Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 5. Первый этап Второй мировой войны

331

подвергалась Япония вследствие неожиданного радикального из­менения ситуации. Пакт Риббентропа–Молотова отделял разви-тие событий в регионе, где доминировала Япония, от событий, относившихся к региону с преобладанием европейских держав. Две войны, которые в 1941 г. должны будут слиться в единое столкновение с противниками, которые почти всегда были общи-ми, в 1939 г. еще представляли собой раздельные конфликты. Нельзя также с уверенностью утверждать, что в сентябре 1939 г. токийское правительство поддерживало германо-советскую побе-ду над Польшей. Напротив, существует больше подтверждений обратного.

5.3. Поражение Польши и новые германо-советские соглашения. «Зимняя война»

5.3.1. «МОЛНИЕНОСНАЯ ВОЙНА» В ПОЛЬШЕ

«Молниеносная война», спланированная немцами, полностью удалась. Польские войска, заблуждавшиеся относительно возмож-ности оказывать сопротивление германской военной машине с помощью устаревшего вооружения, были опрокинуты танками Третьего рейха. Вооруженные силы и города немцы разрушили бомбардировками. 25 сентября ковровой бомбардировке подверг-лась Варшава. На следующий день столица Польши была в руках немцев. Польское правительство укрылось в Лондоне, став первым «правительством в изгнании».

Между тем перед немцами встала проблема позиции Совет-ского Союза. Гитлер надеялся на быстрое участие СССР в воен-ных действиях, поскольку полномасштабная германо-советская солидарность сделала бы для него возможным по окончании вой-ны в Польше начать мирное наступление на англичан и францу-зов. Для советской стороны существовали две трудности. Первая состояла в том, что в момент подписания пакта с немцами Моск-ва не представляла себе, как об этом свидетельствуют источники, что нападение на Польшу было столь неотвратимым и, следова-тельно, не предприняла военных приготовлений, необходимых для согласованных действий. Вторая трудность вытекала из фор-мальной ситуации в советско-польских отношениях, которые не давали предлога для внезапного объявления войны. С 1932 г. обе страны были связаны договором о ненападении, обновленным 28 ноября 1938 г. и дополненным последующими соглашениями в декабре 1938 г. и в январе 1939 г. В этих условиях поиск форму-лы, которая, хотя бы в общем виде, оправдывала нарушение обя-

332

Часть 2. Вторая мировая война

зательств о ненападении, представлялся весьма трудным. Моло-тов и германский посол в Москве, сыгравшие главную роль в оп-ределении условий и времени действий Советского Союза, обсу-дили формулу, в соответствии с которой действия Красной армии могли бы быть оправданы необходимостью защиты украинских и белорусских меньшинств «от германской угрозы». И только с боль-шим трудом фон Шуленбург добился того, что эта мотивировка была заменена прозрачной метафорой, намекавшей на необходи-мость вмешательства с целью защитить украинских и белорус­ских братьев от нависшей над ними угрозы из-за использования «третьей державой» (интересно, какой?) в ситуации хаоса, воз-никшей в Польше.

С таким обоснованием 17 сентября советские войска пересекли польскую границу и вышли на позиции вдоль линии, установлен-ной секретными августовскими протоколами. Оставалась проблема придать этим военным акциям окончательное политическое оформ-ление, решив, в том числе, должно ли сохраниться какое-то по-добие польского правительства. Главной являлась более общая проблема: какое значение следует придавать нацистско-советско-му пакту, который именно в тот момент мог превратиться из вре-менного соглашения, основанного на взаимовыгодных интересах, в соглашение, предусматривающее долгосрочные обязательства. Советы намеревались использовать пакт в качестве трамплина с целью совершения поворота в своей внешней политике от этапа выжидания к этапу нарастающей активности. Немцы, в свою очередь, воспользовались случаем для того, чтобы обеспечить себе более длительную и надежную поддержку на Востоке, способную принести плоды не только в связи с войной против Польши, но также и в контексте глобальных планов Гитлера, не собиравшегося отказываться от своих более долгосрочных стратегических планов.

5.3.2. ГЕРМАНО-СОВЕТСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 28 СЕНТЯБРЯ 1939 г.

Проблема была решена с помощью новых соглашений, под-писанных Риббентропом в Москве 28 сентября. Первый договор касался новой границы «соответствующих сфер национальных интересов», определяя, что каждая из сторон устанавливает поря­док в отведенной ей зоне по собственному усмотрению. По срав-нению с 23 августа германская граница передвигалась до линии от Вислы до Буга так, что она совпадала на практике с линией Керзона 1919 г. Тем самым Советам предоставлялась возможность претендовать на территорию, которую они приобрели бы и в случае