Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Квалиф. УМК ред.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
3.78 Mб
Скачать

10.7. Особенности квалификации преступлений, совершенных в одной из законодательно установленных форм соучастия

В зависимости от степени согласованности действий соучастников закон различает четыре формы соучастия:

– группа лиц без предварительного сговора (ч. 1 ст. 17 УК);

– группа лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 17 УК);

– организованная преступная группа (ст. 18 УК);

– преступная организация (ст. 19 УК).

Группа лиц – форма соучастия, при которой в совершении преступления (непосредственном выполнении объективной стороны) участвовали два и более соисполнителя (простейшая форма соучастия в отличие от организованной преступной группы).

Квалификация преступления, совершенного группой лиц, дается только по статье Особенной части УК, если признак «совершение преступления группой лиц» предусмотрен в качестве квалифицирующего признака данного преступления. При этом, в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 4 УК, «Под группой лиц, если иное не оговорено в статье Особенной части настоящего Кодекса, понимается признак, характеризующий совершение преступления группой лиц без предварительного сговора, по предварительному сговору или организованной группой». [57]

Если совершение преступления группой предусмотрено в диспозиции конкретной нормы Особенной части УК в качестве квалифицирующего признака, то при квалификации содеянного ссылка на ст. 17 УК не требуется. Например, кража, совершенная группой лиц, квалифицируется только по ч. 2 ст. 205 УК.

В случаях, когда в статье Особенной части УК квалифицирующим признаком является совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (например, ч. 2 ст. 208, ч. 2 ст. 210, ч. 2 ст. 211 УК), но преступление в действительности совершено группой лиц без предварительного сговора, содеянное подлежит квалификации по соответствующей статье Особенной части УК, но со ссылкой на ч. 1 ст. 17 УК.

В этой части небесспорными являются рекомендации авторов научно-практиче­ского комментария к УК по квалификации ситуаций, когда преступление фактически совершено организованной группой, но этот признак в качестве квалифицирующего в норме отсутствует, а указан менее общественно опасный (группа лиц или группа лиц по предварительному сговору). По мнению ученых, «Совершение преступления группой лиц или организованной группой существенно различается по субъективной и объективной организованности формы соучастия. В подобных случаях, квалифицируя действия участников организованной преступной группы по статье Особенной части УК, предусматривающей ответственность за совершение данного преступления группой, следует делать ссылку на ст. 18». [57]

Данный вывод противоречит содержанию п. 12 ч. 2 ст. 4 УК и несет в себе признаки расширительного толкования закона.

Многие преступления, в диспозиции которых на законодательном уровне квалифицирующий признак «группа лиц» не предусмотрен, фактически совершаются группой лиц. Например, незаконное производство аборта, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 1 ст. 156 УК). В таких случаях факт совершения преступления группой лиц в соответствии с требованиями п. 4 ст. 10 УК подлежит квалификации по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на часть 1 или 2 ст. 17 УК. Факт квалификации содеянного по признакам группы лиц дает основание для применения при назначении наказания условий п. 11 ч. 1 ст. 64 УК в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность. Следовательно, соисполнителями преступлений, совершенных организованной группой, являются как их непосредственные исполнители из числа участников группы, так и участники группы, выполняющие пособнические или организаторские функции при совершении этих преступлений.

Здесь необходимо обратить внимание, что руководителям (организаторам) организованной группы вменяются все преступления, совершенные группой, если эти преступления охватывались их умыслом, в том числе и те преступления, в совершении которых они личного участия не принимали, но их совершение планировалась и предполагалось к совершению в рамках созданной организованной группы. Другие соучастники организованной группы несут ответственность только за преступления, в подготовке или совершении которых они принимали участие в любом виде (в качестве соисполнителей, пособников, организаторов).

В соответствии с ч. 9 ст. 16 УК, «Участники организованной группы и преступной организации признаются исполнителями независимо от их роли в совершенных преступлениях». Данное законодательное определение позволяет сделать вывод, что в состав организованной группы применительно к совершению преступлений, требующих специального субъекта (в том числе и в преступлениях, исполнителями (соисполнителями) которых могут быть только специальные субъекты – получение взятки, дезертирство и т.п.), могут входить и лица, не обладающие признаками специального субъекта. При этом они также рассматриваются в качестве исполнителей такого преступления независимо от их роли в совершении этих преступлений. При квалификации их действий ссылка на ст. 16 не требуется.

Деятельность по созданию организованной группы подлежит квалификации как приготовление к тем преступлениям, для совершения которых группа и была создана, за исключением ситуаций, когда сам факт создания организованной группы для занятия преступной деятельностью образует состав самостоятельного преступления, например, создание банды.