Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

варианты политики «санитарного кордона» угрожали Советскому Союзу в непосредственной близости. В августе 1939 г. Сталин ре-шил бесцеремонно «перевернуть» ситуацию и воспользоваться случаем, который представился ему с изоляцией Гитлера, для созда-ния «санитарного кордона» наоборот, то есть в интересах защиты Советского Союза, а не Запада от коммунистической опасности.

В данной связи не так важно возвращение к вопросу об исто­риографической основательности сталинской и советской аргу-ментации в целом. Важно только, пожалуй, отметить то суще-ственное обстоятельство, что в период с 1939 по июнь 1941 г., благодаря более или менее охотному сотрудничеству Германии, СССР удалось включить в свою сферу влияния территории, про­стиравшиеся от Балтийского до Черного моря, вернув то, что было отнято у царской России после 1917 г., а, возможно, и не-сколько больше. Гитлеровская агрессия июня 1941 г. и оборона Советского Союза, оборона в одиночестве против нацизма в те-чение длительного периода времени легитимизировали планы со-хранения также и того, что было завоевано начиная с сентября 1939 г., и возможного расширения сферы завоеванного - в Евро-пе и на Ближнем Востоке, в направлении Ирана и Турции, в Черном море. Цели войны, которые преследовал Сталин, прояв­лялись здесь особенно конкретно и основывались, следовательно, на уничтожении Германии в качестве державы-гегемона в Европе и на создании системы, базирующейся на соотношении сил, ко-торое навсегда устранило бы опасность агрессии со стороны ан­тикоммунистических и антисоветских сил. Это была «державная политика», выстраиваемая по традиционным схемам и поддержи-ваемая за пределами Советского Союза широкой сетью полити-ческих сил, связанных непосредственным образом и в значитель-ной мере вдохновляемых советским примером и уроками. Первая цель приведет к рождению новой, опасной и гораздо более вну-шительной, гегемонистской силы. Вторая - придаст новой со-ветской перспективе (учитывая, что СССР выиграл войну с Гер-манией) континентальный масштаб. Проблема же изменения международного экономического порядка не стояла перед совет-скими руководителями никоим образом.

6.5.2. ДЕКЛАРАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Этого сопоставления устремлений достаточно для того, чтобы выявить трудности задач, которые должен был поставить перед собой новый союз. Сразу вести дискуссии об общих целях войны означало обсуждать будущее Польши и других европейских тер-

Глава 6. Глобальная война

461

риторий, поглощенных Советским Союзом. А это привело бы к взрыву очевидных внутренних противоречий. Решение заключа-лось, следовательно, в принятии двусмысленных формулировок, пригодных для любой интерпретации, и в недомолвках и сдер-жанности, позволявших отложить до менее критических момен-тов дискуссию о разногласиях и, если возможно, поиски их пре-одоления. Выиграть войну с державами «оси» и Японией было главным императивом, которому были подчинены все другие проблемы. Тем временем шел поиск компромиссных решений или расширительных формулировок. Первым шагом на этом пути стало подписание 1 января 1942 г. Декларации Объединен-ных Наций. Документ, развивая концепции Атлантической хар-тии, подтверждал убежденность в том, что

«полная победа [Объединенных Наций] над их врагами необхо-дима для защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы и для сохранения человеческих прав и справедливости как в их собственных странах, так и в других странах»

и продолжал:

«1) Каждое правительство обязуется употребить все свои ре-сурсы, военные или экономические, против тех членов Трой-ственного пакта и присоединившихся к нему, с которыми это правительство находится в состоянии войны.

2) Каждое правительство обязуется сотрудничать с другими правительствами, подписавшими сие [декларацию], и не заклю­чать сепаратного перемирия или мира с врагами».

Декларация была подготовлена в ходе долгого совещания Черчилля и Рузвельта под кодовым названием «Аркадия» и не-медленно подписана рядом стран, среди которых первыми по значимости были Советский Союз и Китай. Декларация объявля-лась открытой для присоединения к ней «соответствующих орга-нов власти, не имеющих статуса правительства», тем самым от-крывая путь для участия в ней движения «Свободная Франция». Действительно, именно в эти дни неожиданно приобрела остроту тема отношений между генералом де Голлем и союзниками.

Во время конференции «Аркадия» (см. ниже) военно-морские силы, верные де Голлю, высадились на островах Сен-Пьер и Ми-келон, являвшихся французскими колониями, расположенными поблизости от Ньюфаундленда и оказавшихся под властью пра-вительства Виши, с которым Соединенные Штаты поддерживали регулярные дипломатические отношения. Высадка войск была удачной, и в ходе референдума население с энтузиазмом проголо-совало за присоединение к «Свободной Франции». Однако этот эпизод нарушал планы Рузвельта, а также Корделла Хэлла, под-

462