Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник статей.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
4.99 Mб
Скачать

Список использованной литературы

  1. Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества (Часть 1) // Креативная экономика. 2008. № 4. С. 3-8.

  2. Корнейчук Б. В. Информационная экономика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 400 с.

  3. Семененко И.С. От человека 2000-х к человеку 2030-х // Экспертно-аналитический портал «Новости гуманитарных технологий» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2010/2698 (дата обращения 18.09.2012).

  4. Андросюк К.В. Многогранное понятие «Экономики знаний» // Креативная экономика. 2007. № 3. С. 92-96.

  5. Журавлев В. А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества (Часть 2) // Креативная экономика. 2008. № 5. С. 51-55.

  6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2005. 430 с.

  7. Пилясов А., Колесникова О. Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ // Вопросы экономики. 2008. №9. С. 50-69.

  8. Регионы России. Социально-экономические показатели // Сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/Main.htm (дата обращения 21.09.2012 г.).

  9. Глонти К.М. Старопромышленные регионы: проблемы и перспективы развития // Регионология. 2008. №4. С. 27-39.

Трофимова О.М.,

г.Екатеринбург

Приоритеты формирования кластерной политики в старопромышленном регионе

Кластерная политика может быть определена как комплекс мероприятий, направленный на повышение конкурентоспособности страны через стимулирования развития кластеров. В Российской Федерации существует целый пакет программных документов, отражающий тенденции и «правила» кластеризации экономики.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года [1] предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологических кластеров в России.

Основной целью реализации кластерной политики в России является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификацию экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры [2].

Результатами реализации кластерной политики должен стать рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров.

Реализация кластерной политики предполагает обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей. Функции по обеспечению инициирования разработки стратегий развития кластеров, содействию их организационному развитию и основному объему финансовой поддержки кластерных инициатив будут реализовываться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Актуальность применения кластерной политики в российских территориально-отраслевых отношениях подтверждается стремлением федеральных органов исполнительной власти выстраивать и развивать кластеры предприятий на основе собственных рекомендаций. Так, Министерство экономического развития России выпустило Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо от 26.12.2008 г. №20615-АК/Д19) [3], которые направлены на содействие развитию кластерных инициатив в регионах России. Методические рекомендации подготовлены с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и содержат основные положения, касающиеся реализации кластерной политики в регионах России.

В соответствии с указанными рекомендациями целью кластерной политики является укрепление сетей взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, оптимального распределения рисков, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет интенсификации контактов ведущих специалистов, снижения трансакционных издержек взаимодействия за счет увеличения доверия между участниками кластера.

Следует отметить, что общим недостатком всех документов, касающихся приоритетов кластерной политики, как в целом в стране, так и в отношении отдельных регионов и отраслей, является отсутствие практических прикладных моделей анализа, оценки и прогнозирования кластерного развития региона, параметров влияния кластера на территории присутствия, законодательные условия ограничения деятельности данных структур. Рекомендации носят, как правило, общий характер, не определяя специфики кластерообразования в различных регионах.

Вместе с тем разработка методических аспектов кластерной политики приобретает важное значение в отдельных типах регионах, что обосновано ключевыми детерминантами функционирования данного типа территорий. Разработка инструментария селективной промышленной политики поддержки региональных кластеров в старопромышленном регионе особо значимо в силу специфики регионального хозяйствования, проявляющейся в сложившейся, устойчивой структуре хозяйственного комплекса, высокой доле износа основных производственных фондов, наличии признаков моноспециализации.

В старопромышленном регионе можно проследить четкое разделение кластеров на традиционные (процессные и дискретные) и постиндустриальные.

Кластеры традиционного типа в старопромышленном регионе с точки зрения детерминант внутренней структуры представляют собой вертикально или диагонально интегрированные системы, имеющие устойчивые или потенциальные межфирменные связи с элементами инновативности, конгломерат крупных предприятий (кластеры «центра и спиц» и кластеры государственных предприятий) в центре внутренней структуры и множество малых предприятий, реализующих дополнительные, вспомогательные и обслуживающие функции. Еще одной специфичной чертой таких кластеров является активное участие федеральных и региональных органов власти в стимулировании их формирования.

Кластеры постиндустриального типа в старопромышленном регионе с точки зрения детерминант внутренней структуры представляют собой горизонтально интегрированные системы на основе сочетания конкуренции и кооперации с потенциальными межфирменными связями, высоким уровнем инновативности, инновационной ориентацией, сформированные, как правило, спонтанно «снизу-вверх» без участия органов власти. Для постиндустриальных кластеров характерно отсутствие формальной структуры, а также обслуживающих и дополнительных объектов, что связано с самим предметом потребления – услугой, предоставляемой кластером (она не овеществлена и отождествляема с актором, предоставляющем ее).

Поскольку принципиальным отличием кластерных структур от иных территориально-отраслевых систем является самостоятельность формирования, обусловленная в старопромышленном регионе сложившейся системой территориально-производственного комплексирования, реализация промышленной политики по отношению к кластерам должна носить индивидуальный, общекоординационный, стратегический характер.

Основные принципы реализации промышленной политики по отношению к кластерам:

- селективность в финансировании наиболее комплексных и конкурентоспособных проектов на конкурсной основе;

- соответствие стратегическим приоритетам развития территории;

- взаимоувязка тактики реализации промышленной политики в целом и политики в отношении отдельных кластеров;

- превалирование экономических над административными инструментами реализации политики поддержки кластеров;

- интеграция подхода «сверху-вниз» и «снизу-вверх» при выборе приоритетов точечной поддержки кластерных инициатив;

- интеграция и взаимоувязка приоритетов региональной, промышленной и политики в сфере науки и технологий в рамках поддержки кластеров;

- интеграция территориальной и отраслевой парадигм конкурентного развития региона в рамках кластерного подхода;

- децентрализация усилий по поддержке кластеров с возможностью привлечения федеральных, региональных и местных органов власти, общественных и частных агентов сетевого взаимодействия при одновременном четком закреплении стратегических приоритетов кластерного развития.

Методологической основой реализации промышленной политики в отношении кластеров является интеграции трех подходов:

- системный (процессный) подход: вход (усилия органов государственной власти региона и усилия органов местного самоуправления по формированию кластеров)  внутренние процессы  выход (результативность для экономики старопромышленного региона);

- ресурсная концепция фирмы;

- концепция заинтересованных сторон.

Оказание поддержки развитию кластеров с позиции ресурсной концепции и ресурсного обмена предполагает следующие инструменты:

- организационное, инфраструктурное (инновационное, транспортное, энергетическое, социальное, инженерное) развитие;

- методическое и информационное консультирование;

- образовательная поддержка;

- инвестиционное стимулирование;

- развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием;

- организация российских экспозиций в зарубежных выставках и ярмарках.

В рамках традиционных типов кластеров в старопромышленном регионе задачами органов государственной власти должно стать в первую очередь развитие не ядра (поскольку оно сформировано на базе средообразующей группы компаний и сложившихся территориально-отраслевых отношений и обладает устойчивостью структуры), а развитие обслуживающих дополняющих и вспомогательных объектов. Реализации стратегии по отношению к указанным объектам должна быть основана на отдельных программных документах по указанным сферам, например, «Программа развития малого и среднего предпринимательства в регионе», «Программа поддержки сети коллективного пользования при вузах» и т.д.

Поскольку главным тезисом ресурсной концепции является неоднородность конкурентоспособности фирм (в данном случае отраслевых комплексов), которая является устойчивым следствием обладания уникальными ресурсами и организационными способностями, являющимися источниками ключевых рент, то именно эти ресурсы, а не иные факторы производства или традиционные управленческие компетенции являются залогом успешной кластерной политики в регионе. Задача органов власти заключается в создании режима благоприятствования для развития ключевых компетенций кластера. Для кластера традиционного типа в старопромышленном регионе таковыми будут являться уникальные НИОКР, инновационный продукт, наличие внутренних связей и выстраивание цепочки добавленной стоимости.

В рамках нетрадиционных (постиндустриальных кластеров) задачи органов власти меняются, что связано со спецификой внутренней структуры. Сервисные кластеры в старопромышленных регионах обладают такими специфическими организационными чертами, как

- горизонтальная интеграция внутренних интересов;

- пространственная локализация и с достаточно большим охватом потенциальных потребителей;

- отсутствие единого координационного центра;

- коллективное пользование инфраструктурой;

- отсутствие жесткой привязки к НИОКР, финансовому центру и сервисным ремонтным центрам.

Задачами органов государственной власти в данном случае должны стать:

- стимулирование эффективного территориального размещения участников кластера;

- создание транспортных и логистических развязок;

- привлечение в районы размещения сервисных кластеров операторов консультационных, лизинговых и юридических услуг на льготной основе;

- паритетное финансирование строительства центров сбыта готовой продукции или центров торговли, отдыха и развлечений и т.д.

Ключевыми компетенциями кластерных структур сервисного типа будут являться территориальное размещение (близость к потребителю) и комплексность услуг, репутация поставщиков.

Детализируя указанные направления в рамках идеи «черного ящика» (системного подхода), задачами органов власти региона по отношению к традиционным кластерам на входе будут:

- формирование системы финансирования разработок: сети региональных научно-технических и венчурных фондов (например, привлечение к кластерным инициативам Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере), заключение генеральных соглашений со страховыми компаниями, банками, инвестиционными компании о сотрудничестве, предоставлении финансовых услуг на льготных условиях либо с отложенным временным сроком оплаты;

- формирование системы продвижения продукции кластеров: строительство бизнес-инкубаторов, инициирование выставок, экспозиций, поддержка сертификации и регистрации НИОКР;

- формирование системы кадрового обеспечения кластера: создание в регионе сети непрерывного образования, единого образовательного поля, разработка программ повышения квалификации, заключение генеральных соглашений с институтами подготовки и повышения квалификации, образовательными центрами о предоставлении образовательных услуг на льготных основах;

- формирование системы информационного обеспечения: разработка и поддержание интернет-портала по кластерным инициативам, базы данных заказчиков и поставщиков услуг для целей развития кластеров, заключение соглашений о допуске представителей кластеров в центры коллективного пользования уникальными приборами и оборудованием.

Задачами органов власти по отношению к сервисным кластерам должны стать:

- формирование системы продвижения услуг кластеров: выставочная и экспозиционная деятельности;

- обеспечение благоприятного налогового режима для участников;

- строительство объектов инфраструктуры и развязок.

Важным аспектом реализации кластерной политики в стапропромышленном регионе является не только выстраивание приоритетов поддержки и стимулирования создания кластеров, но и взаимоувязка эффективности функционирования кластеров и развития территорий присутствия.

Процесс реализации кластерной политики является важнейшей составляющей селективной промышленной политики региона. На данном этапе необходимо создать условия для трансформации стратегических целей и направлений в отраслевые, целевые программы и проекты, а также текущие планы мероприятий. Мы считаем, что, в основу механизма реализации кластерной политики должен быть положен программно-целевой подход, предполагающий, что по «точкам роста», выявленным на стадии разработки анализа потенциала кластеорообразования, будут сформированы областные целевые программы. Цели, задачи и мероприятия программ и проектов должны органически вписываться в общую кластерную и промышленную политики региона, быть соразмерены с потребностями территорий, их потенциалом, служить достижению целей развития.

Реализации кластерной политики на территории старопромышленного региона также должна включать в себя сценарное планирование и прогнозирование пространственных изменений в экономике, позволяя предсказать удаленные события, сформировать представления о перспективных социально-экономических процессах, выявленных тенденциях.

Наиболее важными показателями, отражающими степень достижения задач по формированию условий для эффективного организационного развития кластеров, направленных на повышение их конкурентоспособности, будут использоваться:

  • уровень занятости населения на территории присутствия кластеров;

  • уровень доходов населения на территории присутствия кластеров;

  • объем валового регионального продукта;

  • объем валового регионального продукта на душу населения;

  • динамика приобретения дополнительных функций и диверсификации имеющихся преимуществ экономики региона;

  • удельный вес наукоемких отраслей на территориях присутствия кластеров;

  • удельный вес сектора услуг на территориях присутствия кластеров;

  • уровень физического объема промышленного производства на территориях присутствия кластеров;

  • уровень физического объема инвестиций на территориях присутствия кластеров;

  • уровень инвестиций на душу населения на территориях присутствия кластеров;

  • уровень среднедушевого розничного товарооборота на территориях присутствия кластеров;

  • уровень производительности труда на территориях присутствия кластеров;

  • динамика изменений административно-правового статуса муниципальных образований в регионе;

  • динамика формирования агломераций и интеграционных объединений муниципальных образований в регионе.

Таким образом, методика формирования и реализации кластерной политики в регионе заключается в определении приоритетов стимулирования кластерного развития во взаимоувязке со стратегическими документами вышестоящего уровня, селективности проектов и инструментов поддержки, учете ресурсов и оценке результатов с позиции ресурсной и системной концепций.