Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие по ФА.doc
Скачиваний:
106
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
6.95 Mб
Скачать

3. Функция множеств

Определение 14. Вещественнозначная функция, областью определения которой является некоторая система множеств , называется функцией множества.

Определение 15. Функция f называется счетно-аддитивной, если для любой не более чем счетной совокупности дизъюнктных множеств An  , объединение которых А = An тоже принадлежит , имеет место равенство

Определение 16. Если равенство ограничено случаем, когда А есть объединение конеч­ного числа дизъюнктных множеств Аn (А, Аn  ), то функция f называется конечно-аддитивной или просто аддитивной.

Так как функции могут принимать бесконечные значения необходимо договориться об арифметических операциях над символами бесконечность. В основном эти правила аналогичные тем, которые применялись в математическом анализе. Например:   а = ;  +  =  и т.п. Но есть определенные отличия. Так мы полагаем, что 0 = 0 и  -  = - - (-) = 0. В математическом анализе последние два действия полагались неопределенностью.

Лемма 2. Если функция множеств f является аддитивной, принимает конечные значения на множествах А, В, В\А  и А  В, то f(B\A) = f(B) – f(A).

Утверждение легко вытекает из дизъюнктного представления В = А + В\А.

Следствие. Если функция множеств f является аддитивной, неотрицательной, принимает конечные значения на множествах А, В, В\А  и А  В, то f(B)  f(A).

Теорема 4. Для того, чтобы аддитивная функция f, принимающая конечные значения и задан­ная на кольце , была счетно-аддитивной, необходимо и достаточно, чтобы для любой убывающей после­довательности множеств Аi   (i = 1,2,...), т.е. таких что А1  А2  А3  …, с пустым пересечением выполнялось f(Ai)  0 при i .

Необходимость. Пусть Аi убывающая последовательность множеств, т.е., при этом = . Построим систему непересекающихся множеств Bi = Ai\Ai+1. Тогда нетрудно видеть, что А1 = . В силу счетной аддитивности функции множеств f(A1) = . Последнее равенство означает, что при n  . Но . Последнее равенство в сочетание с поведением частичных сумм доказывает утверждение.

Достаточность. Пусть дизъюнктные множества An  , объединение которых А = Ak тоже принадлежит . Построим последовательность убывающих множеств Вn = A\ . В силу леммы, аддитивности функции множества и условий теоремы f(Bn) = f(A) – f( ) = f(A) -  0. Последнее доказывает счетную аддитивность функции множеств.

Следующая теорема доказывается аналогично.

Теорема 5. Пусть f - счетно-аддитивная функция, заданная на кольце . Если А  и А = Аi, где Ai  и образуют возрастающую последовательность, т.е. А1  А2 …, то

f(A) = f(Ai).

То же равенство справедливо, если А = Аi (А, Аi  ), Аi образуют убывающую последовательность и f(Ai) конечные числа, начиная с некоторого i.

4. Мера и ее простейшие свойства. Мера в евклидовом пространстве

Определение 17. Пусть X - любое множество. Мерой в X называется вещественнозначная неотрицательная счетно-аддитивная функция m, заданная на некотором полукольце  подмножеств множества X.

Определение 18. Мера m называется конечной, если m(А) < +  для  А  .

Определение 19. Мера m называется -конечной, если  А    такие Аn   (n = 1, 2,...), что А  и мера m(Аn) < +  для  n.

Определение 20. Пусть m – произвольная мера в X, заданная на каком-то полукольце . Она называется полной, если из того, что А  , m(А) = 0 и Е  А вытекает, что Е  .

Лемма 3. Если  - полукольцо, An , A = , то = , где Сk  , при этом для каждого k существует n(k) такое, что Сk  An(k).

Доказательство. Очевидно, что

А = А1[(А\А1)A2][(A\A1)(A\A2)A3]…[ (A\Ak)An+1]… (1)

Заметим, сразу, что все множества, стоящие в квадратных скобках дизъюнктны между собой по построению. По условиям полукольца А\Аk = , где Сki  . Следовательно

(A\Ak)An+1 = An+1 =

= An+1 = An+1 =

= .

Стоящие в последних скобках множества по определению полукольца принадлежат ему и все между собой дизъюнктны. Подставив полученное равенство в (1) получим доказываемое.

Теорема 6. Пусть X – любое множество с полукольцом  и неотрицательной конечно-аддитивной функцией множеств m на этом полукольце. Справедливы следующие свойства:

1. m() = 0;

2. Если А, В   и А  В, то m(A)  m(B) (монотонность меры);

Если m является мерой (т.е. обладает еще свойством счетной аддитивности), то

3. Если А, An  и А  , то m(A)  (полуаддитивность меры)

Доказательство. 1) Легко вытекает из свойства аддитивности и неотрицательности, так как m() = m() = m() + m() = 2m().

2) В силу свойств полукольца найдется конечный набор множеств Сk  таких, что В = А + Сk.Тогда из аддитивности m вытекает m(B) = m(A) + m(Сk), откуда и неотрицательности m уже легко следует нужное неравенство.

3) Из условий теоремы получаем представление А = , где Вn = AAn. Воспользуемся теперь леммой: А = , где Сk. Отметим, что в силу леммы

,

при этом одно и тоже Сk может полностью попасть в разные Аn (но, что очень важно в силу леммы, хотя бы в одно из них обязательно попадает полностью). Отсюда уже легко следует, что

m(А) = .

Теорема 7. Функция V, заданная на полукольце  ячеек в Rn и равная для каждой ячейки ее объему – -конечная мера в Rn.

Доказательство. Практически в доказательстве нуждается только счетная аддитивность введенной функции, так как конечная аддитивность очевидна. Пусть {a1, b1;...; аn, bn} = {c1(k), d1(k);…; cn(k), dn(k)}. Далее предполагаем, что все ячейки, входящие в сумму имеют конечные ребра, в противном случае равенство очевидно. Ясно, что {c1(k), d1(k);…; cn(k), dn(k)}   {a1, b1;...; аn, bn} для любого m. В силу монотонности и аддитивности функции множеств V выполняется неравенство V( {c1(k), d1(k);…; cn(k), dn(k)}) = V({c1(k), d1(k);…; cn(k), dn(k)})  V( {a1, b1;...; аn, bn}) для любого m. Предельным переходом по m получаем неравенство

V({c1(k), d1(k);…; cn(k), dn(k)})  V( {a1, b1;...; аn, bn}).

Докажем противоположное неравенство. Рассмотрим систему открытых параллелепипедов {0{c1(k) - /2k, d1(k) + /2k; …..; cn(k) - /2k, dn(k) + /2k}}, где  произвольное положительное число. Данная система покрывает замкнутый параллелепипед *{a1, b1;...; аn, bn}. Так как последний является компактным множеством (он ограничен и замкнут), то из этого покрытия можно выделить конечное подпокрытие:

*{a1, b1;...; аn, bn}  0{c1(k) - /2k, d1(k) + /2k; …..; cn(k) - /2k, dn(k) + /2k}

(без ограничения общности мы предположили, что нужное конечное покрытие находится в начале). Тогда

V(*{a1, b1;...; аn, bn}) 

 V( 0{c1(k) - /2k, d1(k) + /2k; …..; cn(k) - /2k, dn(k) + /2k}) 

 V(0{c1(k) - /2k, d1(k) + /2k; …..; cn(k) - /2k, dn(k) + /2k}) 

 V(0{c1(k) - /2k, d1(k) + /2k; …..; cn(k) - /2k, dn(k) + /2k}) 

 V(0{c1(k), d1(k); …..; cn(k), dn(k)}) + 2nV(*{a1, b1;...; аn, bn}) /2k =

= V(0{c1(k), d1(k); …..; cn(k), dn(k)}) + 2nV(*{a1, b1;...; аn, bn}).

В силу произвольности  последнее доказывает противоположное неравенство.