Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

своей позиции. Поэтому отставка Даладье не стала препятствием для обсуждения плана действий в Норвегии, который был преоб­разован в предложение создать сеть минных полей в норвежских водах таким образом, чтобы суда, направлявшиеся из Нарвика, были вынуждены выходить в открытое море, где господствовала Великобритания.

Вопрос обсуждался в ходе заседания Верховного союзного со-вета, состоявшегося в Лондоне 28 февраля. Это было важное за-седание, поскольку в ходе него Рейно, хотя и добился принятия французских военных планов, согласился пересмотреть прежний отказ заключить политическое соглашение между двумя страна-ми, обязывавшее их не заключать сепаратно мир или перемирие и достигнуть полного согласия относительно условий взаимной безопасности до начала любых переговоров мире. Приняв эту по-литическую предпосылку, союзники пришли к согласию относи-тельно осуществления их военных планов: как того, что касался минирования немецких рек, так и плана минирования норвеж-ских территориальных вод. С этой целью следовало в начале апре-ля предупредить норвежское правительство о принятом решении, и 5 апреля начать установку мин. Из-за оставшихся разногласий по вопросу о своевременности минирования немецких рек дей-ствия в отношении Норвегии были отложены до 8 апреля, когда Осло был проинформирован относительно трех морских зон в норвежских территориальных водах, в которых будут установлены мины с тем, чтобы вынуждать суда выходить в открытое море. Для Гитлера это оказалось удачным совпадением, позволившим ему представить в качестве оборонительного решение, созревшее уже давно, - о нападении на Данию и Норвегию 12 часов спустя после вручения англо-французской ноты в Осло.

В действительности, внимание Гитлера не было сконцентри-ровано на Скандинавских государствах. В соответствии с его пла-нами их нейтралитета было достаточно для достижения главной цели германского наступления, которой, по крайней мере, начи-ная с января-февраля 1940 г., стало нападение на Францию через территорию Нидерландов и Бельгии. Изменению этого плана способствовала в первую очередь «зимняя война». Действительно, Гитлер демонстрировал, что он воодушевлен советской победой и считает ее чуть ли не победой самой Германии. Однако за этой внешней позицией крылось глубокое недовольство значением и последствиями продвижения Советского Союза. В самом деле, было нетрудно заметить, что война и аннексии территорий были в первую очередь направлены на укрепление СССР по отношению к самой Германии, и лишь во вторую - на усиление советского

Глава 5. Первый этап Второй мировой войны

345

присутствия в Балтийском море и его влияния на Скандинавские страны, вплоть до распространения этого влияния чуть ли не на Атлантику.

Поэтому появился план, в первую очередь в германских воен­но-морских кругах, полного завоевания Норвегии и Дании с тем, чтобы получить надежный контроль над путями к Балтийскому морю. Германское адмиралтейство стало продвигаться в этом на­правлении с октября 1939 г., исходя из идеи совместного герма­но-советского давления на Норвегию. Адмиралы Дениц и Редер уже тогда предложили Гитлеру этот вариант действий, но им не удалось привлечь его внимание. Безразличие фюрера исчезло после того, как были отложены военные действия против Фран­ции. Предложенная адмиралами идея внушала больше доверия, чем проект нацистских деятелей относительно мирного достиже­ния данной цели благодаря сотрудничеству Видкуна Квислинга, вождя партии «Национальное объединение» (Nasjonal Samling), уже давно имевшего связи с Розенбергом, теоретиком национал-социализма. Квислинг готов был совершить государственный пе­реворот, который обеспечил бы почти безболезненный переход Норвегии на сторону Третьего рейха.

В декабре Квислинг отправился в Германию, где встретился с Редером, а благодаря его посредничеству, и с Гитлером. На встрече он подчеркнул необходимость выступления немцев до начала франко-британских действий. На этот раз Гитлер с боль­шим вниманием отнесся к этой опасности и 13 декабря 1939 г. отдал приказ о подготовке планов оккупации Норвегии. Это не была директива оперативного характера, в том числе и потому, что Гитлер в те недели, когда еще сохранялась возможность раз­вертывания наступления на Францию, опасался использовать во­оруженные силы в менее важных операциях. Только после того, как эта цель оказалась неосуществимой, Норвегия стала пробле­мой первого плана, что было также связано с ходом войны в Финляндии. 1 марта Гитлер подписал окончательную директиву о вторжении в Норвегию и Данию. Череда отсрочек привела к тому, что его действия пересеклись с шагами франко-британско­го блока. Начатую 9 апреля военную операцию против Дании и Норвегии можно было представить не как результат старого пла­на, разработанного несколько месяцев назад, а как ответ на на­рушение франко-британским блоком норвежского нейтралитета. И хотя в дальнейшем ход событий показал несостоятельность этих аргументов, они представляли, как бы то ни было, алиби.

Военные действия велись с молниеносной быстротой. Дания была не в состоянии сопротивляться. Король приказал населению

346