Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsionnyy_kurs_Klassich_Pozdnee_Srednevekovye...doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
1.73 Mб
Скачать

2.3. Социально-политическое развитие городов Северной и Центральной Италии

На эволюцию системы управления в городах оказывала влияние обострившаяся в начале XIII в. социальная борьба внутри городских стен. Главная линия противостояния пролегла между нобилитетом и организованным в цехи пополанством. Но к этому добавлялась борьба между отдельными феодальными кланами, соперничество крупных купеческих фамилий, а также волнения «тощего народа» и плебса. Развитие ремесла и торговли, зарождение раннекапиталистических отношений во многих городах-государствах Северной и Средней Италии в XIII–XIV вв. способствовали заметному усилению политического влияния торгово-ремесленного населения – пополанов и падению роли грандов. В этой сложной обстановке внутренней нестабильности, которая осложнялась внешней угрозой – вторжениями германских императоров, стали меняться и формы городского управления. Исполнительная власть выборных консулов уже в конце XIII в. стала уступать место судебно-полицейской власти чужеземного чиновника – подестá (от лат. potestas – власть), которого приглашали в город на один год. По соглашению с коммуной, выплачивавшей подеста солидное вознаграждение, он приводил с собой вооруженный отряд, судей и нотариуса и располагался в специально строившемся для него дворце – палаццо подеста. Подеста председательствовал в городских советах, однако законодательных прав не имел и должен был отчитываться перед коммуной за свою деятельность. Там, где пополанство в борьбе с нобилями одержало победу, – во Флоренции, Лукке, Сьене, Милане и других городах – наряду с Большим советом возник Совет народа, в котором были представлены только пополаны, прежде всего цеховые старшины. Во главе городского ополчения становился капитан народа, которого чаще всего избирали на один год из рыцарей-чужаков. Функции капитана во многом пересекались с полномочиями подеста. Новая форма правления обеспечила на какое-то время баланс политических сил. Но рост влияния пополанов вел к усилению позиций капитана народа, что стало важным шагом на пути к установлению синьории (иногда используют термин «тирания») – новой формы управления, утвердившейся во многих городах Северной и Центральной Италии на рубеже XIV–XV вв. Установлению синьории (от синьор – господин) в городах-государствах способствовало расширение региональных связей, а также стремление «жирных» пополанов преградить путь народным восстаниям. Захвату власти в городах-государствах представителями отдельных фамилий способствовала также непрекращавшаяся там политическая борьба, в ходе которой выдвигалась то одна, то другая из наиболее влиятельных и богатых семей, фактически обладавших монополией в городском производстве и торговле. Синьорию поддерживали владельцы сукнодельческих и шелковых мануфактур, которые были особенно заинтересованы в сохранении своих экономических и политических привилегий, социального порядка в городе. И то и другое им могла обеспечить только сильная власть типа синьории. Позднее ее активно поддерживали также банковско-ростовщические элементы «жирных» пополанов.

К середине XV в. синьория прочно устанавливается во Флоренции, Милане, Болонье, Ферраре, Урбино и других городах и областях Италии, хотя в некоторых из них ее зачатки наблюдаются значительно раньше.

Показательным примером изменений в политической организации городов может служить Флоренция. Укрепление позиций пополанов привело здесь уже в 1250 г. к установлению так называемой первой народной конституции, закрепившей их господство в городе. Наряду с подеста, которого коммуна приглашала из другого города, появляется новое должностное лицо – «капитан народа», опирающийся на городское ополчение. С 80-х гг. XIII в. во Флоренции действует выборное пополанское правительство. Оно называлось «приоратом» (от «приор» старейшина цеха), а впоследствии – «синьорией», в приорат входило 9 человек во главе с «гонфалонъером (знаменосцем) справедливости». В 1293 г. во Флоренции были приняты «Установления справедливости». Согласно «Установлениям», гранды полностью отстранялись от участия в политической жизни коммуны и за преступления, совершаемые против пополанов, подвергались смертной казни. Вскоре, однако, грандам было разрешено пользоваться политическими правами при условии вступления в один из цехов. Однако к этому времени сами пополаны уже не представляли единого социального слоя, в их среде происходит противоборство «жирного» и «тощего» народа. Ведущую роль в политической жизни Флоренции играла группировка «жирных» пополанов, которые блокировались с представителями старых феодальных родов, так называемая гвельфская партия. Верховный орган управления Флоренции – «синьория» – состоял в основном из представителей «старших» цехов. «Тощий народ», по существу, был отстранен от участия в управлении городом, не говоря уже о наемных рабочих.

Восстания наемных работников. Первое выступление предпролетариата произошло во Флоренции в 1345 г. под руководством чесальщика шерсти Чуто Брандини. На сходках наемных работников он предложил организовать братство чомпи, установить регулярный сбор средств с его членов и развернуть борьбу за повышение заработной платы. Когда Брандини был схвачен властями, чомпи прекратили работу, покинули мастерские и двинулись к дворцу синьории, требуя его освобождения. Это первая известная в истории стихийная забастовка наемных работников была подавлена, а Чуто Брандини повешен.

В 1378 г. во Флоренции вспыхнуло самое значительное в этот период движение предпролетариата – восстание чомпи. Флоренция вела в это время тяжелую и продолжительную войну с папской курией, которая требовала огромных средств, что отразилось, прежде всего, на уровне жизни городских низов. Для отвлечения справедливого гнева народа против управляющих республикой «жирных» пополанов один из их представителей – Сальвестро Медичи – решил направить недовольство против городских феодалов, симпатизировавших папской курии, и призвал народ к расправе с ними. Его призыв был подхвачен, однако, чомпи обратили свой гнев не только на феодальную знать города, но и на «жирных» пополанов. В середине июля 1378 г., собравшись за городскими воротами, чесальщики шерсти, шерстобиты, трепальщики, промывальщики, красильщики и другие наемные рабочие, а также бедные ремесленники сукнодельческих цехов потребовали ликвидации должности «чужеземного чиновника» и повышения заработной платы на 50 %. Кроме того, они сговорились впредь не подчиняться «жирным» пополанам и добиваться участия в управлении государством. Путь к завоеванию политических прав они видели в организации нового цеха наемных рабочих, так как только члены цехов обладали во Флоренции полноправным гражданством.

20 июля 1378 г. по звуку колоколов толпы чомпи направились ко дворцу синьории и потребовали освобождения арестованных ранее вожаков. Добившись своего, восставшие двинулись по городу, поджигая дома богачей. Захватив знамя «гонфалоньера справедливости», чомпи сочли, что им принадлежит верховная власть в республике. На собрании руководителей чомпи и младших цехов было решено потребовать создания нового правительства, в котором три места должны быть закреплены за представителями чомпи. Один из них должен был получить пост главы правительства – «гонфалоньера справедливости». Здесь же были намечены представители цеха чомпи, без согласия которых ни одно решение в республике не могло войти в силу.

Вооруженные чомпи штурмом взяли дворец подеста – резиденцию судебной и военной власти в городе. На следующий день, окружив дворец синьории, они добились официального утверждения приорами своих требований. Сформировалась новая синьория, ее главой был провозглашен Микеле ди Ландо. Кроме Ландо в новое правительство вошли еще двое из чомпи, три приора от мелких ремесленников и три «жирных» пополана. Были созданы три новых цеха, в том числе цех чомпи, получивших таким образом политические права. Было организовано народное ополчение их 1500 арбалетчиков. Однако победители оказались без средств к существованию, так как сукнодельческие мастерские были закрыты с первых дней восстания, а многие их владельцы бежали. К тому же богатые землевладельцы, среди которых было немало «жирных» пополанов, прекратили доставку хлеба в город.

В конце августа 1378 г. чомпи, недовольные политикой синьории, куда входили и «жирные» пополаны, попытались создать в противовес ей свое правительство. Однако с помощью Микеле ди Ландо «жирные» пополаны подготовились к разгрому чомпи. Они стянули к городу войска и сумели отколоть от наемных работников их союзников – цеховых ремесленников, которые, получив места в правительстве, считали осуществленными свои требования. По заранее намеченному плану Микеле ди Ландо собрал на площади Синьории ополчения всех цехов. Выходы с площади были закрыты. Чомпи упорно сражались, но, в конце концов, «жирные» одержали победу. В тот же день из состава приората были выведены чомпи, их новый цех был закрыт. Чомпи подверглись жестоким репрессиями. Однако до 1382 г., когда были ликвидированы новые цехи мелких мастеров, созданные во время восстания, «жирные» пополаны не решились полностью взять власть в свои руки, разделяя ее с цеховыми ремесленниками младших цехов.

Синьория Медичи во Флоренции. В 1434 г. после длительной борьбы между несколькими соперничающими семьями Флоренции фактическим правителем этого города-государства стал Козимо Медичи (1434–1468). При нем еще сохранялась видимость республиканских форм правления, но все нити политического и налогового аппарата сосредоточились в его руках. Все важнейшие должности в государственных учреждениях также занимали верные ему люди. Козимо Медичи и его преемники Пьеро и Лоренцо Медичи, будучи ставленниками богатейших купцов и владельцев мануфактур, демагогически выдавали себя за покровителей бедных, разоряя своих соперников-богачей налогами, они за этот счет иногда снижали податное бремя широких слоев населения. Известную популярность Медичи приобрели тем, что вели в городе большое строительство.

Наибольшего могущества власть Медичи достигла при Козимо Лоренцо Великолепном (1469–1492), который был главой богатейшего банкирского дома Флоренции, имевшего конторы во всех крупнейших городах Италии и Европы, и, будучи кредитором многих государств, влиял на политику ряда стран. Роскошь дворца Лоренцо, его покровительство искусствам сочетались с умной, но жестокой внутренней и внешней политикой. Старые пополанско-демократические порядки были по сути дела, уничтожены. Хотя формально Флоренция оставалась республикой, все дела решались в Совете семидесяти, который полностью подчинялся Лоренцо. По его приказанию были безжалостно подавлены восстания в подчиненных Флоренции городах: в Прато в 1470 г., а также в Вольтерре в 1472 г., где народные массы под руководством бедняка Микеле Мео захватили власть. После неудачного покушения на жизнь Лоренцо в 1478 г. его власть еще более укрепилась. Был принят закон, согласно которому покушение на жизнь и благополучие Лоренцо рассматривалось как «оскорбление величества» и каралось смертью.

Савонарола. Несмотря на кажущееся величие Флоренции в период правления Медичи, со временем в ней все резче начинают проявляться внутренние противоречия. Экономика города в значительной степени работала на обеспечение роскоши двора Медичи и на проводимую им бесплодную внешнюю политику. Зреет массовое недовольство. Выразителем его стал настоятель доминиканского монастыря св. Марка во Флоренции, пламенный проповедник Джиролама Савонарола. Главной своей целью он ставил политическое и религиозное обновление Италии. Савонарола выступал против светской власти церкви, ее продажности, критиковал папство, предвосхитил отчасти будущие требования европейской реформации. Проповедь Савонаролы против богатства и ростовщичества, несмотря на то, что сам он был противником восстаний, способствовала решительному выступлению горожан. В 1494 г., во время вторжения французских войск в Италию, когда они подошли к Флоренции, сын Лоренцо – Пьеро Медичи был изгнан из Флоренции в результате восстания, и там восстановилась республика во главе с Савонаролой.

Савонарола провел ряд реформ, которые носили двойственный характер: отмена принудительных займов, запрещение ростовщичества, организация ломбарда, введение десятины – прогрессивного налога на недвижимое имущество – выглядели как мероприятия, проводимые в интересах народа; в то же время во главе республики был поставлен Большой совет, состоящий из наиболее зажиточных граждан. Эти компромиссные реформы не могли удовлетворить богачей и не улучшили положение народа. Кроме того, фанатичный аскетизм Савонаролы, который под лозунгом «сожжения суеты» призывал уничтожать картины, музыкальные инструменты, книги, запрещал всякие развлечения, стал вызывать недовольство флорентийцев, привыкших ценить искусство и веселые зрелища. Авторитет Савонаролы в простом народе стал падать. Этим воспользовалась папская курия и ее сторонники во Флоренции. В 1498 г. Савонарола был схвачен, осужден и сожжен как еретик.

Специфический характер имел политический строй торговых республик – Венеции и Генуи. Здесь управление находилось в руках богатейших купцов, составляющих наследственный патрициат. Во главе Венеции стоял избираемый пожизненно дож, власть которого была ограничена Большим советом, в который входили представители всех знатнейших патрицианских семейств. С конца XIII – начала XIV веков в управлении Венецией усилились олигархические тенденции. Из Большого совета выделился так называемый «Совет приглашенных» (сенат), постепенно присвоивший всю полноту исполнительной власти. В 1310 г. был создан Совет десяти, которому был поручен надзор за правительственными органами, вплоть до самого дожа. В Генуе, где в XIII в. также ведущие позиции принадлежали патрициату, с 1339 г. устанавливается пожизненная должность дожа, который опирался в основном на пополанов. В то же время и патрициат, несмотря на урезанные права, все же оказывал влияние на политическую жизнь республики.

Венеция и Генуя постоянно соперничали друг с другом. К исходу XIII в. торговое соперничество между Генуей и Венецией вылилось в открытое столкновение: в 1298 г. генуэзский флот в сражении при Курцоле нанес Венеции сокрушительное поражение. Перевес в торговом соперничестве после этой победы оказался на стороне Генуи. Однако в 1380 г. венецианский флот разгромил генуэзцев при Кьодже и в восточной части Средиземноморья. В XV в. Венеция ведет оборонительную войну против наступающих на востоке турок. В Италии она расширила свои владения, подчинив Брешию, Верону, Падую, Равенну, и стала одним из сильнейших государств Северной Италии.

Острую борьбу против городских феодалов вели в XIII–XIV вв. пополаны Милана. В этой борьбе они объединились с союзом вальвассоров Милана («моттой») против феодалов и архиепископа, к которым примкнула купеческая патрицианская верхушка. Союз пополанов с дворянством наложил отпечаток на политический строй Милана. Хотя в первой половине XIII в. ремесленники Милана достигли значительных политических успехов, к концу этого столетия власть в городе оказалась в руках наследственных правителей из феодального семейства Делла Торре, опиравшихся на пополанов и мелкое дворянство. Позднее, в XIV в., когда Милан значительно расширил свои владения, подчинив большую территорию в Центральной Ломбардии, установилось единоличное наследственное правление феодального рода Висконти. В 1395 г. Джан-Галеаццо Висконти получил титул герцога. Он ограничил полномочия Общего совета Милана. По статуту 1396 г. высшая законодательная и судебная власть в Милане стала принадлежать герцогу. Под контроль его чиновников были поставлены цехи и торговые корпорации, но при этом оказывалась поддержка купцам и мануфактуристам. Висконти вели активную политику по завоеванию соседних территорий и подчинили Верону, Падую, Болонью, Перуджу, Пизу, Лукку. В 1447 г. после смерти Филиппо-Мариа Висконти в Милане по инициативе нобилитета была провозглашена Амброзианская республика, верховным органом стал Общий совет из 900 человек. В связи со сложной внешнеполитической обстановкой в Милан был приглашен кондотьер (предводитель наемников) Франческо Сфорца, который смог остановить наступление на владения Милана венецианцев. В 1450 г. его провозгласили синьором Милана, а вскоре он получил и герцогский титул. В правление династиии Сфорца во второй половине XV в. продолжался экономический рост герцогства. Сфорца активно насаждали мануфактуры, был запрещен вывоз сырья, строились ирригационные сооружения в сельской местности. При Людовико Моро Миланское герцогство приобрело законченные черты принципата – централизованного абсолютистского режима.

Таким образом, в городах Северной и Средней Италии сложились в XIIIXIV вв. три основные формы политического управления: республиканская (по типу Флоренции), патрицианская (Венеция) и синьория, близкая к монархии (Милан).

Возникновение и укрепление синьориальных (тиранических) режимов во Флоренции, Милане и других городах-государствах Италии способствовало их внутренней консолидации, но не решало проблемы объединения всей страны. Богатая, но распадавшаяся на отдельные, враждующие между собой политические образования, Италия к концу XV в. оказалась гораздо слабее соседних Франции и Испании, где к этому времени сложились относительно сильные централизованные государства.