Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

[SHarkov_F._I.]_Integrirovannuee_kommunikacii_rek

.pdf
Скачиваний:
626
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
751.02 Кб
Скачать

Согласно учению экзистенциалистов (философия суще ствования), истинная коммуникация, как и творчество, несет в себе трагический надлом: мир объективности непрестанно гро зит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Экзистенци алист, лауреат Нобелевской премии Альбер Камю (1913 1960) рассматривал общение индивидов лишь как акт, подчеркиваю щий одиночество каждого, т.е. подлинное общение между людь ми невозможно. Единственный способ подлинного общения, счи тал Камю, это единение индивидов в бунте против “абсурд ного” мира. Высшим мужеством человека он считал борьбу с бессмысленностью бытия.

По Габриелю Марселю (1899–1973), прообразом отношения человека к бытию является личное отношение к другому чело веку. В центре внимания Марселя находится проблема бытия, рассматриваемая через индивидуальный опыт, жизнедеятель ность отдельного человека.

Рационалистский подход и “понимающая социология”.

В конце 40–50 х гг. ХХ в. преобладали два подхода к изучению коммуникации.

Рационалистский подход базировался на концепции тех нологического детерминизма (в частности, на теории инфор2 мационного общества). Такой подход придает средствам мас совой информации роль единственного стимула и источника со циального развития. Информация рассматривается расшири тельно как основа культуры и всех культурных ценностей.

Иррационалистический подход представлен “понимаю2 щей социологией, в основе которой лежит концепция взаимо понимания, т. е. понимания человеком другого человека. Здесь рассматриваются действия, ставящие своей целью коммуника цию (сознательно использующие знаки) и не имеющие такой цели.

В британской (Дж. Барнс, Э. Ботт, К. Митчел) и американс кой (И. А. Хеллоуэл, Б. Бохенна) социальной антропологии при изучении процессов коммуникации в различных социальных группах широкое распространение получил метод анализа со2 циальных сетей. Анализ социальных сетей обращает внимание

11

на возникающие в ходе социального взаимодействия и комму никации связи (сети) различной интенсивности и плотности. “В соответствии с требованиями позитивистской методологии они настаивают на изучении объективно наблюдаемых форм по ведения, которыми признаются процессы социальной коммуни кации. Использование этого подхода в социологии в определен ной мере было связано с традицией социометрии Морено, ко торая у сторонников анализа социальных сетей приобретает структуралистскую и бихевиористскую окраску в силу того, что в расчет не принимаются субъективно психологические фак торы, подчеркивается обусловленность человеческого поведе ния структурными образованиями, возникающими в ходе ком муникации”1.

Понимающая социология утверждает, что основным ре зультатом коммуникации является взаимное понимание. Идеи

социального конструктивизма обоснованы в трудах американ ского ученого Питера Бергера (1929) и немецкого социолога То маса Лукмана (1927). “Конструктивисты” опирались на фено менологическую социологию австрийского философа и социо лога Альфреда Шюца (18991959). Шюц рассматривал действие как цель осуществления коммуникаций. Он изучал процессы и механизмы, при помощи которых воспроизводится сама реаль ность. По Шюцу, ограниченность индивидуального опыта пре одолевается благодаря идеализации, свойственной повседнев ному опыту. Такой процесс приводит к формированию стандар тизированной типологической структуры восприятия объектов. Для построения социальной коммуникации используется глав ный (но не единственный) механизм — язык. Т. Лукман в совме стной с П. Бергером работе “Социальное конструирование ре альности”2 разработал феноменологическую версию социоло гии знания, изучающую процессы и механизмы, с помощью ко торых возникают, функционируют, распространяются знания (информация) в обществе.

1 Современная западная социология: Словарь. — М., 1990. — С. 16–17. 2 См.: Luckmann T. The Social Construction of Reality (with P. Berger). —

NY., 1966.

12

Определения коммуникации. Американские ученые Франк Дэнс и Карл Ларсон проанализировали 126 дефиниций терми на “коммуникация”1.

В настоящее время понятие “коммуникация” имеет три ос новные интерпретации. Во первых, коммуникация представля ется как средство связи любых объектов материального и ду ховного мира, т. е. как определенная структура. Во вторых — это общение, в процессе которого люди обмениваются инфор мацией. В третьих, под коммуникацией подразумевают пере дачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты.

Изучение социальной коммуникации опиралось на различ ные направления, научные школы, теории, которые условно объединим в три группы, сформированные на социальной, язы ковой и собственно коммуникативной основе. Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств с целью их применения для реализации социальных функций коммуни кации. Второе толкование применительно к социальной комму никации связано с проблемами межличностной коммуникации, а третье — с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений.

Социальная природа языка исследовалась еще в XVIII в. Д. Дидро (1713–1784) и Ж. Ж. Руссо (1712–1778) во Франции и М. В. Ломоносовым (1711–1765) в России. Глава французской со циологической школы языкознания А. Мейо (1866–1936) опи рался на теории французских философов и социологов пози тивистов О. Конта (1798–1857) и Э. Дюркгейма (1858–1917), ко торые изменения в языке объясняли только социальными при чинами. В Швейцарии, США стали формироваться различные социологические направления изучения коммуникаций, осуще ствляемых посредством языка.

Социологические исследования языка в отечественной науке начаты в 20–30 х гг. XX в. Известные языковеды В. В. Ви

1 См.: Dance F., Larson C. The Functions of Human Communication: A Theoretical Approach. — NY. Holt, Rinehart & Winston, 1976.

13

ноградов (1895–1985), Е. Д. Поливанов (1891–1938), Б. А. Ларин (1893–1964), Г. В. Степанов (1919–1986), Л. П. Якубинский (1892– 1945), В. М. Жирмунский (1891–1971) и другие язык как сред ство общения рассматривали на основе историко материалис тических принципов анализа общественных отношений. Они сумели преодолеть упрощенный подход к социальной функции языка французской школы (социологизм) и так называемому “новому учению о языке” (вульгарный социологизм) Н. Я. Мар ра (1864/65–1934).

Коммуникативная функция языка, связанная с соци альным аспектом речевой деятельности, общения, коммуника ции, изучалась в рамках социологического направления. Дру гим источником социальной коммуникации является функцио2 нальная лингвистика, которая понимала язык как целенаправ ленную систему средств выражения. Для социальной коммуни кации наибольший интерес представляет функциональная диф ференциация языковых средств в соотнесенности с различны ми социальными функциями коммуникации. В коммуникатив ных ситуациях осуществляется варьирование языковыми сред ствами. Социологическое изучение языковой коммуникации ос новывается на концепции, рассматривающей язык как социаль ное явление, средство общения людей, связанное с их положе нием в обществе, условиями жизнедеятельности и т.д.

Всередине 1960 х гг. сформировалась социолингвистика, изучающая вопросы, связанные с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия соци альных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Социолингвистика, в свою очередь, стала ос новой для развития социальной коммуникации.

Всередине ХХ столетия наметился новый подход к изуче нию собственно коммуникативной основы социальной коммуни кации. Он базировался на концепции технологического детер2 минизма. Наиболее известная из них теория информацион ного общества, пропагандируемая Даниелем Беллом (1919), Збигневом Бзежинским (1928).

14

Концепция постиндустриального общества разработана Беллом. По его мнению, эта концепция делает излишней соци альную революцию. Бзежинский в книге “Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру”1 c позиций технобюрокра тического утопизма излагает свой вариант концепции постин дустриального общества, в котором отождествляет социально экономическую и научно техническую модернизацию современ ного мира с его американизацией, а также обосновывает пре тензии “новой интеллектуальной элиты” на политическое гос подство в “технотронном обществе”.

В 80 х гг. ХХ в. под влиянием научно технической револю ции, не изменяя своего социально экономического содержания, получает развитие теория информационного общества. Эта теория рассматривает производство, распределение и потреб ление информации как преобладающую сферу экономической деятельности общества. В ней преувеличивается роль “инфор мационного сектора” экономики, информационная теория сто имости противопоставляется трудовой теории стоимости.

Этнология коммуникации рассматривается иногда как часть этнической социологии (этносоциологии). Предметом этно социологии являются процедуры интерпретации, скрытые, нео сознаваемые механизмы социальной коммуникации между людьми. Все формы социальной коммуникации сводятся к ре чевой коммуникации, к повседневной речи. В рамках этносоцио логии коммуникации исследуются связи социокультурного зна ния и речевых единиц. В социологическом направлении выде ляются социологические доминанты коммуникации, а в этноло гическом — анализируются этнологические факторы, обуслов ливающие социальную дифференциацию в коммуникации. Эт носоциологи обращают внимание на то, что коммуникация меж ду людьми содержит более существенную информацию, чем та, которая выражена вербально, что существует неявное, фоно вое значение коммуникации, подразумевающее смысл молча

1 См.: Between Two Ages: American’s Role in the Technetronic Era. — NY., 1970.

15

ливых действий, принимаемых участниками коммуникаций. По их мнению, социальная реальность приобретает смысл благо даря тому, что в процессе речевой коммуникации люди пред ставляют значения своих суждений в виде объективных свойств, признаков, приписываемых реальности. Она рассматривается как поток неповторимых, уникальных ситуаций.

Подчеркивая уникальность каждой ситуации повседнев ного общения, этносоциология “отводит большое место механиз мам рефлексии в работе познавательного аппарата: рефлексия, по сути дела, формирует когнитивные структуры различного уровня и повседневные представления о социальной реальнос ти, и социологические теории, вырастающие на почве обыден ных представлений. Этнометодология основывается на опреде ленных теоретических допущениях: (1) на отождествлении со циального взаимодействия с речевой коммуникацией; (2) на отождествлении исследования с истолкованием и интерпрета цией действий и речи другого собеседника; (3) на выделении двух слоев в интерпретации понимания и разговора; (4) на отож дествлении структурной организации разговора с синтаксисом повседневной речи”1.

Социальная коммуникация. Истоки социальной коммуни кации связаны с изучением социальных факторов, способству ющих формированию социального знания и оценочных катего рий коммуникации. Само ключевое понятие “социальные ком муникации”, являвшееся центральным для социологии ХХ в., претерпело изменения. Сегодня оно применяется в трех мето дологических контекстах. Эти три подхода в определенных ас пектах даже противоречат друг другу. Это не позволило до сих пор выстроить стройную теорию коммуникации.

Первый — методологический подход — базируется на клас сической позитивистской методологии субъектно объектных диспозиций. Он представлен концепциями структурного функ ционализма, системного подхода, информационного общества,

1 Огурцов А. П. Этнометодология. // Современная западная социо логия. — М., 1990. — С. 422.

16

технологического детерминизма, компьютерной футурологии и др. Онтология социальных коммуникаций в данном подходе ос новывается на системных связях и функциях. Коммуникатив ные технологии ставят задачу сконструировать желаемый об раз определенного субъекта и социальные связи в системе. В управленческом аспекте данный подход можно сравнить с принципом классической кибернетики, который предполагает жесткий контроль за поведением системы, при котором исклю чаются все ненужные взаимосвязи.

Второй подход — неклассическая методология — основы вается на когнитивной модели субъектно объектных отноше ний. Феноменологическая по своим истокам методология выде ляет сферу интеракции (коммуникации) в качестве особого он тологического объекта. Его изучение требует применения таких методов, как герменевтическая интерпретация смыслов, кри тическая рефлексия, рациональная реконструкция. Автор этой методологии Ю. Хабермас отдает предпочтение изучению со циальных субъектов. Межчеловеческие “интеракции” он рас сматривает как инструмент реализации практических интере сов людей, как способ эмансипации, освобождения от экономи ческих, политических и других влияний, которые искажают коммуникации и играют латентную роль принуждения. Форми рование “эмансипированного общества” позволяет, по его мне нию, вести взаимодействие “всех со всеми другими”. А это не что иное, как основа формирования гражданского общества пу тем развития коммуникативных отношений и рационализации системы массовых коммуникаций. Хабермас отличает “истин ные” коммуникации от “ложных”, пытается обосновать “техни ческую рациональность” (перенести технические средства и методы на область межчеловеческих интеракций).

Третий, так называемый постнеклассический подход, сво дит природу социального к субъектно субъектным отношени ям, т. е. к принципу интерсубъектности, исключая объектность. Общество здесь рассматривается как сеть коммуникаций, а ком муникации дают возможность самоописания общества и способ ствуют его самовоспроизводству. Коммуникация предстает не

17

как послушный объект управленческих решений, а как актив ная самоорганизующаяся среда. Простейшие социальные сис темы — “интеракции” — формируются через взаимосогласо вание действий и переживаний участников общения. Общество же охватывает все действия всех участников коммуникации. Действие понимается как подлинный элемент социальной сис темы, производится и воспроизводится в ней в соотнесении с другими действиями событиями. Такой подход к рассмотрению природы коммуникации выводит ее на новый уровень и прида ет ей социетальную роль.

Теория коммуникации прямо связана с теорией речевых (коммуникативных) актов. Теории коммуникативных актов предшествовала идея множественности функций языка и его взаимодействий с жизнью, обоснованная австрийским филосо фом и логиком Людвигом Витгенштейном (1899–1951). Он выд винул программу построения искусственного языка, прообра зом которого является язык математической логики.

Всередине 1950 х гг. английский философ, представитель лингвистической философии Джон Остин (1911–1960) заложил основы теории коммуникативных актов. В своей концепции Дж. Остин абсолютизировал точку зрения, согласно которой основ ная цель философского исследования — прояснение выраже ний “обыденного” языка. Он выступал против неверного упот ребления отдельных слов и выражений. Под “перформативны ми” высказываниями он понимал конкретное исполнение опре деленных намерений, а под “констатирующими” — высказы вания, к которым применимы понятия истинности и ложности.

Вдальнейшем исследования социальных факторов рече вой коммуникации продолжали отечественные и зарубежные ученые (Дж. Серль, М. М. Бахтин, Н. Л. Арутюнова). Они изуча ли высказывания, в которых реализуется установка собеседни ка, что и позволяло выявить социальные факторы речевых ком муникаций.

Задача интегрирования имеющихся теоретических поло жений и результатов экспериментов может быть успешно вы полнена только на основе единой теории, в рамках которой по

18

лучает свое обоснование взаимодействие трех базовых состав ляющих социальных коммуникаций: социальной структуры, коммуникативных систем и способов коммуникации. Теория коммуникации призвана дать целостное представление о зако номерностях и существенных связях в различных типах и ви дах коммуникации. Методологическая основа теории коммуни кации включает обоснование системы методов, форм и спосо бов коммуникации. В эмпирических исследованиях особое мес то занимает выбор методов анализа фактологического матери ала. В исследовании проблем коммуникации прежде всего ис пользуются социологические и психологические методы и ин струментарий, а также разработки других смежных наук. Сла бая разработанность всех аспектов теории коммуникации (тео ретико методологических, прагматических, прикладных) не позволила к настоящему времени сформировать целостное представление о коммуникации как о структуре, явлении и про цессе.

Дискурс. Направление, получившее название “критический анализ дискурса”, возникло на теоретической основе так назы ваемой критической лингвистики, которая сформировалась в Англии на рубеже 1970–1980 х гг. Оно трактует язык как один из видов “социальной практики” (Р. Фаулер, Г. Кресс, Ю. Хабермас).

Дискурс (позднелат. discursus — рассуждение, довод) оп ределяется как цельный текст, актуализация которого обуслов лена множественными факторами, в том числе и социальными. Дискурс является видом речевой коммуникации, ориентирован ной на обсуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников. “Критичес кий анализ дискурса” исходит из того, что тексты являются ре зультатом деятельности людей, функционирующих в опреде ленной социальной ситуации. Отношения коммуникатора и ре ципиента обычно отражают разные модели социальных отно шений людей. Коммуникативные средства на любом уровне функционирования также социально обусловлены.

При рассмотрении дискурса как логически целостной, опос редованной, социально обусловленной единицы коммуникации

19

“неречевые языки” (например, язык рекламы, мимики и жес тов) рассматриваются во взаимосвязи с языком человеческого общения как основного способа коммуникации между людьми. Это создает основу для формирования целостной теории соци альной коммуникации, включающей рассмотрение как вербаль ных, так и невербальных коммуникативных средств.

Воздействие социокультурных факторов на процесс ком муникации может изучаться с помощью ситуационных моделей. Такой подход используют современные авторы — П. Вундерлих, Г. Гарфинкель, Е. В. Добренькова, Ю. Н. Караулов, Н. Л. Арутю нова, В. В. Петров и др.

Изучение массовой коммуникации как социального явле ния началось в 1920 е гг. Принято считать, что начало исследо ваниям массовой коммуникации положил немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920), основоположник понимающей социо логии и теории социального действия. Он обосновал необходи мость изучения прессы в социологическом аспекте, обосновал метод анализа прессы, обратив внимание на ориентацию пери одической печати на различные социальные структуры и на формирование человека, сформулировал социальные требова ния к журналисту.

Классическая парадигма коммуникации американского политолога Гарольда Лассуэлла (1902–1978) базируется на пос ледовательном ряде вопросов, касающихся передачи инфор мации: кто передал, что передал, по какому каналу, кому и с каким результатом (какой эффект вызывает). В социальной коммуникации доминирующим является коммуникативный ас пект массовой коммуникации, а информационно содержатель ный элемент выполняет вспомогательную функцию. То есть в осуществлении социальных коммуникаций важно не только что используется, но и кто участвует во взаимодействии, как используются информация и связи, кому адресуется инфор мация и куда направлены коммуникативные связи. В. П. Ко нецкая в связи с этим, отдавая приоритет коммуникативной функции СМИ, заменяет понятие “средства массовой информации (СМИ)” термином “средства массовой комму

20