Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsionnyy_kurs_Klassich_Pozdnee_Srednevekovye...doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
1.73 Mб
Скачать

3. «Великая Хартия вольностей». Формирование сословно-представительной монархии в Англии. Английский парламент

Преемника Генриха II Ричарда I (прозванного «Львиное Сердце») (1189–1199), жившего в Англии всего несколько месяцев, с трудом можно назвать английским королем. Вся его деятельность прошла во Франции и отчасти на Востоке (во время III крестового похода). Однако, несмотря на то, что король лично почти не принимал участия в управлении Англией, сильная центральная власть здесь сохраняется, и механизм центральной администрации продолжал функционировать и без короля.

С конца XII столетия происходит процесс слияния завоевателей-нормандцев и англосаксонских землевладельцев в единый феодальный класс. Вследствие этого господствующий класс приобрел теперь возможность выступать единым фронтом против центральной королевской власти. В силу этого обстоятельства, а так же из-за неудач английского короля в борьбе с Францией, в конце XII – начале XIII вв. идет процесс ослабления королевской власти в Англии.

Заметным рубежом в данном процессе стало принятие в 1215 г. «Великой хартии вольностей». Принятие хартии явилось следствием обострения политической обстановки в Англии в начале XIII в.

В самом начале XIII в., английский король Иоанн, прозванный Безземельным (младший брат Ричарда Львиное Сердце) (1199–1216), теряет почти все свои земли во Франции. В 1204 г. в руках французского короля Филиппа II Августа оказались Нормандия, Мэн, Анжу, Турень, часть Пуату. Неудачи Иоанна еще более пошатнули его положение в Англии. Крайнее недовольство вызвали введенные им новые налоги. К этому так же прибавилось столкновение английского короля с папой Иннокентием III, который вмешался в выборы нового епископа Кентерберийского. Папа отверг ставленника короля на этот пост и назначил своего кандидата Стефана Лангтона. Это было против установившихся в Англии правил. Иоанн резко запротестовал, папа наложил на Англию интердикт (1208 г.). В ответ король конфисковал имущество всего духовенства, ставшего на сторону папы. Папа отлучил Иоанна от церкви и объявил его лишенным престола, передав права на английскую корону французскому королю Филиппу II. Последний начал готовиться к походу на Англию.

В этой опасной для английского короля ситуации у него не оказалось никакой опоры. Недовольные королем бароны, которых он донимал налогами и штрафами, публично выражали свое возмущение. Духовенство поддержало папу Римского. Города также были крайне недовольны налоговой политикой Иоанна и потерей континентальных владений. Крайне непопулярен король был и среди рядового населения.

В 1213–1214 гг. Иоанн Безземельный резко меняет свою тактику. Он идет на уступки папе, обещая признать Стефана Лангтона и вернуть церкви все конфискованное имущество и земли. Кроме того, король принял вассальную зависимость от папы, опустившись на колени перед папским легатом Пандульфом. Он передал в его лице папе королевство Англию и Ирландию, получив их обратно в качестве лена. В знак вассальной зависимости он обещал ежегодно уплачивать папе 1 тыс. фунтов стерлингов золотом.

Заручившись, таким образом, поддержкой папы, Иоанн попытался отвоевать у Филиппа II Августа свои континентальные земли. Но бароны не поддержали короля, кроме того, он вновь потерпел поражение во Франции. Вернулся король-неудачник в Англию с наемными войсками, желая расправиться с непокорными баронами. Однако те объединились и начали военные действия против короля. К баронам присоединились духовенство, рыцарство, часть свободного крестьянства, города, в том числе Лондон.

Перед столь мощной оппозицией король капитулирует. Иоанн Безземельный согласился на все требования баронов и 15 июня 1215 г. подписывает знаменитый документ, получивший название «Magna Charta Libertatum»«Великая хартия вольностей».

Краткое содержание хартии:

– король дает торжественное обещание соблюдать права английской церкви, в частности, свободу церковных выборов;

– не брать с баронов больших, чем установлено обычаем, поборов;

– не разорять наследников баронов, не выдавать их наследниц замуж без их согласия;

– бароны должны оказывать королю помощь деньгами лишь в трех случаях: для выкупа короля из плена, при посвящении старшего сына короля в рыцари и выдаче замуж его старшей дочери;

– король согласился с реорганизацией Королевского Совета в интересах баронов и рыцарей (до этого король приглашал на Совет кого хотел и ставил на повестку дня вопросы, какие хотел);

– ряд пунктов хартии ограничивал судебные функции короля и был направлен против злоупотреблений королевских чиновников;

– особо были оговорены права тех групп населения, которые выступали в качестве союзников баронов в их борьбе с королем. В частности, запрещалось требовать с рыцарей больше служб, чем положено. Ряд привилегий должен был дать король Лондону и другим городам. Разрешался свободный въезд в Англию иностранных купцов. В Англии вводилась единая система мер и весов. Король должен был ослабить суровые лесные законы и снять запрет на охоту во всех заповедниках;

– король обязался вывести из страны все иностранные войска.

Для гарантии выполнения королем отмеченных пунктов хартии было выбрано 25 баронов, которые, в случае отказа короля от принятых обязательств, имели право начать войну против короля и силой принудить его исполнять положения хартии.

Таким образом, в «Великой хартии вольностей» оговаривалось право баронов оказывать давление на короля в том случае, если он будет проводить неугодную им политику. Как мы могли убедиться, хартия в основном охраняла интересы крупных феодалов от усилившейся королевской власти. Объективно хартия была выгодна и для городов, обеспечивая им свободу торговли и устанавливая единство мер и весов по всей стране. Ограничение власти короля, по понятным причинам, было на руку и церкви.

Однако, наряду с отмеченным, необходимо подчеркнуть следующее. Хотя «Великая хартия вольностей» охраняла интересы, прежде всего, крупных феодалов, ее нельзя считать проявлением феодальной реакции, как это нередко делается. А значит нельзя считать, что принятие Хартии означало шаг назад в поступательном развитии страны.

«Великая хартия вольностей» хотя и отражает интересы, в первую очередь, баронов, она не посягает на политическое единство страны, на основные права короны. Бароны требовали лишь гарантировать себя от злоупотреблений со стороны короля и его чиновников. В целом интересы феодалов к XIII в. изменились, они уже не были теми, что в XI в. Феодалы, в том числе и бароны, в определенной степени, так же нуждались в сильной центральной власти.

Принятия Хартии баронам удалось добиться лишь в союзе и при поддержке церкви, рыцарства, городов, а также верхушки крестьянства. Поэтому интересы этих сословий бароны должны были учитывать (отдельные пункты хартии как раз отражают эти интересы). Должны были бароны учитывать и заинтересованность в централизованном государстве и горожан, и крестьян, и рыцарства, и духовенства.

Наконец, и сами бароны (во всяком случае, большая их часть) уже были не те, что в XII в. (в период феодальных смут), особенно на юге страны и в ее восточных графствах. Многие их них побывали в крестовых походах. Барон узнал вкус южных вин, блеск шелка и золота. Барон ближе познакомился с волшебной силой денег, на которые можно все купить. Барон научился добывать эти деньги, посылая свой хлеб и шерсть своих овец на продажу в Лондон или на ярмарку в Винчестер. Вкусы барона стали тоньше и требовательнее. Он начинает увлекаться рыцарской поэзией, служить даме сердца. Он чаще появляется при королевском дворе, где собирается цвет женщин королевства. Участвует в роскошных и дорогих турнирах. Все это требует больших денег. Старых доходов не хватает. Бароны занимают деньги где придется, например, у евреев (недаром в хартии имеются статьи, регулирующие баронские долги евреям). Но основным источником денег все же является сидящий на земле барона крестьянин. На него и нажимает феодал. Ответом на усиление феодального гнета явилось обострение классовой борьбы и, как следствие, сплочение класса феодалов вокруг сильной центральной королевской власти.

Вот поэтому феодалы, в том числе и крупные, не выступают, как раньше, лишь за свои личные интересы, против центральной власти. Поэтому «Великую хартию вольностей» нельзя считать проявлением феодальной реакции.

Несомненно, прогрессивный характер носят те требования, которые касаются рыцарства, городов и крестьянской верхушки.

Рыцари – непосредственные держатели короны, получили доступ в общий совет королевства и голос в вопросах налогового обложения. Рыцари, держатели баронов, получили гарантию того, что с них не будут требовать службы и повинностей больше, чем они несли по обычаю. То же относится и к свободным крестьянам. Им было обещано не отягощать их непосильными поборами и повинностями, не разорять штрафами. Города получили лучшие условия для торговли, а отдельные из них - вольности.

«Великая хартия вольностей» должна была олицетворять, своего рода, феодальную конституцию, установить монархию, ограниченную соответствующими законами и учреждениями. Однако эта цель была решена далеко не полностью. Общий совет королевства представлял собой крайне громоздкое учреждение и фактически не собирался. Еще более неудачным был пункт хартии, узаконивший феодальную войну против короля, в случае не выполнения короной условий хартии. Понадобилась еще долгая и сложная борьба, прежде чем в Англии выработалась более или менее устойчивая феодальная конституция, пока в стране установилась сословно-представительная монархия.

Подписывая «Великую хартию вольностей», Иоанн Безземельный вовсе не собирался ее выполнять. Он не стал высылать наемные войска из Англии, а напротив, посылает за новыми. Папа объявил баронов бунтовщиками и освободил Иоанна от обязательства выполнять требования Хартии. Война между королем и баронами возобновилась.

В войну вмешался французский король Людовик (сын Филиппа II), заявивший права на английский престол. В самый разгар военных действий Иоанн умер (1216 г.). Смерть Иоанна Безземельного спасла династию Плантагенетов на английском престоле. Опекуны малолетнего короля Генриха III (ему было 9 лет, когда умер отец) вместе с баронами выступили против французского претендента, который был разбит и вернулся во Францию. В 1216 г. началось длительное царствование Генриха III (до 1272 г.), царствование, которое было наполнено целым рядом социальных потрясений. В борьбе, происходившей в правление Генриха III, английское рыцарство начинает выступать, как самостоятельная сила, сознающая свои интересы, несколько отличные от интересов крупных феодалов. В то же время, рыцарство устанавливает связи с верхушкой английского купечества, особенно лондонского. Это не могло не отразиться на дальнейшем развитии событий при Генрихе III, в частности, это надо иметь в виду при подходе к рассмотрению процесса складывания в Англии сословного представительства.

Еще при малолетстве короля бароны подтвердили «Великую хартию вольностей», но уже с определенными изменениями. Из нее были исключены статьи, усиливавшие политические позиции баронов в ущерб королевской власти. Например, § 12 и 14, касающиеся Общего Совета королевства, и § 51, утверждавший Совет 25 баронов и их право вооруженной борьбы с королем. Тем самым были ликвидированы все гарантии соблюдения «Великой хартии вольностей».

В 1227 г. Генрих достигает совершеннолетия и выходит из-под опеки. Правда, слабохарактерный и непостоянный в своих желаниях король всегда находился под чьим-то влиянием. В 1236 г. он женился на Элеоноре, дочери французского графа Провансальского. С женой к английскому двору приехало четыре дяди Элеоноры и множество французов-родственников. Рост их влияния при дворе вызывает раздражение и недовольство английских баронов. Раздражение баронов усиливается и наличием крепких связей Генриха III с папой, эти связи подкреплялись огромными суммами денег, которые посылал король в Рим. Кроме отмеченного, оппозиция королю усиливается в связи с его неудачной внешней политикой. Как и его отец, Генрих III ведет неудачную войну во Франции.

Весной 1258 г., невзирая на плохой урожай и голод, король потребовал у баронов треть доходов всей Англии. Летопись рассказывает, что когда феодалы услышали это предложение короля, у них, как образно выражается летописец, «в ушах зазвенело...». Бароны отказались от этих платежей. Произошел взрыв негодования. Бароны явились на заседание в Вестминстер вооруженными и потребовали от короля изгнания всех иностранцев и назначения специальной комиссии из 24 человек (12 от баронов, 12 от короля) для выработки общей политической реформы. Королю, оказавшемуся пленником баронов, пришлось уступить.

В том же 1258 году, в Оксфорде собрался Великий совет, получивший потом название «бешенного». На него, кроме баронов, собралось много духовенства и рыцарей.

Комиссия 24 баронов составила проект новой конституции, который получил название «Оксфордских провизий». Этим была предпринята попытка введения в Англии баронской олигархии. Согласно документу, вся полнота власти передавалась коллегии из 12 баронов, без согласия которой король не мог принимать никаких решений. Комиссия назначила на все важнейшие государственные посты баронов-оппозиционеров. Великий совет отменялся. Вместо него вводился более узкий совет из 12 баронов, который должен был собираться 3 раза в год. Из Англии должны были быть удалены все иностранцы – родственники короля.

Однако вскоре средним и мелким рыцарям становится ясно, что бароны захватывают власть только в своих целях. Партия баронов распадается. Ту ее часть, которая выступила за продолжение преобразований, учитывая и интересы городов, возглавил граф Лейстерский Симон де Монфор, выходец из Франции (сын того Монфора, который возглавлял крестовый поход против Альбигойцев на юге Франции).

Генрих III попытался использовать раскол баронской партии, чтобы вернуть власть. В 1263 г. дело дошло до открытой войны между королем и баронами. Симону де Монфору удается привлечь на свою сторону рыцарство и города. 14 мая 1264 г. он наносит поражение королевским войскам (при Льюисе). Король и его старший сын Эдуард попали в плен. Начался период диктатуры Симона де Монфора. Стремясь закрепить союз баронов, рыцарей и горожан, в 1265 г. он созывает совет, на который пригласил тех баронов, епископов и аббатов, которые держали его сторону, а так же по 2 рыцаря от каждого графства и по 2 горожанина от ряда крупнейших городов.

Так был созван первый английский парламент (1265 г.). Вскоре значительная часть баронов отходит от Симона де Монфора, считая его мероприятия слишком радикальными. Кроме того, расширившаяся борьба против короля захватывает простой народ. Крестьяне начинают громить феодальные владения. В итоге еще большая часть баронов переходит на сторону короля. Сын короля Эдуард бежит из плена и возглавляет баронов, недовольных Симоном де Монфором. Начинаются боевые действия. В битве при Ивземе в 1265 г. войско Монфора было разбито, и сам он был убит. Но королю все же пришлось пойти на компромисс с баронами, рыцарями и городами. Важнейшим результатом этого компромисса было установление состава парламента. В него начали приглашать, как и при Симоне де Монфоре, представителей рыцарей и городов. Король теперь постоянно обращается к парламенту, функции парламента расширяются и растут.

Это особенно заметно в правление Эдуарда I (1272-1307). Эдуард подтверждает основные положения «Великой Хартии Вольностей». В это время английский парламент сложился окончательно. Английское государство приобретает форму сословной монархии. Король опирается на парламент, как на противовес баронской оппозиции. С другой стороны, создание парламента еще более укрепило государство, сплотило феодальный класс.

По своей структуре английский парламент отличался от французских Генеральных штатов. Сюда личными письмами короля приглашались все основные сословия, кроме крестьян. В первой половине XIV в. парламент делится на две палаты: верхнююпалату лордов, где заседали прелаты и бароны, и нижнююпалату общин, где заседали рыцари и представители городов. Нижняя палата превосходила верхнюю по численности, к тому же рыцарство и представители городов выступали здесь как союзники. Это обстоятельство способствовало тому, что политическая роль английского парламента была более значительна, чем Генеральных штатов во Франции.

В функции парламента входило установление налогов и контроль за их распределением, участие в издании законов, обсуждение наиболее важных государственных вопросов. Парламент, как прогрессивное явление XIII–XIV столетий способствовал ускорению централизации страны.