Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

1.8.1. Пределы попарно

Франко-германское примирение, обозначенное Локарнскими соглашениями, представлялось поворотным и умиротворяющим моментом в европейской международной жизни. В месяцы, пред-шествовавшие заключению соглашений, и в последовавшие за ними годы, вплоть до 1929 г. (смерть Штреземана и начало «Ве-ликой депрессии») казалось, что восстановилась нормальная ат-мосфера и началась новая эра мира, отмеченная «духом Локарно». После того, как взаимная резкая критика Франции и Германии, веками определявшая развитие международных отношений в Ев-ропе и провоцировавшая последствия для всего мира, заверши-лась достойным компромиссом, можно было предположить, что на основе этого духа умиротворения могут быть решены все другие существующие конфликты.

В действительности Локарнский компромисс был важным, хотя и ограниченным. За пределами и внутри Европы возникали новые конфликтные ситуации, которые даже отдаленно не были связаны с развитием франко-германских отношений. На всех континентах происходили изменения, в то время не улавливае-мые или малозаметные, но серьезно подрывавшие идею о том, что мир может строиться вокруг франко-германского компромис­са и дополнений к нему.

Учитывая эту ограниченность, не следует, однако, недооцени-вать тот факт, что между двумя мировыми войнами этап после Локарно был действительн уникальным периодом, когда иллюзия мира, казалось, трансформировалась в близкую и легко достижи-мую реальность. Основные участники международной жизни не отдавали себе отчет в том, что именно решения, с которыми они связывали эту иллюзию, подготавливали изменения в противопо-ложном направлении, а именно, в направлении создания новых центров силы или конфликтов вне Европы, способных подорвать надежду на восстановление гегемонии.

Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы 85

В такой контекст вписывалась сеть соглашений, которые тео-ретически могли бы сформировать основу для рождения новой континетальной гегемонии Франции. В самом деле, правящие круги Великобритании, как бы удовольствовавшись дипломатичес-кими успехами, подтвержденными Локарнскими соглашениями, после 1925 г. едва интересовались европейскими противоречия­ми, за исключением случаев, когда требовалось непосредственное присутствие Великобритании, и, поглощенные колониальными и имперскими проблемами (преобразованием Империи в Содруже-ство), предпочли путь, близкий к изоляционизму. Следовательно, именно на плечи французов и итальянцев преимущественно вы-пала задача дополнить установление мирных договоров, сделав заслуживающими доверия разрозненные и противоречивые реше-ния. Оба правительства действовали в полном согласии по край-ней мере до конца 1923 г., несмотря на некоторые колебания, вызванные внутренней нестабильностью в обеих странах, и не-смотря на приход Муссолини к власти в октябре 1922 г. Лишь в 1924 г. после победы на выборах левого блока во Франции, то есть откровенно антифашистской коалиции, Муссолини изменил свой курс и превратился, по крайней мере, до 1929-1930 гг. в усердного соучастника и инструмент политики, которую стреми-лись навязать ему англичане с целью осуществления своей тактики отстраненности.

Регионом, по отношению к которому обе державы должны были определить свою линию, были Центральная Европа и Бал-канский полуостров. В обоих секторах деятельность французов, по крайней мере вплоть до 1922 г. была гораздо более динамична и, после преодоления некоторых краткосрочных сомнений, одно-значна. Для Франции обязательным мерилом являлась Польша, поскольку она служила сдерживанию Германии и препятствовала непосредственнному давлению Советского Союза на Централь-ную Европу. Сильная Польша была противовесом в отношении сначала гипотезы, а затем и реальности германско-советского со-трудничества. Единственным ограничителем такой позиции оста-валось стремление не предоставлять излишней свободы действий крайнему национализму новых польских руководителей во главе с амбициозным Пилсудским. Это не помешало парижскому пра-вительству подписать 19 февраля 1921 г. договор о союзе с Польшей, дополненный двумя днями позже секретным соглаше-нием о военных консультациях. Оба соглашения были задуманы с целью защитить Польшу от опасности нападения на двух фрон-тах для того, чтобы заложить основы французско-польского со-гласия, которое Париж ошибочно считал вечным.

86