Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsionnyy_kurs_Klassich_Pozdnee_Srednevekovye...doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
1.73 Mб
Скачать

3. Внутриполитическое развитие Германии в последней трети XIII–XV вв.

После краха итальянской политики Штауфенов императоры вынужденно отказываются от универсалисткой политики своих предшественников, все более превращаясь в территориальных князей и обращая главные свои усилия на расширение собственных родовых владений. Начало этой политике положил Рудольф I (германский король 1273–1291), представитель дома Габсбургов, обладавшего сравнительно небольшими владениями в Эльзасе и Швейцарии. Годы междуцарствия после лишения имперской короны Штауфенов еще более ослабили прерогативы центральной власти и усилили князей. Рудольф I перед выборами заручился поддержкой папы римского, которому пообещал крестовый поход на Ближний Восток и дал заверения, что не будет стремиться к завоеванию Италии. В последствии Рудольф сдержал слово.

Главное место в политике Рудольфа I заняли последовательные действия, направленные на приращение собственного домена. Наибольшего успеха на этом поприще Рудольф I добился в 1282 г., когда он смог отнять у своего соперника на имперских выборах – чешского короля Пржемысла II - Австрию, Штирию, Каринтию и Крайну. Такая политика Рудольфа I и ряда его последователей принесла определенные плоды, укрепив положение императорских династий. Это не могло не обеспокоить князей. Поэтому они старались, чтобы одна и та же династия не задерживалась долго на престоле. В этих условиях возросло значение выборных процедур. Так князья в 1291 г. не избрали императором наследника Рудольфа I.

Используя выборы как гарант сохранения баланса сил между интересами разных династий, претендующих на королевский (имперский) престол, князья регулировали и ограничивали возможности крупнейших феодальных домов Германии по расширению своих владений. В XIV–XV вв. королями Германии попеременно были представители домов Нассау, Люксембургов, Виттельсбахов и Габсбургов. Среди правителей Германской империи этого периода следует выделить Карла IV Люксембурга (король Германии в 1347–1378). Как король Чехии, он делает ставку на укрепление собственных позиций в Чешском королевстве. Карл IV отстраивает Прагу, превратившуюся благодаря его замыслам и усилиям в своеобразную «поэму в камне». Он стал основателем знаменитого Пражского университета. Жители Праги были временно освобождены от выплаты налогов. Карл IV заботился и о других чешских городах, даруя многим права и привилегии. Дипломатическими методами и продуманной брачной политикой Карл IV решал многие имперские проблемы. Престиж его императорской власти был немалым. Он был выбран и коронован 5 апреля 1355 г. в Риме по всем правилам, признан папой и князьями, чего не было в Германии с 1237 г. Укрепляя собственное материальное положение, он присоединил к землям Чешской короны Бранденбург, территории в Саксонии, Пфальце и др. Проводя политику сдерживания крупных князей и сочетая ее с умелым политическим лавированием, Карл IV тем не менее вынужден был считаться с реальным положением дел в империи. Об этом свидетельствует издание в 1356 г. «Золотой буллы». Этот документ отражал определенное политическое равновесие между королевской властью и князьями. В соответствие с «Золотой буллой» юридически закреплялся следующий порядок избрания германских королей. Выборы осуществляла коллегия выборщиков, состоявшая из семи высших курфюрстов: трех церковных (архиепископов Майнцского, Кёльнского и Трирского) и четырех светских (короля Чешского, пфальцграфа Рейнского, герцога Саксонского и маркграфа Бранденбургского). Решение об избрании короля принималось большинством голосов. Паритетный характер документа заключался в том, что в «Золотой булле» не оговаривалась роль курфюрстов после избрания короля. Таким образом, после избрания король мог действовать достаточно свободно в пределах тех договоренностей, которые обеспечивали претенденту поддержку большинства курфюрстов. Лояльность князей должна была обеспечиваться их широкими привилегиями. Им предоставлялась горная и монетная регалии, право приобретать земли, замки, владения, заклады и т. п. у любых князей, графов и «других людей». Многие из этих привилегий уже имелись у князей, и, тем самым, император скорее фиксировал реально сложившуюся ситуацию, чем создавал прецедент. «Булла» также ограничивала частные войны. Война считалась законной только в том случае, если была торжественно объявлена за три дня до ее начала.

С 1437 г. в Германии наступает период длительного правления Габсбургов. Несмотря на выборность королевской власти, Габсбурги сумели закрепить за своей династией фактически наследственное право на королевский престол. Однако это не было показателем усиления позиций центральной власти. Напротив, XV в. – это век прогрессирующего ослабления императорской власти. Теперь королевская (императорская) власть уже не представляла серьезной угрозы для ограничения власти князей. Ослабление императорских политических позиций особенно проявилось в период правления Фридриха III (германский король с 1440 по 1493, император – с 1452 г.). Он не смог остановить многочисленные княжеские усобицы, разбой рыцарей, грабивших на дорогах купцов. Габсбурги не смогли обеспечить реформу управления государством. Общеимперскую власть представляло собрание курфюрстов, духовных и церковных князей, посланцев крупных имперских и вольных городов, получившее в конце XV в. название рейхстага. Города, и без того представленные крайне неполно, допускались лишь к обсуждению вопросов, непосредственно затрагивавших их конкретные интересы. Не имели самостоятельного представительства и рыцари. Слабость рейхстага как центрального органа проявлялась в том, что, являясь совещательным органом и служа выяснению и максимальному согласованию мнений различных общественных групп, он не был дополнен созданием специального учреждения, которое проводило бы эти решения в жизнь. Германия XV в. не знала ни общеимперского суда, ни общеимперской армии, ни общеимперской казны.

XV в. стал важным этапом в укреплении территориальных княжеств. В них появляются сословно-представительные органы ландтаги, выражавшие интересы дворянства, духовенства и наиболее значительных в тех или иных землях городов. Княжеская власть в этот период упорядочивает в своих интересах органы территориального управления (княжества делятся на округа), фискальное дело, совершенствует территориальное законодательство. Эти «территориальные» реформы в определенной степени отражали и интересы сословий в самих княжествах. Ландтаги пользовались известным влиянием в рамках территориальных образований. Таким образом, процессы централизации в Германии шли на уровне территориальных княжеств.