Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

181

и принимать решения, приемлемые в случае необходимости для третьих стран.

Это обязательство, которое теоретически закладывало основы мощной коалиции, должно было сопровождаться применением принципа ревизии мирных договоров в тех ситуациях, когда на-зревал конфликт, но в соответствии с нормами, предусмотренны-ми ст. 19 Устава, и «благодаря взаимопониманию и согласованию совместных интересов» (это частично обходило нормы Лиги На-ций). Проект предусматривал, что принцип равенства прав в об­ласти вооружений, признанный за Германией в декабре 1932 г., будет осуществляться бы ею постепенно, в соответствии с согла-шениями, которые предстояло выработать. Срок действия пакта устанавливался в десять лет.

Цель, которую преследовал Муссолини, была достаточно оче-видной: с одной стороны, признание ревизионизма могло при-вести к разрешению проблемы Данцигского коридора (так он го-ворил представителям Германии); с другой, пакт позволял бы контролировать темпы вооружения Германии. В более общих чер-тах, пакт создавал бы правовые рамки, в которые был бы заклю­чен взрывоопасный потенциал германского ревизионизма. При этом антагонизм Франции и Германии контролировался бы Ве-ликобританией и Италией, которые выступали уже не в качестве гарантов, как это предусматривалось Локарнскими соглашениями 1925 г., а в качестве государств-балансиров, обеспечивающих по-степенный характер перемен.

Замысел пакта был весьма амбициозным и выражал стремле-ние до конца использовать возможности итальянской позиции. Муссолини доверительно говорил, что новое французское прави-тельство, которое возглавлял Эдуард Даладье с Жозефом Поль-Бонкуром в качестве министра иностранных дел, намеревалось приблизиться к его позициям, а назначение Бертрана де Жувенеля новым послом в Риме свидетельствовало об очевидном намере-нии Парижа улучшить отношения с Италией. Что касается англи-чан, то визит в Рим премьер-министра Макдональда и министра иностранных дел Саймона предоставил дуче возможность добиться их сближения с его концепцией. Теоретически это было возмож-но, но англичане не могли согласиться с фактическим перечерки-ванием Версальских решений, что имплицитно предлагалось в документе Муссолини.

Затем в течение нескольких недель никто не хотел разочаровы-вать Муссолини, потому что никто не намеревался подтолкнуть его к отходу от позиции равноудаленное™, которую он тогда афи-шировал; все стремились смягчить документ и даже лишить его

182

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

реального политического содержания. К тому моменту, когда Муссолини и послы трех государств-участников официально под-писали разработанный документ, он полностью утратил свой оригинальный характер и превратился в расплывчатые обязатель-ства о консультациях «с оговоркой относительно обязательности решений органов Лиги Наций», включая выполнение некоторых статей ее Устава (ст. 10 о взаимных консультациях в случае агрес­сии, ст. 16 о процедуре осуществления санкций против агрессора и ст. 19 о пересмотре договоров). Подписанный документ содержал также обязательство обеспечить успех конференции по разоруже-нию, которая катилась к провалу, а также декларировал намерение сконцентрироваться на экономических вопросах, представляющих общий интерес. От новизны, характерной для первого варианта документа Муссолини, не осталась и следа, договор, действитель-но, превратился в «клочок бумаги», относительно которого ни у кого не осталось иллюзий. Когда пакт четырех был официально подписан - 15 июля 1933 г., он уже отставал от развития событий. Муссолини первым осознал иллюзорность своих надежд стать, возможно, в сотрудничестве с Великобританией, арбитром евро-пейской ситуации. Действительность состояла в том, что сложи-лись две противоположные группы государств, интересы которых со всей очевидностью были несовместимы. Новая ситуация тре-бовала от дуче, как стали в Италии называть Муссолини, изме-нить дипломатическую тактику.

3.2.3. АВСТРИЯ МЕЛЩУ ГЕРМАНИЕЙ И ИТАЛИЕЙ

Германия не проявляла намерений немедленно добиваться аннексии Австрии, она стремилась сначала устранить канцлера Дольфуса, как проводника итальянского влияния, заменив его правительством, которое контролировалось бы нацистами. Эта ситуация заставила Муссолини действовать по двум направлени-ям, которые не требовали от него немедленного выбора, но по-зволяли ему определить границы возможного маневра. С одной стороны, следовало выяснить, до какого предела немцы намере-ны действовать в Австрии, а, с другой - на какие уступки по ко-лониальному вопросу согласно было бы французское правитель-ство. Установив эти две неизвестные величины, Муссолини рас-полагал бы составляющими дипломатического выбора, или знал бы, каковы его возможности заставить учитывать вес Италии, по крайней мере, в течение некоторого времени.

Итальянская политика в отношении Австрии часто оценива-лась слишком односторонне. Поддержка, оказанная Дольфусу,