Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsionnyy_kurs_Klassich_Pozdnee_Srednevekovye...doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
1.73 Mб
Скачать

3. Политическая борьба в конце XIII–XIV вв. Война с Ганзой. Кальмарская уния

В конце XIII – начале XIV вв. в скандинавских странах обостряется политическая борьба. Во многом этому способствовала ослабление центральной королевской власти в связи с усилением феодальной аристократии. Внутренняя борьба переплеталась с конфликтами между скандинавскими странами, ибо и короли, и их вассалы искали поддержки за рубежом. Особо напряженной была борьба в Дании. Ее результатом явилось подписание в 1282 г. королем Эриком Клиппингом хартии, которой он обязывался ежегодно созывать данехоф – общий совет государства, состоявший из магнатов. Король также обязался соблюдать права и вольности феодалов. Попытка Эрика нарушить эту датскую «хартию вольностей» закончилась его убийством, после которого начался длительный конфликт крупных феодалов с королевской властью. В 1320 г. королевская власть в Дании окончательно капитулировала перед знатью, установившей контроль над государственным управлением. Король не имел права без ее согласия объявлять войну и взимать налоги. За феодалами была признана судебная власть над крестьянами.

В Швеции с конца XIII в. также наблюдается усиление феодальной знати. В 1319 г. мятежные феодалы изгнали из Швеции короля и возвели на престол малолетнего норвежского короля Магнуса Эрикесона, тем самым объединив две страны. Однако Персональная уния Швеции и Норвегии (1319–1363) существовала лишь до тех пор, пока она была выгодна шведской знати. Попытки Магнуса ограничить финансовые привилегии аристократии и церкви вызвали оппозицию крупных феодалов. В результате Магнус был низложен, а шведские феодалы избрали новым королем немецкого герцога Альбрехта Мекленбургского, который должен был дать обязательство править с согласия риксрода. Немецкое влияние еще более усилилось.

В XIV в. реальная власть во всех трех скандинавских государствах находилась в руках крупных феодалов, причем многие из них имели владения не только в своей стране, но и в соседних Скандинавских странах. Их фискальные привилегии расширялись, быстро увеличивалось число зависимых крестьян.

В первой половине XIV в. наблюдается заметное ухудшение положения крестьян, страдавших и от эксплуатации землевладельцами, и от государственных поборов и повинностей, и от войн и усобиц. В сельском хозяйстве наблюдался застой, забрасывались многие пахотные земли. «Черная смерть» в середине XIV в. углубила хозяйственный упадок. Экономические последствия чумы в Скандинавских странах, особенно в Норвегии, были очень тяжелыми. Нехватка рабочих рук вела к резкому сокращению земледелия и к дальнейшему повышению удельного веса скотоводства. Норвегия не смогла выйти из состояния упадка и застоя до конца XV – начала XVI вв.

Заметный след в политической истории скандинавских стран (прежде всего Дании) второй половины XIV в. оставила война Дании с Ганзой и заключение Кальмарской унии. В Дании Вальдемару IV Аттердагу (1340–1375) при поддержке церкви и рыцарства удалось укрепить королевскую власть. Утраченные ранее земли, в том числе и богатейшая провинция Сконе, были возвращены. Но захват датским королем острова Готланд с городом Висбю – важнейшим торговым пунктом на Балтийском море – привел Данию к столкновению с Ганзой. В войне с ней (1367-1370) Дания потерпела тяжелое поражение. Штральзундский мир (1370) предоставил ганзейцам торговые привилегии, в частности, снижение таможенных пошлин и переход под их контроль четырех крепостей в Сконе, что утвердило их господство на Балтийском море. По договору датский король не мог короноваться без согласия Ганзы. Норвегия также была вынуждена подтвердить приви­легии немецких купцов, захвативших в свои руки почти всю ее торговлю.

Кальмарская уния. Датские и шведские владения находились под угрозой отторжения их северогерманскими князьями. Несмотря на конфликты, неоднократно вспыхивавшие между Скандинавскими государствами, перед лицом опасности, грозившей со стороны немецких князей и Ганзы, аристократия Дании, Швеции и Норвегии стремились к объединению. Это облегчалось сходством экономического и культурного развития. Политический союз этих стран, получивший форму династической унии. Маргарита, дочь датского короля Вальдемара IV Аттердага и норвежского короля, возвела на датский престол своего ставленника Олафа, от имени которого правила Данией и Норвегией, а после его смерти, сама стала во главе обоих государств. В 1389 г. она получила власть и над Швецией. В июне 1397 г. на собрании представителей трех королевств в шведском городе Кальмаре внучатый племянник Маргариты Эрик Померанский был провозглашен королем Дании, Швеции и Норвегии. Одновременно был выработан акт о вечной унии трех государств. Во главе их впредь должен был стоять одни король. Государства должны были оказывать друг другу помощь в случае войны, но в каждом из них сохранялись свои законы Уния не была, однако, передана на утверждение государственных советов и носила личный характер.

Наибольшие выгоды из унии извлекла Дания, которая была экономически более развитой страной с населением примерно равным населению Швеции и Норвегии. В наименее выгодном положении оказалась Норвегия, переживавшая глубокий упадок. Противоречия между вошедшими в унию королевствами не были преодолены. Маргарита, в руках которой оставалось правление огромной державой, назначала преданных ей представителей знати на церковные и крупные государственные должности и раздавала им большие ленные пожалования в Швеции и Норвегии. Слой крупных землевладельцев, освобожденных от уплаты налогов, расширился. Кальмарская уния способствовала, таким образом, усилению крупных феодалов. Но на первых порах она укрепила и королевскую власть. Во владениях короны были сконцентрированы значительные земли. Королю Эрику удалось ограничить привилегии немецких купцов. После войны были введены так называемые «зундские пошлины», взимавшиеся с кораблей, проходивших проливы из Балтики в Северное море. Пошлины составили существенный источник государственных доходов. Но война с Ганзой нанесла большой ущерб Дании, Норвегии и особенно Швеции.

Социальные движения и складывание сословного представительства в скандинавских странах. Период унии был временем усиления феодальной зависимости крестьян. В XIV в. большая часть крестьян Дании и Норвегии уже сидела на землях феодалов и платила им ренту. Крупнейшим землевладельцем стала церковь. В Дании увеличивалась барщина, росло крупное поместье, связанное с рынком. Подобные тенденции намечались и в Швеции. Расширялись права крупных землевладельцев, особенно церкви. Увеличивались налоги. Бедняков, не имевших имущества, с которого можно было бы собирать подати, принуждали работать в качестве поденщиков у богатых людей в деревне и в городе, а уходивших в город крестьян насильно возвращали в сельскую местность.

На усиление гнета крестьяне отвечали восстаниями. Крупнейшим из них стало восстание Энгельбректа Энгельбректссона (1434–1436). Ущемление самостоятельности Швеции и Норвегии датскими правителями затрагивало интересы различных слоев населения в этих странах. Особенно сильной была оппозиция в Швеции. Купцы Стокгольма и рудокопы провинции Далекарлия, где находились богатейшие в Европе медные и железные рудники, выражали недовольство. В Далекарлии в 1434 г. и началось восстание: рудокопы и крестьяне потребовали уменьшения налогов и выступили против засилья в Швеции датчан и немцев. Во главе восставших стал владелец рудника, выходец из среды низшего рыцарства Энгельбрект Энгельбректссон. К движению присоединились и некоторые феодалы.

В этих условиях в 1435 г. было созвано сословно-представительное собрание, на котором наряду с духовенством и светскими феодалами присутствовали выборные от бюргеров и бондов. Так возникло шведское сословное представительство – риксдаг, окончательно оформившийся в первой половине XV в. Но Энгельбрект, избранный «вождем государем» в 1436 г. был предательски убит. Восстание крестьян было подавлено, но оно значительно подорвало датское и немецкое засилие в Швеции.

Под влиянием событий в Швеции начались народные движения в Норвегии, Финляндии и Дании. Восстание в районе Осло вспыхнуло в 1436 г., а в 1441 г. крестьянское движение охватило Северную Ютландию, быстро распространившись на другие области. Крестьяне жгли королевские замки и усадьбы феодалов. Вместе с тем феодалы использовали народное движение в своих интересах. Король Эрик вынужден был бежать из Дании; королевская власть была вновь ослаблена. В Дании собрание сословий стало созываться с 1468 г. Оно (как и в Швеции) контролировало финансовую политику короны и созывалось нерегулярно.