Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

Прибалтики обратилась к Балканскому региону. Соглашения 23 августа 1939 г. предопределили направление советских действий: Румыния. В действительности они свидетельствовали о полной незаинтересованности немцев «в этих областях» (столь двой­ственная формулировка оставляла свободу для множества интер-претаций).

Эти проблемы проявились одновременно, и их решение со­держало в зародыше развитие событий будущего года. 26 июня советское правительство предъявило Румынии ультиматум с тре-бованием отдать Бессарабию и, кроме того, Северную Буковину, аргументируя это тем, что первая территория была отделена от Советского Союза в момент международного кризиса сразу после Первой мировой войны и революции, и тем, что вторая террито-рия этнически принадлежала к Украине. Румыны быстро осозна-ли полную изоляцию, в которой оказались. Совет немцев состоял в том, чтобы уступить советским требованиям, и вечером 27 Бу-харест покорился судьбе, уготованной Румынии соседними вели-кими державами.

Неожиданным в советских требованиях было, однако, то, что они, обходя букву, если не саму суть, соглашений 1939 г., добави-ли к требованию присоединения Бессарабии также требование присоединения Северной Буковины, региона, в котором Германия имела конкретные экономические и стратегические интересы. Гитлер попытался воспрепятствовать советскому наступлению, но оказался связан неопределенной формой обязательства, подписан-ного в 1939 г. Риббентропом. С формальной точки зрения ему не-чего было возразить Сталину. С этого момента он, очевидно, начал понимать, что цена, заплаченная Советам, становилась все более высокой; более того, она уже стала слишком высока.

В это время германские армии подошли к Ла-Маншу и Се-верному морю, в нескольких десятках миль от британских бере-гов - берегов единственной страны, действительно продолжав-шей вести войну против стран «Оси». Перед Гитлером вставал главный стратегический вопрос: продолжать ли войну против Ве-ликобритании вплоть до вторжения на ее территорию или же вернуться к своим первоначальным целям. Эти цели предусмат-ривали завоевание Германией жизненного пространства за счет Советского Союза и участие в глобальном перераспределении со­отношения сил, которое, хотя и ограничивало мощь Британии, но позволяло ей выжить и даже предполагало в качестве цели компромисс, которого следует достичь прежде, чем Соединенные Штаты смогут задействовать свои ресурсы и предопределить по-ворот в военных действиях.

Глава 5. Первый этап Второй мировой войны

375

Концепции Гитлера в данной связи имели глубокие корни, однако их реализация зависела от ряда переменных величин, не все из которых были ему подвластны. С самого начала войны он был озабочен тем, чтобы проводить крайне острожный курс в от-ношении Соединенных Штатов, поскольку, хотя он и не призна-вал этого открыто, но отдавал себе отчет (и научился понимать это в 1939-1940 гг.) в том, что как только судьба Великобрита-нии окажется в опасности, Соединенные Штаты бросят все свое влияние на чашу английских весов для того, чтобы избежать из­менений, способных непосредственно затронуть американские интересы в Европе, а также и в Азии. Аргументы, на которых основывалась гитлеровская стратегия, были показаны со всей очевидностью Хильгрубером, отмечающим, что молниеносное поражение Франции должно было сопровождаться «полюбовной сделкой» с Великобританией на базе «раздела мира» с целью ограничить политическую и военную роль Соединенных Штатов, усилив изоляционистские тенденции в этой стране. Гитлер в ин-тервью американскому журналисту представлял переформулиро­ванный вариант доктрины Монро в соответствии с лозунгом «Америка для американцев, Европа для европейцев». Однако именно эта предпосылка, откровенно пропагандистская, обуслов-ливала его нежелание добиваться после поражения Франции также и поражения Англии.

«Если мы разобьем в военном отношении Англию, - утверж-дал он 13 июля 1940 г., - то британская всемирная империя, ко-нечно, потерпит крах. Однако Германия не извлечет из этого ни-какой выгоды. Ценой немецкой крови мы добьемся чего-то, чем воспользуются только Япония, Америка и другие».

В июле 1940 г. перед лицом американской реакции на крах Франции и опасности, нависшей над Англией, Гитлер убедил себя, что Соединенные Штаты - главный враг Германии, но что они не смогут вступить в борьбу до 1942 г., даты, до которой сле-довало поставить Рузвельта перед свершившимися фактами. Цель эта могла быть достигнута только косвенным образом, учитывая отдаленность и силу Америки. Косвенный путь состоял в нара-щивании силы Японии, которая сдерживала бы Соединенные Штаты в Тихом океане, и в нападении на Советский Союз, учиты-вая две мотивации: обеспечить поддержку японцам перед лицом американцев и лишить Великобританию потенциального союзни-ка на континенте. Когда немцы легко разобьют Советы (как, заб­луждаясь, полагал Гитлер в 1940 г.), Великобритания окажется изолированной перед лицом Германии, господствующей над всей Европой, без возможности получить помощь со стороны амери-

376