Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы идеологии белорусского государства УЧЕБН....doc
Скачиваний:
85
Добавлен:
08.11.2018
Размер:
1.37 Mб
Скачать

1.2. Укрепление белорусской антропотерритории в составе Великого княжества Литовского

Второй этап в развитии идеологии белорусской государственности был связан с развитием белорусской антропотерритории в составе Великого княжества Литовского (Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, XIII—XV вв.).

ВКЛ начало формироваться в первой трети XIII в. на северо-западе современной Беларуси и юго-востоке современной Литвы (историческая Аукштайтия). Образование интегрированного белорусско-украинско-литовского государства обогатило политонимию белорусов названием «Литва». Этот термин возник примерно в XIII в. в применении к территории между Неманом и Вилией и затем распространялся на другие земли в XIV—XV вв. по мере расширения территории ВКЛ. В широком смысле определение «Литва» являлось сокращенным названием государства (политонимом), а в узком — топонимом, обозначая собственно литовские и западнобелорусские земли. Многоуровневый характер имело и производное от «Литвы» понятие «литвины». В это время в сфере государственной, как отмечал отечественный историк В. Ластовский (1883 — ок. 1938), закрепляется название «Литва», а в сфере культурно-религиозной жизни — этноним «Русь». Относительный моноконфессиональный (православный) аспект понятия «русский» доминировал до рубежа XVI—XVII вв. Называя себя «русскими», белорусы в то же время дистанцировались от русского населения Московского государства, именуя его «москвой», «москвитянами» и т.п. Не позднее XIV в. в отношении Восточной Беларуси стало употребляться название «Белая Русь». Данное обозначение Полоцко-Витебске-Оршанско-Мстиславско-Могилевских земель становится традиционным с конца XVI —первой половины XVII в. С конца XVI в. фиксируется определение «белорусский язык» («белорусское письмо»).

Создание ВКЛ привело к возникновению целостной этнической территории белорусов. Территориальная определенность консолидирует этнос, стимулирует чувство патриотизма. Столицей нового государства стал славянский Новоградок (в польском варианте Ново-грудок), да и само государство формировалось в основном на славянской (белорусской) территориальной и культурной основе.

Важную роль в управлении ВКЛ сыграл князь Миндовг (1230— 1263), приглашенный боярами для правления в первую столицу княжества — Новогрудок. В 1253 г. Миндовг стал королем. Еще раньше, в 1246 г., он принял православную веру. 1270 годом датируются сведения о государственном гербе ВКЛ — «Погоне» (изображение всадника на щите красного цвета). В 1307 г. на основе договора в состав ВКЛ вошло Полоцкое княжество, и белорусская антропотер-ритория в составе ВКЛ укрепилась. Ее границы не разрушились и во времена правления Ягайло (1377—1392), который заключил Кревскую унию с Польшей, а в 1386 г. был избран польским королем. Князь Витовт (1350—1430) уверенно проводил политику централизации и суверенизации. Славной страницей его жизни стало руководство войсками ВКЛ во время победы над крестоносцами под Грюнвальдом в 1410 г.

Во времена правления Казимира (1440—1492) был составлен Судебник 1468 г., написанный на старобелорусском языке, — фактически первый сборник государственных законов ВКЛ. Учитывая то обстоятельство, что право — важная составная часть идеологии государства, роль Судебника Казимира в истории идеологии белорусской государственности очень велика. Правовая культура белорусского народа развивалась также в Статутах ВКЛ 1529, 1556, 1588 гг. Их значение трудно переоценить, поскольку правовая культура современных Республики Беларусь, Украины, Польши и Литвы тесно связана с этими правовыми документами. Статуты явились важнейшими этапами формирования правовой основы белорусской государственности на определенном этапе развития белорусского этноса.

О высоком уровне развития белорусской антропотерритории в XIV—XVI вв. свидетельствовали также печатные издания (в 1517— 1519 гг. — Скориной «Псалтыря» и 22 книг Библии; в типографии, расположенной в г. Несвиже; С. Будным — «Катехизиса»), а также организация в 1581 г. в Полоцке высшего учебного заведения — иезуитской коллегии (с 1812 г. — академии), а также многочисленных православных братских школ и типографий (в Минске, Могилеве и др.)

Следует иметь в виду, что развитие Беларуси и Украины, с одной стороны, России — с другой, уже с конца XIII в. совершается в неодинаковых социокультурных условиях. Белорусская антропотер-ритория в этом отношении оказалась продуктом своеобразного «ци-вилизационного разлома». Русское государство, вынужденное бороться с беспощадным монгольским игом за собственное выживание, не без влияния ига постепенно встало на путь жесткой централизации всех сторон общественной жизни, в нем установился основанный на физическом принуждении по преимуществу неправовой характер внутреннего государственного управления. В ВКЛ, наоборот, постепенно утверждалась относительно либеральная политическая система, устои которой были закреплены в правовых документах — Статутах 1529, 1566 и 1588 гг.

На формирование идеологии белорусской государственности оказывал определяющее влияние антропотерриториальный и геополитический фактор, поскольку на белорусской земле в условиях «цивилизационного разлома» сосуществовали этносы разных религиозных и духовно-культурных ориентации: восточной и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской. Не удивительно, что их сосуществование и коммуникация стали возможными на основе сформированной на более раннем этапе истории идеологии белорусской государственности терпимости, толерантности.

Принцип религиозно-этнической толерантности сыграл исключительно важную роль в процессе создания и существования Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Он способствовал сохранению в нем гражданского мира и согласия, созиданию богатой культуры, основанной на этноконфессиональном синтезе. Религиозная толерантность, дух либеральных идей Возрождения во многом определили характер мировоззрения Франциска Скорины и его последователей, ярко выявились в полемической публицистике периода Контрреформации и введения Брестской церковной унии.

Предпосылкой становления национального самосознания в XIV— XVII вв. являлось развитие белорусских городов, относительно демократической системы городской жизни. Этому в свою очередь способствовала практика дарования нашим городам магдебургского права.

Существенным этнообразующим аспектом стало складывание старобелорусского («русского», по терминологии рассматриваемого времени) языка. Он являлся средством межнационального общения в ВКЛ, языком общегосударственного летописания, политико-юридических актов. Государственный статус старобелорусского языка был закреплен в Статутах ВКЛ. Осознание важности духовной консолидации на базе родного языка, национальной культуры проявилось в творчестве Ф. Скорины, С. Будного, Василия Тяпинского.

Закономерно, что в статье 17 современной Конституции Республики Беларусь записано: «Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский (курсив наш. — Б.Ч.) и русский языки».

Особую роль в становлении духовности белорусского народа сыграла Библия, являвшаяся основой мировоззрения человека Средневековья, источником моральных норм, гуманистических ценностей.

Изначально ВКЛ было полиэтническим образованием, что во многом определяло его идеологию. В период своего становления ВКЛ выступает с так называемой «прорусской» программой — программой объединения восточнославянских земель под своей властью. Опорой в реализации этой идеи стали белорусские (позже и украинские) земли. На этом основании можно уверенно утверждать, что белорусская антропотерритория играла существенную роль в существовании и развитии ВКЛ. Рассмотрим некоторые ее характеристики более подробно.

Присоединение белорусских земель к растущему государству давало возможность достаточно успешно противостоять как Тевтонскому ордену, так и монголо-татарам. Результатом стало первое крупное поражение, нанесенное монголо-татарам в 1362 г. у Синих Вод, вследствие которого из-под ига были освобождены территории Киевщины и Подолья. ВКЛ сыграло решающую роль и в том, что немецкое продвижение на восток было остановлено, а сам Тевтонский орден пришел в упадок после поражения в войне 1409—1411 гг., когда в решающем сражении объединенные силы Польского королевства и ВКЛ разгромили 15 июля 1410 г. войско Ордена под Грюнвальдом и Таненбергом.

Однако в период правления великого князя Ягайло доминировавшая ранее белорусская или, по терминологии того времени, «прорусская» направленность идеологии государственности меняется на прокатолическую и пропольскую. Заключение в 1385 г. Кревской унии (персональной по своему характеру) и последовавшее за этим подписание Ягайлом ряда общеземских (общегосударственных) «прывiлеяу» привело к тому, что восточнославянское православное большинство княжества было дискриминировано. Широкие права и привилегии получали только феодалы католического вероисповедания. В этих исторических условиях и формировалась идеология полиэтнической государственности, защищающей права и привилегии своих подданных независимо от их вероисповедания. Безусловно, на практике все выглядело не так просто, но сама идея и ее реализация (в ВКЛ притеснения никогда не дорастали до масштабов религиозных войн периода европейской Реформации) указывают на зарождение внутри белорусской антропотерритории идеалов гражданского общества и формирования гражданской культуры.