Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsionnyy_kurs_Klassich_Pozdnee_Srednevekovye...doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
1.73 Mб
Скачать

2. Процесс централизации во Франции. Борьба с феодальной оппозицией Филиппа II Августа и Людовика IX

В IX–XI вв. Франция представляет политически раздробленную монархию. Власть королей была во многом номинальной. Правители отдельных княжеств, графств и герцогств, хотя и находились в вассальных отношениях с королем, но по сути дела являлись самостоятельными правителями своих территорий. Показательно в этом отношении принятие вассальной зависимости от короля герцогом Нормандским – так называемый оммаж. Герцог явился к королю с отрядом хорошо вооруженных викингов, те, грохоча доспехами прошли через залу, встали по сторонам. Герцог колена не преклонил, как положено при церемонии оммажа, а лишь наклонился, дернул короля за полу, тот упал, викинги загоготали, придворные робко захихикали, король сделал вид, что ему тоже весело. Прекрасный пример, демонстрирующий бессилие короля перед местным герцогом.

С 987 г. во Франции правит династия Капетингов. Основателю новой династии Гуго Капету и его преемникам пришлось поначалу вести политику в очень мелком масштабе. Они занимались накоплением средств и подчинением непокорных феодалов-вассалов поначалу лишь в своем домене, который был невелик. Графы Парижские – Капетинги – владели небольшой полоской земли от Парижа до Орлеана (по рекам Сена и Луара). Доходы королевского двора были столь незначительны, что даже охота для королевской свиты была не столько развлечением, сколько одним из средств пропитания. Для увеличения своих доходов короли не брезговали и весьма низкими средствами. Так, например, Филипп I (1060–1108) не останавливался даже перед обыкновенным разбоем и однажды ограбил итальянских купцов, проезжавших через королевский домен. В данный период король не был даже самым сильным и богатым феодалом. Даже по территории своего домена Иль-де-Франс он должен был передвигаться в окружении большого войска, так как другие феодалы обзавелись собственными замками и крепостями и препятствовали любой попытке укрепления короля. Поэтому для централизации государства Капетингам предстояло сначала навести порядок в своем собственном домене. Именно с этого они и начали. Короли призывают к порядку феодалов Иль-де-Франс, часто силой оружия. Уничтожают или захватывают рыцарские замки и запрещают строить новые.

Политическая консолидация территорий королевского домена идет более успешно с появлением и развитием городов. В лице городов короли нашли своего самого верного и последовательного союзника. Этот союз был выгоден обеим сторонам в борьбе с крупными феодальными сеньорами. Города, по вполне понятным причинам (см. тему № 3), были заинтересованы в централизованном государстве.

Вторым союзником короля в деле централизации становятся мелкие и средние феодалы – рыцарство. Они так же тянутся к сильной центральной власти, так как часто подвергаются нападениям и притеснениям со стороны крупных феодалов. Церковь – третий союзник короля.

В результате энергичной деятельности королевской власти к концу XI в. происходит значительное укрепление королевского домена и округление его в границах. Этому способствовали так же крестовые походы, так как на Восток уходит наиболее «буйная» часть рыцарства.

В конце XI – начале XII вв. становится ясно, что центром будущего объединенного Французского государства станет Иль-де-Франс с центром в Париже. Этому способствовала не только энергичная политика капетингских королей, но и выгодное географическое положение королевского домена. Он, как бы, контролировал всю торговлю по рекам Сена (Париж), и Луара (Орлеан), обладая ключом к важнейшим торговым путям.

Роль и значение короля, как единой централизующей силы, была в данный период велика. Королевская власть была представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противоположность раздроблению на противоборствующие вассальные государства.

Переломным моментом в процессе усиления центральной королевской власти является время правления Людовика VI Толстого (1108–1137). Людовик положил конец вольнице феодалов на территории домена, добился вассальной зависимости со стороны герцогов Аквитанских, Гасконских, Шампанских. Особенно много сделал для укрепления королевской власти первый министр Людовика аббат Сугерий, который упорядочил финансы и управление. Более широкий размах приняла королевская политика при Людовике VII (1137–1180) – шестом короле из дома Капетингов. Король уделял много внимания внешней политике (он был участником второго крестового похода). Но даже в его отсутствие королевская власть продолжала укрепляться, в чем немалую роль сыграл тот же аббат Сугерий. Большим успехом в деле централизации страны явилась женитьба Людовика VII на Элеоноре Аквитанской – дочери и наследнице герцога Аквитании Вильгельма X. В качестве приданого французский король получил Аквитанию, одно из самых крупных и богатых герцогств.

Все шло хорошо до второго крестового похода, закончившегося провалом. Это подорвало престиж короля во Франции. Кроме того, Людовик VII совершил крупную политическую ошибку – развелся с Элеонорой (за что летописец характеризует Людовика VII как «почти идиота»). Поводом для развода явилась, якобы, измена Элеоноры во время отсутствия короля. Так оно было или нет, не суть как важно. Важно то, что, уходя, Элеонора забрала с собой и свое приданое – герцогство Аквитанию. Более того, вскоре Элеонора выходит замуж за герцога Анжуйского Генриха Плантагенета, который вскоре избирается на английский престол. Теперь дальнейшее объединение Франции наталкивалось на непреодолимое препятствие – существование на континенте обширных владений английской династии Плантагенетов. Среди них – Мэн, Турень, Нормандия, Пуату, Анжу, а теперь еще и Аквитания. По сути дела на территории Франции складывается крупная Анжуйская держава, принадлежавшая английскому королю. Это означало, что попытка подчинения перечисленных территорий власти французского короля неминуемо приведет к столкновению с королем английским, не желавшим терять свои владения на континенте. В данный момент война между двумя государствами не началась, так как Генрих Плантагенет наводил порядок в Англии, а Людовик был еще слаб. Открытая борьба начнется в XIII и продлится XIV в. и в дальнейшем выльется в Столетнюю войну (1337–1453 гг.). Узел противоречий же завязывается, как видим, в середине XII в.

Борьба за объединение Франции вступила в новую фазу при короле Филиппе II Августе (1180–1223). При нем процесс собирания земель вокруг Иль-де-Франс идет более интенсивно. Филипп действует как оружием, так и с помощью дипломатии. Французский король ведет успешную политику, направленную на подрыв влияния Генриха Плантагенета в его французских владениях. Он организует ряд заговоров, переманивает на свою сторону крупных феодалов - вассалов английского короля. Филиппу даже удается втянуть в заговор против престарелого Генриха его сыновей и жену. Однако, став королем, после смерти отца, старший сын Генриха Плантагенета Ричард Львиное Сердце продолжил его политику. Однако, как и Генрих, за свои владения на территории Франции он был обязан французскому королю оммажем – вассальной присягой. Филипп II Август вскоре увлек Ричарда Львиное Сердце в третий крестовый поход. Там они еще больше рассорились. Филипп вернулся во Францию и начал прибирать к рукам владения Ричарда, пока тот геройствовал на Востоке. По возвращении в Европу Ричард попадает в плен к одному из своих противников и вскоре гибнет (1199 г.). Филипп II начал борьбу с братом Ричарда Львиное Сердце Иоанном Безземельным, присоединив почти все его земли (Нормандию, Анжу, Мен, Турель, Пуату). В решающих сражениях при Лярош де Муа и Бувине (1214 г.) Филипп добивается выхода к Ла-Маншу, завладел устьями рек Сена и Луара. Значение этих присоединений для централизации государства было огромно. Быстро богатеет Париж, который вскоре становится столицей государства. Резко выросли доходы короля и его власть. Укрепился союз центральной власти с городами. За поддержку король отблагодарил ряд из них грамотами вольности.

В результате завоеваний владения французского короля увеличились более чем в 4 раза. Теперь перед королевской властью встала новая важная задача – внутреннее устроение этих больших владений.

Внешнеполитические успехи требовали проведения реформ в административной области. Реформы, проводимые французскими королями, начиная с Филиппа II, ставили своей основной целью создание центрального управления и укрепление аппарата управления на местах, чему препятствовали местные крупные феодалы. В рамках реформ были осуществлены следующие мероприятия:

1. Все королевские владения были разделены на двадцать равных административных округов – «бальяжей» во главе с представителями короля – бальями.

2. Правители округов были наделены судебными и административными правами. Бальяжи состояли из более мелких единиц – превотажей, во главе с прево. Все бальи и прево должны были отчитываться перед королем.

3. Во главе аппарата управления стоял Королевский Совет. В него входили: великий сенешал – глава финансового ведомства, он же командовал войсками и их обеспечением (с 1191 г. место сенешала занял коннетабль); канцлер – возглавлявший канцелярию и одновременно выполнявший некоторые судебные функции; камерарий – управитель дворца и личной казны короля.

Созданный Королевский Совет отличался от предыдущего. Теперь это уже был не съезд крупнейших феодалов, а орган, состоящий из приближенных короля и зависимых от короля людей. Большое место в Совете занимали юристы и другие образованные люди. В это время происходит своеобразное явление под названием – «иммедиатизации» – установление непосредственных вассальных отношений между вассалами вассалов короля с самим королем. Это означало постепенное отмирание принципа «вассал моего вассала не мой вассал». И в конечном итоге, усиление центральной королевской власти.

Процесс централизации государства продолжался. Важную роль в этом процессе сыграли Альбигойские войны, основным содержанием которых было завоевание и присоединение графства Тулузского. Графство Тулузское (см. карту) или Лангедок было одним из самых развитых и богатых во Франции. Этому способствовало выгодное расположение городов графства, они лежали на важнейших торговых путях и были связаны с левантийской торговлей. Кроме того, южнофранцузские города сильно разбогатели за счет крестовых походов. Еще в римские времена эта область была цветущей и развитой в культурном отношении. Здесь существовали письменные законы, когда на остальной территории Франции действовало обычное право. Уже в XI–XII вв. здесь большое развитие получила литература, богато расцвела поэзия на провансальском языке, главным образом – любовная лирика, сочиняемая и распеваемая трубадурами (бродячими поэтами и певцами).

На почве своеобразной экономики и культуры в Лангедоке выросла специфическая религиозная идеология, ставшая в оппозицию феодально-католической церкви. В XII в. здесь началось распространение ереси альбигойцев (название от г. Альби). Альбигойцы делились на два течения – катары («чистые») и вальденсы (последователи Петра Вальда). Секта альбигойцев по своему происхождению и характеру идеологии во многом была схожа (и, по видимому, связана) с движениями павликиан в Византии и богомилов в Болгарии. В основе ее идеологии лежало отвержение земного мира, как творения рук дьявола, стремление к аскетизму. Секта выступала против повиновения церкви и феодалам, отвергала брак и частную собственность. Движение было мощным и широким по размаху. К нему начали присоединяться ряд феодалов, которые были не прочь поживиться за счет церкви. Наконец, возглавил движение сам граф Тулузский Раймунд VI. Раймунд видел в этом движении средство сопротивления французскому королю в его стремлении присоединить графство. Так же он не был в ладах с папой римским.

Когда в 1209 г. из графства Тулузского был изгнан ряд епископов и аббатов, папа Иннокентий III провозгласил крестовый поход против еретиков – альбигойцев. Папа поручает покарать альбигойцев французам. Начался сбор рыцарей северной Франции. Рыцари идут в поход с большой охотой, так как Лангедок, чрезвычайно богатый край, сулил богатую добычу. Возглавил поход суровый фанатик граф Симон де Монфор (предок основателя английского парламента). Юг оказал ожесточенное сопротивление, но силы были не равны. После решительного сражения при Мюре в 1211 г., войска графа Тулузского были разгромлены. Началась страшная резня альбигойцев. Раймунд был лишен своих земель и изгнан. Юг был завоеван. Главой здесь был провозглашен Симон де Монфор. Однако, на этом война не закончилась. Бесчинства и грабежи завоевателей вызвали восстания в 1218 г., во время которого Симон де Монфор был убит. Тогда вмешался король Филипп II, совершив на юг ряд походов. Всего войны длились около 20 лет, сопровождаясь пожарами и массовыми казнями. Вместе с завоеванием в Лангедоке начала действовать инквизиция.

Альбигойские войны завершились в 1219 г., присоединением графства Тулузского к Франции. Факт имел огромное значение для объединения Франции, так как страна получила торговые пути на юг, что позволило установить и укрепить связи со средиземноморской торговлей. Но все это было достигнуто ценой полного разорения Лангедока и подрыва экономической мощи южных городов. Эти города так и не восстановили в дальнейшем своего былого могущества.

Окончательное подчинение юга было закреплено уже при Людовике VIII (1223–1226). Людовик VIII вступил на престол как первый наследственный король Франции. До этого формально сохранялась выборность королей.

Дальнейшее укрепление королевской власти происходит при Людовике IX Святом (1226–1270). Использовав малолетство Людовика, феодальная знать попыталась освободиться от королевской власти, организовав ряд восстаний. Но мать Людовика, Бланка Кастильская, бывшая регентшей при малолетнем сыне, решительно подавила восстания. Завоевания предшественников были сохранены и даже расширены. Достигнув совершеннолетия, Людовик IX расширил свои владения и укрепил государство, заключив мирный договор с Англией («Парижский мир» 1259 г.). Людовик IX был организатором и участником двух последних крестовых походов.

В царствование Людовика Святого могущественное положение королевской власти, достигнутое при предшественниках, было закреплено рядом важнейших реформ. Реформы явились закономерными в плане развития всякого идущего по пути централизации государства. Важнейшие из реформ Людовика:

Судебная реформазанимает одно из центральных мест. В ее рамках Людовик проводит наступление на судебные привилегии феодалов-сеньоров. До этого каждый крупный феодал имел свое судебное собрание – курию, где разбирались и церковные, и светские дела. Здесь судились все вассалы сеньора и все свободное население территории. Зависимые крестьяне судились особыми куриями. Право иметь судебную курию являлось одним из крупнейших прав крупных феодалов. По новому положению ряд важнейших дел изымался из ведения феодальной курии (фальшивомонетничество, поджоги, разбои, убийства и др., то есть, самые доходные дела). В результате резко сокращаются доходы феодальных сеньоров и увеличиваются доходы королевской казны. В домене короля запрещались судебные поединки и дуэли. Было объявлено, что любое решение курии может быть обжаловано в королевском суде. Из состава Королевского Совета (курии) выделялась особая судебная палата, так называемый «Парламент» (от французского «парляре» - говорить). Палата, естественно, защищала, прежде всего, – интересы короля. В домене короля запрещались все частные войны между вассалами короля. Обиженный был обязан обращаться в королевский суд в течение 40 дней. Таким образом, устанавливался внутренний мир в королевстве, что дополнительно способствовало централизации.

Монетная реформа. До этого во Франции преобладал хаос в монетном обращении, что очень мешало ведению хозяйства и торговле. В наведении порядка в этом отношении были особо заинтересованы города. По реформе в домене короля получает право обращения только королевская монета. В остальных частях королевства сохранялась местная монета, но имела право обращения и королевская. В данном случае местная монета не выдерживала конкуренции, так как королевская была более качественной и полноценной. Специальные чиновники следили за тем, чтобы никто более не чеканил такую монету. Эти меры приводили к постепенному установлению в стране единой монетной системы. Монетная реформа явилась очередным ударом по привилегиям и экономической мощи крупных феодалов.

Военная реформа. В ее рамках были предприняты первые попытки замены обязательной личной службы рыцарства денежными взносами, на которые король мог бы ввести наемные отряды. В результате возросла бы военная мощь государства и власть короля. Но реформа удалась не вполне, так как рыцарство сопротивлялось. В виду нехватки денег, ему было проще отбывать службу (дворянство все еще живет за счет фиксированной денежной ренты с крестьян). Людовик IX не сам задумал эту реформу, перед ним был пример Англии, где еще в середине XII в. были введены так называемые «щитовые деньги».

Людовик IX умер во время последнего крестового похода и поэтому случаю был канонизирован. Его реформы укрепили централизацию государства, а так же власть короля и положительно сказались на экономическом развитии городов.