Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

объединяющей силе ревизионистских предложений, которые Муссолини более четко сформулировал после 1927 г. В самом деле, внутри самой итальянской системы присутствовало корен­ное противоречие, подрывавшее ее единство. И вот почему. Ита-льянское присутствие на Балканах характеризовалось контролем над Албанией, от которого президент А. Зогу, провозгласивший себя королем Албании в 1928 г., пытался избавиться. Оно вклю­чало также тесный союз с Венгрией. Начиная с подписания дого-вора о дружбе 1927 г. (не считая короткой паузы пребывания у власти правительства Карольи в 1931-1932 гг.) венгерские пре-мьер-министры Бетлен и Гёмбёш были горячими сторонниками ориентации на Италию как способа утверждения своих ревизио-нистских требований. Наконец, итальянское присутствие ощуща-лось также благодаря растущим взаимосвязям с Австрией, которая с 1929 г. колебалась между прогерманской тенденцией и тенден-цией к укреплению независимости, опирающейся на тесный союз с Италией и Венгрией.

Источником внутреннего противоречия этого международно-го альянса было то обстоятельство, что его объединял принцип ревизионизма. Однако в тот момент, когда ревизионизм стал ре-альной политикой, Австрия оказалась в сфере влияния Германии, так что Италия была вынуждена удерживать в своей орбите Венг-рию с помощью ревизионистской теории, но противодействовать этой теории в том, что касается Австрии, поскольку противопо-ложная позиция привела бы к прорыву балканского фронта, свя-занного с самой Италией. Кроме того, по этому конкретному вопросу, то есть по вопросу о защите независимости Австрии, итальянская политика неизбежно соприкасалась с идентичными интересами Франции и Чехословакии. Так во время дискуссий, которые итальянцы и французы часто вели в период с 1924 по 1935 г., гипотеза относительно потенциального и реального совпа-дения позиций между Италией и Францией всегда сопровождалась согласием относительно принципа совместной защиты независи-мости Австрии в качестве общей цели двух стран. Принципиаль-ный разрыв между ними произошел, когда Рим и Париж заняли по данному вопросу разные позиции.

2.4.2. ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В ДУНАЙСКО-БАЛКАНСКОМ РЕГИОНЕ

Для изучения периода между 1929 и 1933-1934 гг., необходи-мо прояснить, каким образом два новых крупных явления - эко­номический кризис и усиление нацизма в Германии - изменили

Глава 2. «Великая депрессия» и первый кризис...

153

только что описанные международные союзы, не останавливаясь здесь, за исключением отдельных случаев, на внутреннем разви-тии стран Дунайско-Балканского региона, слишком сложном для того, чтобы убедительно реконструировать его в сжатом виде, и к тому же всегда испытывавшем доминирующее воздействие меж-дународной политики. Действительно, Балканский полуостров являлся тогда характерным примером того, каким образом так называемый «международный контекст» влиял на внутреннюю политическую жизнь малых стран.

Кризис затронул разные страны региона в различной степени. Австрия и Чехословакия, тесно связанные с индустриальной и финансовой системой Запада и принадлежавшие к индустриаль-ному миру, пострадали от него в разной степени [одна драмати-ческим (как уже было показано), другая - тяжелейшим образом]. Безработица в Австрии в период 1929-1933 гг. почти утроилась; промышленное производство упало почти вдвое; уровень цен свидетельствовал о дефляционной политике правительства. В Че-хословакии безработица, практически отсутствовавшая накануне кризиса (42 тыс. безработных на всю совокупность рабочей силы), в 1932 г. возросла более чем в десять раз и достигла 552 тыс. че-ловек, а в 1933 г. она увеличилась еще больше - до 738 тыс. На-против, в Румынии, Югославии, Болгарии - странах с преобла-данием сельскохозяйственного производства, и, в любом случае, где сельскохозяйственный сектор все еще представлял становой хребет экономики - эти же самые явления оставались гораздо более ограниченными, поскольку ни в одном из случаев числен-ность безработных не превысила в период рецессии нескольких десятков тысяч человек. Это означало, что отсталая сельскохозяй-ственная экономика, безусловно, гораздо легче переносила про-мышленные кризисы. Следовательно, только Австрия была под-вержена воздействию всего комплекса отрицательных последствий экономического и политического кризиса, поскольку Чехословакию от него защищали дипломатические аспекты. В преимущественно аграрных странах кризис отразился прежде всего на ценах как в результате падения мирового спроса (прежде всего европейского), так и вследствие протекционистских мер, часто составлявших ко-стяк правительственной политики.

С международной точки зрения поиск возможного ответа на кризис проходил в двух направлениях: поиск схем общего согла-шения, которое стало бы всеобщей надеждой на спасение или же заключение двусторонних соглашений между различными держа-вами. Путь двусторонних соглашений, по которому пошли только после того, как общие договоренности оказались невозможны,

154