности.

Социальная мобильность, по П. А. Сорокину, это любой переход или перемещение индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую.

Существует два типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная социальная мобильность подразумевает переход индивида или социальной группы из одной позиции в другую, расположенную на том же уровне. Например, смена гражданства, переход из одной семьи в другую, смена места работы при сохранении статуса и т.д.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение индивида или социальной группы из одного пласта в другой, находящихся в иерархическом положении. В зависимости от направления существуют два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.

Восходящая мобильность означает социальный подъем и существует в двух формах: индивидуального и группового проникновения в высший пласт.

Нисходящая мобильность означает социальный спуск и также существует в двух формах: падения индивида с более высокой на более низкую социальную лестницу и деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга и разрушении ее единства.

П. А. Сорокин разработал основные принципы вертикальной мобильности:

1. Никогда не существовало абсолютно неподвижного общества, в котором отсутствовала бы вертикальная мобильность в трех формах: экономической, политической и профессиональной.

2. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, внутри обществ всегда функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься вверх по социальной лестнице, оставляя других на нижних уровнях.

3. В каждом обществе существует определенная интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности в социальном пространстве. Например, В США 14 из 29 президентов (48 %) – выходцы из бедных слоев, а в Индии высшее положение определяется фактом рождения и наследованием статуса отца, достижения высокого положения выходцев из низших слоев составляют исключение.

4. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности колеблется также в рамках одного общества, в разные периоды его истории. Например, в периоды потрясений (войн, революций и т.д.) интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности возрастает.

5. Вертикальная мобильность – это ненаправленное колебание общества, она не имеет постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению.

Социальная мобильность может быть добровольной или вынужденной, диктуемой структурными изменениями (демографическими факторами, индустриализацией и т.д.).

Перемещения в обществе требуют наличия каналов циркуляции («лифтов», «отверстий», «путей»), по которым индивиды могли бы переходить из одного слоя в другой.

Каналами социальных перемещений в обществе служат различные социальные институты: армия, церковь, школа, политические институты, экономические, профессиональные организации, пресса, богатство, семья, брак и т.д.

Таким образом, социальные перемещения в обществе носят характер необходимости и контролируются разнообразными социальными институтами.

В разные периоды развития общества каждый институт играл ведущую роль в вертикальной мобильности. Например, в период войн и социальных потрясений возрастает роль армии, в Средние века – церкви, в современных обществах – накопление богатства, политическая деятельность, а сегодня все более возрастает роль образования.

В любом обществе существуют особые механизмы, контролирующие процессы вертикальной циркуляции. Они заключаются в следующем:

• в тестировании, для установления адекватного выполнения индивидами социальных функций;

• в селекции, для определения их социальных позиций;

• в соответствующем распределении их по различным социальным слоям.

Основная цель этого контроля заключается в распределении индивидов в соответствии с их талантами, возможностями для успешного выполнения социальных функций.

«Ситами», просеивающими индивидов и определяющими их место в социальном пространстве, являются те же институты, которые функционируют в качестве каналов вертикальной мобильности: армия, церковь, школа, политические институты, экономические, профессиональные организации. Они одновременно тестируют, просеивают и распределяют своих индивидов по различным социальным стратам и позициям.

В каждом обществе селекционирующие и распределительные «фильтры» устанавливаются на всем пути продвижения индивида. Если они правомерны и адекватны, то социальное распределение ведет к нормальному функционированию общества, если они неадекватны, социальное распределение идет неверно и страдает все общество.

Таким образом, сопоставляя тенденции и интенсивность социальной мобильности в разные исторические эпохи, П. А. Сорокин попытался доказать, что в истории человечества не было нестратифицированных и немобильных обществ. Общество с полным равенством его членов есть миф, никогда нереализуемый, ибо неравенство постоянно и в ходе истории происходит лишь изменение его форм.

П. А. Сорокин разработал теорию социального равенства. Он отмечал, что социальное равенство включает двоякий смысл:

• абсолютное равенство индивидов, что утопично, неосуществимо и социально вредно;

• равенство в смысле выделения социальных благ пропорционально заслугам того или иного индивида.

Спецификой современного понимания равенства является определение критерия измерения заслуг и установления доли социальных благ за эти заслуги. Если раньше основным критерием заслуг была высота социального положения той социальной группы, из которой они вышли, то в современных обществах степень заслуг индивида определяется его личными качествами. Основой ценности индивида или социальной группы является степень общественной полезности.

П. А. Сорокин отмечал, что в ХХ в. наблюдается сохранение неравенства при равенстве всех перед законом, при росте всеобщей заработной платы, при равенстве избирательных и иных прав.

П. А. Сорокин, полемизируя с марксистами, указывал, что пропагандируемое ими исключительное социальное равенство – это нелепость. При их подходе, в лучшем случае, допустимо более или менее равное право на экономические блага, но не может быть равного распределения знаний, права на уважение, признание, честь и престиж.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]