Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsionnyy_kurs_Klassich_Pozdnee_Srednevekovye...doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
1.73 Mб
Скачать

5. Алхимия в свете средневековых научных и эзотерических знаний

Важность рассмотрения данной темы связана с двумя моментами: с одной стороны, алхимию долгое время считали лженаукой, тупиком в ее развитии (как и само Средневековье считали периодом застоя и религиозного мракобесия), в то время как целый ряд естественнонаучных открытий был сделан именно в ее рамках; с другой стороны, в алхимии отразились не только естественнонаучные знания эпохи, но и многие аспекты мировоззрения средневекового человека.

История алхимии насчитывает около пятнадцати веков, от эллинистических рецептурных сводов, толкующих о металлах, до пророчеств Парацельса. Алхимия – это сотни тысяч трактатов, десятки тысяч подвижников науки, тысячи ученых трудов, посвященных алхимии. И это не случайно.

Обратимся к этимологии слова «алхимия». Здесь мы имеем ряд толкований.

1. Chymia – наливание, настаивание у восточных врачевателей-фармацевтов, извлекавших соки растений.

2. Корень khem или chimi – чернозем, «Черная страна» – так называли Древний Египет, а с ним связывали искусство жрецов-рудознатцев, металлургов, золотых дел мастеров. Здесь мы имеем основание говорить об изучении земных недр (латинское humus – земля).

3. Древнегреческое «хюмос» – сок, «хюма» - литье, поток, «химевсис» – смешивание.

4. Древнекитайское «ким» – золото, химия – златоделие.

Если с корнем более или менее понятно, не ясно значение арабской частицы «ал». Как приставка эта частица появляется с XII в. и оставалась непереводимой.

Говоря об алхимии, чаще всего имеют в виду: златоделие; приготовление сыпучих и жидких смесей; растениеводство и составление ядовитых и целебных настоев; литье металлов и изготовление различных сплавов; нанесение на различные поверхности металлических покрытий и технология крашения; черную магию и жреческое искусство; обращение к библейским пророчествам и древнейшим космогониям. И все же на протяжении веков об алхимии сложилось представление как о науке, преследующей две главные цели – превращение разных веществ (прежде всего металлов) в золото и поиск так называемого «философского камня» - элексира жизни. Где здесь подлинная наука, а где утопические цели, магия, мистика?

Алхимия – явление загадочное и противоречивое, как и ее творцы – алхимики. С одной стороны, налицо все атрибуты научной химической лаборатории: колбы, баки, печи, горелки; специально изготовленные вещества для химического взаимодействия; обработка веществ – растворение, фильтрация, перегонка. В то же время цели всех этих действий не всегда соответствуют задачам науки. То же можно сказать и относительно алхимиков. С одной стороны, алхимик – искатель истины, мечтающий облагодетельствовать все человечество. Но вместе с тем он – отшельник, тайнохранитель, маг, проводящий в бесплодных поисках годы.

История оставила нам множество алхимических трактатов, описания экспериментов. Приведем один из таких рецептов дословно: «Чтобы приготовить элексир мудрецов или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй (нагревание твердого тела с жидкостью без доведения до кипения) этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи ее в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени (киммерийцы – по представлению древних греков – народ, обитающий в стране вечного мрака, находящейся на краю океана, у входа в подземное царство) покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожирал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно раздели и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Каков в приведенном рецепте практический смысл? Или это просто ритуальная речь мага? Приведенный алхимический текст попытался истолковать французский химик XIX в. Жан Батист Андре Дюма. Вот его комментарии: «Философская ртуть – это свинец. После его прокаливания получается массикот (желтая окись свинца) – это «зеленый лев», который, после прокаливания превращается в «красного льва» - сурик. Затем алхимик нагревает сурик с кислым виноградным спиртом – винным уксусом. Уксус растворяет окись свинца. После выпаривания остается свинцовый сахар – нечистый ацетат свинца. При его постепенном нагревании в растворе сперва перегоняется кристаллизационная вода («флегма»), затем горючая вода – пригорелоуксусный спирт (ацетон) и, наконец, - красно-бурая маслянистая жидкость. В реторте остается черная масса («черный дракон») – это мелкораздробленный свинец. При соприкосновении с раскаленным углем она начинает тлеть и превращается в желтую окись свинца. Алхимик говорит, что «черный дракон пожирает свой хвост» и обращается в зеленого льва. Его опять переводят в свинцовый сахар и повторяют описанную процедуру».

Последующие за Дюма ученые дополнили его расшифровку: «Философская ртуть» – первичная материя для получения «философского камня»; «зеленый лев» – ауринигмент, массикот, ярь-медянка или железный купорос; «красный лев» – киноварь, сурик. Драконом алхимики называли серу, селитру, сулему и некоторые другие вещества, а также огонь. В итоге посредством данного рецепта получали так называемую «сатурнову соль», перегоняя которую получали «сатурнов спирт» – ацетон, используемый для лечения.

Большинство современников относились к алхимии и алхимикам с предубеждением и настороженностью. Скорее всего, их (большинство неграмотного населения) пугала прежде всего таинственность этого ремесла, а ученых – отсутствие видимых результатов. Тех и других – попытки из ничего сделать золото. Эта традиция хулить алхимиков наблюдается и в последующие столетия. Однако с XIX в. появляются и более взвешенные оценки. Так, французский историк химии Луи Фигье назвал алхимию «матерью нынешней химии», Герман Кон считал, что «занятия алхимией явились поводом для развития химической науки», Дмитрий Менделеев писал: «Важная заслуга алхимиков состоит в том, что они делали много опытов, открыли многие новые превращения… Только благодаря запасу сведений, собранных алхимиками, можно было начать действительное научное изучение химических явлений». Другой русский химик Л. А. Чугаев считал, что «опыты алхимиков доставили тот фактический материал, который послужил для борьбы со старыми предрассудками и в то же время для фундамента химической науки». Английский ученый Холмъярд прямо называет алхимию «прямой предшественницей химии».

То, что до сих пор остается во многом неясным и непознанным – это «химический» образ мышления алхимиков. Алхимик шел путем проб и ошибок, поскольку «химическая» картина мира в Средневековье принципиально отличалась от нынешней (как, кстати, и вся наука и культура в целом, включая мышление).

Что особо важно в контексте рассматриваемой темы – духовная культура Средневековья – это то, что алхимия выражает определенную систему взглядов, определенный способ мышления в средневековую эпоху. Рассмотрение феномена алхимии с этих позиций может помочь в решении более широкой проблемы (чем поиск ответа – наука это или нет) – проблемы средневекового мировоззрения, средневекового взгляда на мир, в конечном итоге – особенностей средневековой культуры. На самом деле, в алхимии причудливо переплетаются и средневековое ремесло, и средневековое теоретизирование, и средневековый ритуал, и опыт накопления и передачи знаний, и религия, и магия, и т. д.

Анализ деятельности алхимиков подтверждает одну из известных характеристик средневекового мышления – энциклопедизм, стремящийся охватить всю Вселенную. Здесь достаточно четко проявляется универсализм знаний средневекового человека. Почти каждый алхимический текст представляет собой свод теоретических и процедурных доктрин. Наиболее яркий образец – «Книжица об алхимии» Альберта Великого. Приведем только часть оглавления этого трактата:

1. Как появились металлы.

2. Разновидности алхимических печей. Качество, приготовление.

3. Как облицовывают глиняные сосуды.

4. Что такое элексир и сколько металлов может быть трансмутировано посредством этих четырех начал.

5. О разновидностях веществ и об их именах.

6. Что есть ртуть и каково ее происхождение.

7. Что такое сера, каковы ее свойства и где ее можно отыскать.

8. Что такое мышьяк.

9. Двойственная природа нашатыря.

10. Для чего универсальная соль и как ее приготовить.

11. Какая польза от щелочной соли и как ее приготовить.

12. Как приготовить винный камень, да так, чтобы масло, изготовленное из него, могло растворять окислы.

13. Как готовят зеленую медь, как ее окрашивают в красный цвет и чем она полезна.

14. Как и из чего делают киноварь.

15. Как и из чего делают лазурит

16 Как и из чего делают белый свинец.

17. Как и из чего делают свинцовый сурик.

18. Что такое возгонка и сколько существует ее способов.

19. Что такое обжиг и сколько существует его способов.

20. Что такое сгущение, закрепление, перегонка и как их осуществляют.

21. Об огнетворных веществах.

22. Как перегнать воду и масло.

23. Как обжигать золото, серебро и другие металлы.

Таким образом, если обобщить данный перечень (хотя далеко не весь) возможных операций, целей и задач алхимии, то здесь мы найдем: обращение к Богу, к магии, обоснование статуса металлов (металловедение); алхимический инвентарь; вещества, их свойства и превращения; физико-химическая обработка веществ и т. д.

Алхимики в бесконечных поисках способа получения золота искусственным путем исходили из того, что все металлы рождаются в земле, а значит имеют одну и ту же природу, одни и те же элементы. Следовательно, видоизменяя эти элементы, можно получить золото. Теоретической основой алхимии являлось учение Аристотеля о четырех элементах–стихиях и качествах–свойствах, а также учение Платона, изложенное им в сочинении «Тимея». Здесь автор пишет о круговороте четырех стихий – огня, земли, воды и воздуха. В этом круговороте один элемент, умирая, порождает другой (земля – огонь – воздух – вода – земля – и т. д.). Из этой теории средневековые алхимики делали вывод, что если в природе одно превращается в другое, значит такие превращения возможны и в алхимической лаборатории. Все вещества обладают явными и скрытыми качествами, их надо только найти и правильно использовать. Это отправная точка в научных изысканиях всех алхимиков.

Заметный след в средневековой науке оставила так называемая медицинская алхимия. Ее ярким примером может служить уже упоминаемый «Салернский кодекс здоровья» Арнольда из Виллановы (нач. XIV в.). Переформулируя четыре аристотелевых первоэлемента относительно «микрокосмоса» - человека, Арнольд выводит теорию так называемых «четырех гуморов» (соков) в теле человека: светлая желчь, флегма, кровь, черная желчь. Каждый из этих четырех гуморов – соков определяет соответствующий характер человека – холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Так, читаем в «Салернском кодексе»: «В теле находятся нашем четыре различные влаги:

Флегма и светлая желчь, кровь и черная желчь,

Флегма в воде, а в земле себя черная желчь обретает.

Кровь – это воздух, а светлая желчь в огне воплотилась.

Желчь необузданным свойственна людям…

Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость.

Только про черную желчь мы еще ничего не сказали:

Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.

Изменение соотношения соков, по мнению автора, приводит к патологическим сдвигам в организме человека. Вместе с тем сам человек может воздействовать на жизнедеятельность соков – гуморов. В частности, большую роль в этом играет пища:

Персики, яблоки, груши, сыры, молоко, солонина,

Мясо оленье и козье, и заячье мясо и бычье –

Все это черную желчь возбуждает и вредно болящим.

Таким образом, новаторство Арнольда из Виллановы состоит в переносе алхимического действа с металла на человека. В XVI в. изыскания Арнольда продолжил и развил Парацельс. Он дает такое определение алхимии: «Это искусство, которое путем растворения смесей отделяет чистое от нечистого». Занимаясь поиском лекарственных смесей, Парацельс конструирует органо-химическую систему, предусматривающую воздействие на пораженные части тела химическими средствами. Вот рецепт Парацельса лечения чахотки: «Чахотку можно вылечить так: возьми белого хлеба в любом количестве и разминай его 24 часа в хорошем вине. На следующие сутки, помолившись, выпей этого вина. Не пей при этом ничего иного. Все это время собирай мочу в сосуд, подвешенный над дымящимся очагом. По мере испарения мочи чахотка твоя тоже пойдет на убыль».

Характеризуя алхимию, необходимо подчеркнуть, что большинство алхимиков знало атомистскую теорию Демокрита (V–IV вв. до н. э.) и, следуя ей, считали, что если вещество (металл) состоит из мельчайших частиц, его можно и разложить на эти частицы, и собрать из таких частиц целое (вещество другого качества, например золото) (Аверроэс, Сигер Брабантский, Роджер Бэкон). Метал считался живым организмом, который может болеть. Болезнь металла – свидетельство того, что он действительно живой. Очистив металл, его можно очистить, сделать благородным (золотом). Очеловечивание Космоса и всех вещей пребывающих в нем – ярко выраженная направленность алхимического мышления.

Алхимия – это триединое начало:

- химия,

- химическая технология,

- оккультизм, магия, астрология.

О первых двух составляющих мы уже говорили. Не менее важна для понимания феномена алхимии третья составляющая. Именно анализируя ее, мы в большей степени сможем понять мироощущение средневекового человека. Известный исследователь алхимии Бертло назвал ее «промежуточной наукой»: «Алхимия – переходная ступень между древней и современной мыслью». В алхимии мы находим причудливое сочетание знаний египетских жрецов, древнегреческих ученых, восточных целителей, языческих колдунов и христианских философов-схоластов. Всякого рода химические приемы, равно как и медицинские, исполнялись в сопровождении религиозных форм, молитв, заклинаний, считавшихся важными для успеха как химических операций, так и для лечения больных».

Бертло делает вывод о «двунаправленности алхимии», с одной стороны, она – «оккультно-духовная», с другой – «магико-препаративная». Действительно, магия и гностицизм – два начала в алхимии. Не случайно в алхимических трактатах мы находим такие имена, как пророк Моисей, Гермес, Зороастр, Аполлон, Изида, Озирис, царица Клеопатра, змей Пифон, бык Анубис, Соломон, Давид, Адам и Ева, наконец – Иисус Христос. В перечисленных именах проявляется смесь разных культурных традиций.

Алхимия принципиально спиритуалистична. Материя в ее рамках рассматривалась как результат творчества демонов и в то же время материальный мир – как творение Бога. Но из-за грехопадения ангелов и человека материя стала «седалищем зла». Вместе с тем, по мнению алхимиков, управление материей и ее улучшение возможно. Они признавали наличие грубых и тонких, невидимых тел. Между божественным и земным мирами существует иерархия специализированных духов, которых надо для улучшения материи склонить к содействию. Для этого использовались всевозможные магические действия. Адепты алхимии считали свою науку всесильной, способной сформулировать знание обо всем сущем. Ей открыты три мира: материальный, человеческий и божественный. В первом царят сера, меркурий и соль; во втором – тело, дух и душа (микрокосмос); в третьем мире – три лика Троицы в едином Боге.

Таким образом, алхимия интеллектуально тождественна европейскому Средневековью. В ней нашло свое отражение средневековое мышление с присущим ему универсальным характером. И на самом деле – деятельность алхимика многозначна. Он – ставящий опыт теоретик и ремесленник-эмпирик; философ и теолог, мистик и схоласт, художник и поэт, правоверный христианин и маг-чернокнижник.

В чем практический выход, результаты алхимии? (Хотя отчасти об этом уже говорилось выше). Центральным персонажем алхимических действ являлся «философский камень» - сложные химические смеси и соединения. С его помощью совершенствовались свойства отдельных металлов (создавались сплавы, схожие с золотом и серебром), создавались искусственные драгоценные камни, улучшалось здоровье, лечились многие недуги. С помощью философского камня, как считали средневековые адепты, укрепляли жемчуг и создавали новые жемчужины; исправляли испорченные кислые вина. Различные алхимические смеси широко использовались в косметике. С их помощью разглаживали морщины, уничтожали лишнюю растительность на теле, обесцвечивали волосы и веснушки, омолаживали женщин и стимулировали мужчин, облегчали роды. Алхимики изобрели контрацептивы, средства для улучшения памяти, различные яды и противоядия. Они очищали кровь, сердечно-сосудистую систему, органы дыхания и т. д. Алхимики, как считалось, врачевали не только тело, но и исцеляли душу, призывая на помощь Всевышнего.

В заключение, подводя итоги характеристике алхимии, еще раз подчеркнем следующее:

– это наука синтетическая, уходящая корнями в седую древность;

– это явление противоречивое: и благоверное, и еретическое (здесь мы находим черты и языческие, и христианские, и возрожденческие);

– в алхимии проявились основные черты и особенности средневекового мышления;

– сами алхимики – личности многогранные и противоречивые (это и бесплодные искатели «элексира вечности» и способов превращения простых металлов в золото, и практики-экспериментаторы, заложившие основы современной химии, фармакологии, минералогии и т. д.);

– алхимия – часть средневековой культуры и только в качестве составной части этой культуры существует. В ней, как в зеркале, отразились образ мышления, мировоззрение, чаяния средневекового человека и общества.

220