Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник статей.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
4.99 Mб
Скачать

Список использованной литературы

  1. Мирзоян Г. В. Социальное партнерство в российском обществе: социально-философский анализ: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2010.

  2. Галактионов В.А. Социальное партнерство: сущность и формы реализации // Социология власти. 2006. № 5.

  3. Ховрин А. Ю. Социальное партнерство в сфере реализации молодежной политики: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора соц. наук. М., 2010.

Пестова Г.А.,

д.с.н., доцент,

г.Екатеринбург

Кросскультурный потенциал северных городов России

Города Российского Севера формировались преимущественно в послевоенный период индустриализации страны в основном вблизи добычи полезных ископаемых. Многие города вырастали на базе лагерных поселений. В культурной и языковой специфике этих городов ведущую роль играла культура тех регионов, которые поставляли основные потоки мигрантов и специалистов, приезжавших по направлениям после окончания вузов и техникумов. Специалисты этих регионов образовали мощные культурные слои в городском населении. На формирование духовной культуры, науки и производства большое влияние оказали также репрессированные ученые и специалисты в области культуры, искусства и образования. Так, в Воркуте, одном из самых северных городов Европейской части России, основателями городских театров были репрессированные актеры, режиссеры и другие работники сферы культуры и искусства. Во многих северных городах социально-культурное ядро составляли люди, далекие от традиционной культуры северных народов.

Самыми массовыми профессиями были инженерно-технические профессии, их потенциальной базой являлась высокая профессиональная подготовка, которая в суровых северных условиях требовала постоянного повышения квалификации и пополнения научно-техническими знаниями. Статистика советского периода свидетельствует о том, что в индустриально развитых северных регионах страны инженерно-технические работники и работники, занятые в народном хозяйстве, имели более высокий образовательный уровень, чем в среднем по стране [1, с. 19]. Это было обусловлено наличием научно-исследовательских и проектных институтов, развитой системой высшего образования в северных городах, государственным распределением выпускников техникумов и вузов из других регионов страны. По данным отечественных социологов, чем выше уровень образования и профессионализма, тем выше социальная мобильность человека, поэтому на Север приезжали преимущественно молодые и квалифицированные кадры. Здесь нередко отсутствовала самая действенная для мигрантной молодежи форма социального контроля – контроль со стороны родственников и родителей, поэтому эту функцию брал на себя трудовой коллектив. Это требовало выработки в трудовых коллективах четкой социальной политики, ориентированной на принятие за образец коллективистских моральных норм и идеалов. Интернациональный, полиэтнический состав населения северных городов способствовал разнообразию структуры культурной деятельности, межкультурных контактов, которые в сочетании с высоким уровнем общей и профессиональной культуры формировали особую социально-психологическую атмосферу в городах.

В процессе индустриализации Российского Севера в быстро растущих северных городах сформировался новый динамичный тип личности, новая система социальных и межэтнических отношений, интернациональная этнокультурная ситуация, новый образ жизни, отличный от образа жизни титульных этносов, ориентированных на традиции и родственные связи. Местные жители, выходцы из сельских поселений, оказывали незначительное влияние на культуру городов. Активный процесс возрождения традиционной культуры коренного населения, а также других народов, волею судеб оказавшихся на севере России, начался в постсоветских период. Ведущую роль в этом процессе играют этнокультурные общества – украинские, белорусские, татарские и др. Быстрые темпы развития социально-культурной инфраструктуры, которые были и остаются более высокими, чем по стране в целом, а также финансирование учреждений культуры и спорта богатыми ресурсодобывающими предприятиями, способствуют гармонизации досуга горожан.

Один из самых высоких уровней жизни и самая большая дифференциация доходов населения наблюдается в тех северных регионах, которые связаны с добычей и транспортировкой нефти и газа, так как в постперестроечное время уровень жизни работников бюджетной сферы существенно снизился, а в ресурсодобывающих сферах стал одним из самых высоких. Данная ситуация требует выработки новой социальной политики, основанной на идеологии социального государства и ориентированной на социальную справедливость и высокое качество жизни всего населения города. Это будет способствовать раскрытию творческого потенциала и уменьшению оттока специалистов из северных городов. Многие из них крепко связаны с Севером, являющимся для них малой родиной. Как считает Ю.Г.Волков, Россия не может развиваться по сценарию догоняющей модернизации, необходимо искать альтернативную модель развития с использованием социокультурного потенциала, а эффективность модернизации достижима при наличии социально- ответственного класса, социально-творческого не только в профессиональной деятельности, но и в индивидуально-повседневной жизни [2, с. 25]. Для этого жизненно необходимо и коренное изменение мировоззрения северян в решении проблем взаимосвязи природы и общества, разработка новых гуманитарно-культурологических и экосоциологических концепций, ориентирующих к менее расточительному образу жизни, который должен базироваться на природных возобновляемых источниках энергии [3, 4].

Основой оптимального соотношения социально-экономического развития и сохранения окружающей среды на глобальном уровне является Концепция устойчивого развития, реализация которой в каждом регионе зависит от научно-технического и инвестиционного потенциала. Для устойчивого управления северными лесами, комплексного развития осваиваемых территорий необходим учет исторических, социально-культурных и психологических особенностей коренного населения, на образе жизни которого негативно отразился технократический подход, с позиций которого осуществлялось освоение природных ресурсов в советский период. Переход страны к рыночной экономике, необходимость снижения себестоимости выпускаемой продукции и услуг населению вызвали необходимость создания эффективных наукоемких и экологичных технологий, особенно в добывающих отраслях производства, так как Север продолжает оставаться источником природных ресурсов. К сожалению, инвайроменталистский образ жизни, щадящий по отношению к окружающей среде, пока не входит в норму повседневности большинства северян. Это присуще представителям как титульных, так и не титульных этносов Севера, потому что и те и другие придерживаются присваивающего типа поведения. Причиной этого специалисты в области экосоциологии и социальной экологии считают нехватку научных знаний, неэффективность деятельности государства в решении экологических проблем, слабость неправительственных общественных организаций, отсутствие навыков экологического поведения и инициативы у населения [5].

Модернизация северных регионов, как и России в целом, имеет поливариантный характер. Вхождение и адаптивная способность к изменяющимся условиям зависит от социальной среды и от степени соответствия этой среды личному опыту человека. В годы социалистического освоения Севера России многие города вырастали на базе ударных комсомольских строек, отличавшихся идейно-воспитательной работой, общественно-политической активностью молодежи, особым социально-психологическим климатом и высоким престижем профессиональной деятельности. Так, социологический опрос, проведенный автором в северных городах Европейской части РФ - Ухте и Усинске, показал, что значительная часть инженеров заводов, промышленных объединений, научно-исследовательских и проектных институтов в своей профессиональной деятельности была ориентирована на содержательные аспекты труда. Основными мотивами при оценке значимости труда выступали такие его характеристики, как возможность творческого и профессионального роста, самостоятельность в работе, высокий престиж профессии, важность для общества, и чем более творческий характер имел труд, тем выше были требования к его содержанию. Инженеры не отвергали социальных оценок труда как средства заработка, но эти оценки выступали в комплексе с ранее названными мотивами. Одним из главных мотивов приезда на Север было стремление получить интересную творческую работу (более 90% респондентов).

В постперестроечный период жители северных городов, ставшие северянами второго и третьего поколения, смогли сохранить социально активный и позитивный тип культуры, который сформировался в послевоенные годы социалистического освоения Севера. По мнению исследователей, на севере страны в отличие от южных территорий отсутствуют разрушительные этнические конфликты, доминируют согласие и взаимная поддержка этнокультурных групп, сформированы устойчивые историко-культурные территориальные общности людей, подрыв которых может быть губителен для страны в целом [6, с. 3].