Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 2. «Великая депрессия» и первый кризис...

143

Несмотря на глубокие политические противоречия и непо­мерные экономические трудности, культурная жизнь Веймарской республики представляла собой своего рода горнило, в котором переплавлялись культурные тенденции и различные течения ев­ропейской мысли. Значительная часть того, что было выработано общественной мыслью Австрии в период, предшествовавший распаду империи (а в некоторых случаях - также и в последую­щие годы), или Франции в первые годы XX века, вновь зазвучала в Германии в устах выдающихся представителей культуры и ис­кусства, способных, казалось, вдохнуть в молодые республиканские установления необычайную жизненную силу. Однако достаточно было обжигающего дыхания кризиса, чтобы продемонстрировать, что все это - лишь тонкий слой иллюзий интеллектуалов. Немцы уже в 1928 г. почувствовали результаты движения американских капиталов. Приостановка предоставления долгосрочных займов привела к значительному росту безработицы и возродила призраки 1923 г. Со смертью Штреземана в октябре 1929 г. закончилась эпоха сотрудничества с западными державами с целью восстановле­ния позиций Германии в Европе. Впрочем, ликвидация иностран­ного военного присутствия в стране по плану Юнга стала важ­ным шагом в направлении освобождения от выполнения условий Версальского договора.

Спустя несколько недель правительство Германа Мюллера, возглавлявшееся социал-демократами, было распущено. В марте 1930 г. президент Гинденбург поручил формирование правитель­ства Генриху Брюнингу, лидеру партии «Центра». Так начался период, когда социал-демократы перешли в оппозицию, прави­тельство оказалось в ситуации нараставшей нестабильности, а его внешняя политика приобретала более явно ревизионистский ха­рактер. Этот поворот был связан с ростом влияния Национал-со­циалистской рабочей партии (National sozialistische deutsche Arbeit-partei - NSDAP), которая, получив 107 мест на выборах в сентябре 1930 г., превратилась в одну из главных германских политических групп — силу, выступавшую против всех аспектов политики прави­тельства. Во время выборов июня 1932 г. Национал-социалистская партия получила 230 депутатских мест и стала ведущей партией в стране. Лишь в конце 1932 г., на новых выборах в ноябре, про­явились признаки исчерпанности ресурсов, и численность депу­татов НСДАП снизилась до 196. Но поскольку она продолжала оставаться самой значительной по сравнению с другими партия­ми, то канцлерство Адольфа Гитлера становилось неизбежным.

Фигура Гитлера, который в течение двенадцати лет домини­ровал в политической жизни Германии, оставив после себя неиз-

144

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

гладимый след, не может быть перечеркнута несколькими рос­черками пера и осуждена как проявление безумия человека, дви­жимого экстремистскими идеями и антиеврейским фанатизмом и вовлекшего свою страну в самый обширный и кровавый кон­фликт, когда-либо имевший место в истории человечества, оставив за собой след из нескольких десятков миллионов жертв и ужас предумышленного убийства шести миллионов евреев. Господство Гитлера уходило корнями в глубинную жизнь Германии и Европы. В его фигуре, которая может показаться потомкам даже карикатур­ной, причудливым образом слились воедино основные мотивы политической и культурной жизни Германии с элементами, от­носившимися также и к роли Европы в мировой истории.

Гитлер родился в Австрии в среде, пропитанной антисемит­ским фанатизмом, пангерманизмом и враждебностью к либерал-демократической культуре. В молодые годы он испытал в Вене бедность и одиночество, что повлияло на формирование его ха­рактера и личности — вспыльчивой, интровертной, жестокой, с неуправляемыми эмоциями, которые он способен был передавать другим и отравлять ими, что было доказано уже в двадцатые годы. Заядлый и беспорядочный читатель книг, созвучных его менталитету, он, в конце концов переварил их и жил в своего рода абсолютном и последовательном мистицизме, вожделенной целью которого было утверждение превосходства «арийской расы» и освобождение Германии, Европы и человечества от врагов, ко­торые мешали их самоутверждению и способствовали их деграда­ции. Этими врагами были прежде всего евреи и принадлежавшие к «низшим расам»: евреи-капиталисты, осуществлявшие свою грабительскую финансовую деятельность (которых Гитлер проти­вопоставлял германским капиталистам, выполнявшим творчес­кую и плодотворную задачу); славяне - в любом случае, а также поскольку они испытали влияние марксистской идеологии и ле­нинской практики; рабочие, которых Гитлер знал по Вене как воплощение «кошмаров» развращающего социализма.

Идеи примата нации, ее очищения и миссии, извлеченные из беспорядочного чтения, составили нагромождение программных положений, к которым Гитлер добавил свой суровый жизненный опыт. Пойдя добровольцем в немецкую армию и получив ране­ние на французском фронте, он счел себя предназначенным для выполнения миссии отмщения за Германию темным силам, уни­зившим ее. Он возродил старые мечты и мифы о величии, придав им искаженную и патологическую форму и утверждая их при этом с огромной энергией, придававшей его обращениям безгра­ничную силу убеждения. Как оратор он был способен довести