Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

7.2. Проблемы антифашистского союза

после капитуляции Италии. Московская

и Тегеранская конференции

7.2.1. МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

Перелом в войне, происшедший в конце 1942 г. (его послед-ствия стали полностью ощутимы в середине 1943 г.), вновь вывел политические проблемы на первый план. Эти проблемы никогда не исчезали, но были поставлены в зависимость от результатов военных действий, а с приближением победы возникла насущная необходимость их рассмотрения. Иначе говоря, если до сентября 1943 г. разногласия не обсуждались, так как нужно было сражаться вместе против общего врага, то при первых признаках грядущей победы проблемы определения союзниками собственных целей в войне и, в еще большей мере, необходимость найти компромиссные решения становились все более неотложными.

Пришло время вместе готовиться к приближающемуся миру, чтобы понять, насколько результаты войны приемлемы для всех, и в какой мере задачи построения новой международной системы, избавленной от страха перед наци-фашистским или империали-стическим насилием, совместимы с настойчивым стремлением к проведению державной политики.

Капитуляция Италии вызвала первые дискуссии, так как глу-боко повлияла на отношения между Советами и государствами Запада. Сталин с недоверием отнесся к тому, что англо-амери-канцы взяли на себя подписание перемирия с Италией, но он не мог оставаться безразличным к последствиям ухода итальянских оккупационных сил с Балканского полуострова, и в особенности из Югославии, где их сменили германские войска. Открыто вы-ражая свое несогласие с союзниками, Сталин 22 августа 1943 г. направил послание Рузвельту с требованием сформировать трех-сторонний орган, который мог бы коллегиально рассматривать проблемы, возникающие по мере капитуляции союзников Герма-нии. Сталин в довольно жестких выражениях упрекал союзников в том, что они не провели с ним консультаций по вопросу капи-туляции Италии и, конечно, не согласился с необходимостью принятия союзниками срочных решений в связи с быстрым раз­витием ситуации в Италии.

Сталин говорил о конкретных проблемах, которые могли при-обрести большое значение, особенно, на Балканском полуострове, где неизбежно должны были возникнуть ситуации, подобные

Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 491

итальянской. Поэтому его предложение о встрече трех министров иностранных дел стран-союзниц было более, чем оправдано, по­скольку могло предоставить возможность для разрешения вре-менных трудностей и глубокого анализа сложившейся ситуации. Кроме того, это предложение расчищало путь возможной (ее идея уже носилась в воздухе) встрече в верхах между тремя руководи-телями стран-союзниц, двое из которых, Сталин и Рузвельт, еще никогда не встречались.

Так родилась идея проведения в Москве первой англо-советс-ко-американской встречи с участием министров иностранных дел Хэлла, Идена и Молотова. Конференция, проходившая с 18 по 30 октября 1943 г., выявила разногласия в намерениях держав-по­бедительниц. С начала вступления США в войну Рузвельт думал, что после победы всемирный порядок должен быть основан на новых институтах и на масштабном сотрудничестве крупнейших держав, которые, действуя солидарно, могли бы гарантировать сохранение мира. Этот замысел стал известен как Великий план Рузвельта, в который входило создание новой организации, спо-собной унаследовать все то положительное, что было в работе Лиги Наций, отбросив ее недостатки и слабости.

Хотя вступление США в войну было связано с приоритетом Великобритании в американской системе союзов, но Рузвельт и американская дипломатия весь этот период вплоть до 1945 г. сде-лали все возможное и даже более того, чем требовали интересы США, чтобы Советы не смогли заподозрить Америку и Англию в предварительном сговоре, и даже пытались создать впечатление, что они открыты для сотрудничества. Действуя в этом ключе, Рузвельт планировал предложить своим союзникам сделать заяв-ление от имени «четырех держав» (четвертой должен был стать Китай) о необходимости создать новую организацию, основан-ную на двух различных, но взаимосвязанных принципах: на ра-венстве суверенных прав всех наций и особой ответственности ведущих держав в деле сохранения мира.

В заявлении также предусматривалось, что четыре державы должны совместно осуществлять оккупацию бывших вражеских территорий и создать комиссию для координации военного со-трудничества. Эти принципы, предложенные Рузвельтом, были обнародованы в начале августа, когда до перемирия с Италией и полемики со Сталиным было еще далеко. Они послужили изящ-ным словесным обрамлением, сопровождавшим позже все прак-тические решения великих держав, поскольку представляли со-бой смесь идеализма и реализма, характерных для менталитета Рузвельта.

492