Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsionnyy_kurs_Klassich_Pozdnee_Srednevekovye...doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
1.73 Mб
Скачать

4. Византия в период позднего Средневековья. Падение Византии

Среди историков нет единства мнений относительно того, могла ли Византия с середины XIV в. уцелеть как государство, или об этом периоде приходится говорить лишь как о времени затянувшейся агонии. Большинство склоняется к последней точке зрения. Разумеется, для этой эпохи уже нельзя говорить о какой-либо возможности «победы» прогрессивных сил внутри страны, которые вывели бы ее из кризиса, – их не было. Военное разорение загоняло крестьян под власть феодалов. Уже гражданские войны первой половины XIV в. способствовали превращению городов, как центров обороны, в опорные пункты феодального владычества. Вокруг города расселялись крестьяне, как для защиты, так и для обеспечения города. Город превращался в своеобразный вариант укрепленного феодального поместья, где население оказывалось во все большей зависимости от феодала. Городское торгово-ремесленное население оказывалось вынуждено все более сочетать ремесло с земледелием, городским и подгородным хозяйством. Рост числа наемных работников, упоминаемых источниками в конце XIV в. был вызван пауперизацией населения и в условиях отсутствия возможностей развития городского производства не мог стать стимулом зарождения и развития раннекапиталистических отношений как в ремесле, так и в сельском хозяйстве, вложение капиталов в которые становилось все более негарантированным и необеспеченным. Поэтому торгово-купеческий капитал продолжал уходить в более безопасные или вынужденные для него сферы – ростовщичество, участие в торговле недвижимостью в городе. Незащищенность византийского производства открывала еще более широкую дорогу ввозу итальянских товаров. Даже в производстве предметов роскоши византийское ремесло деградировало и примитивизировалось, окончательно потеряв конкурентоспособность с итальянским. С обеднением населения небывалой высоты достиг ростовщический процент – 30 %.

Углублялся социальный разрыв между массой мелких местных ремесленников, ведших полунищее существование, и мелких местных торговцев и той их частью, которая оказывалась связанной с итальянскими компаниями и в качестве «младших партнеров» имела более гарантированные условия деятельности и поддержания своего благосостояния. Происходила своего рода «интернационализация» наиболее имущей части византийского купечества, которая обеспечила ему известную роль в последующем в средиземноморской торговле. Но к Византии накопление этих капиталов и их функционирование уже не имело отношения, а их обладатели все более «выпадали» из внутренней жизни византийского города.

Сложившаяся ситуация укрепляла реальное всевластие крупных византийских феодалов на местах, усиливала их связи, сплочение вокруг них местных феодалов. Функции государственной власти на местах все более переходили в их руки. Началась борьба византийских деспотов с Константинополем как за свою самостоятельность, так и за овладение властью в нем.

Все это подготовило серию тех компромиссов, на условиях которых их владения могли «выпадать» из-под византийской власти. Византийские императоры признали себя вассалами турецких султанов, в какой-то мере сохранив целостность Византии, что в то же время открывало дорогу для перехода отдельных феодальных владений непосредственно под власть турок. Обнаруживался угрожающий разрыв между частью феодалов, вынужденных считаться с прямой угрозой турецкого завоевания, и более «западной» их частью, которая не утрачивала надежды с помощью Запада сохранить свои владения. Константинополь становился решающим звеном в балансе этих сил.

С успехами Баязида на Западе начали понимать реальное значение турецкой угрозы. В 1396 г. был организован крестовый поход во главе с Сигизмундом Венгерским. На помощь пришла Венеция, которая после победы над Генуей вновь стала главенствующей силой в восточносредиземноморской торговле. 25 сентября 1396 г. при Никополе, на Дунае, огромная крестоносная армия была разгромлена. Константинополь «стоял на очереди».

Отсрочка пришла неожиданно. Империя Баязида была разгромлена Тамерланом (1370–1405). Битва при Анкаре (1402) на два десятилетия ввергла ее в острые внутренние смуты. Но и в самой Византии феодальные междоусобицы не утихали. Ожесточенная борьба между Венецией и Генуей за господство на проливах, за пути и преобладание в черноморской торговле все более отвлекала их интересы от собственно Византии - Константинополя. Фактически Византия не смогла извлечь существенные выгоды из предоставленной ей судьбою передышки, хотя сыну и преемнику Баязида Мехмеду I (1402–1421) пришлось долгие годы вести борьбу за власть, подавлять мощные народные движения 1413–1418 гг.

Внутренняя консолидация Османского государства открыла новый этап наступления. К этому времени была укреплена военно-ленная система, реорганизована армия, создана превосходная артиллерия, огромный флот.

В 1430 г. султан Мурад II (1421–1451) овладел Фессалоникой. Город был заселен турками. Кольцо окружения вокруг Константинополя сжималось. В последующие за падением Фессалоники годы столица постепенно лишалась своих окрестностей. В городе разгоралась борьба между латинофильской, ортодоксальной и тюркофильской партиями. Первая была в значительной степени представлена верхушкой общества, сравнительно мало пострадавшей от «западной политики». Что касается массы населения, особенно торгово-ремесленного, оно в полной мере познало плоды засилья венецианцев и генуэзцев. Для него подчинение Западу было почти неприемлемо. Проблема отношений с Западом была, казалось бы, решена на Ферраро-Флорентийском соборе (1438–1439). Уния была подписана за обязательство оказать помощь. Она была отвергнута духовенством и народом, потому что сами переговоры и их итоги не создавали иллюзий относительно серьезной и организованной поддержки Запада. Последний, с одной стороны, не терял надежд на возрождение Латинской империи или полное подчинение Византии. Последовательная поддержка Византии ему казалась не особенно целесообразной, с другой стороны, продолжали действовать силы, заинтересованные в ее разделе, скорейшем переходе остававшихся византийских владений под власть запад­ных государей и итальянских республик. Кроме того, Запад середины XV в. отвлекали от византийских дел собственные европейские противоречия.

Поэтому реальная антитурецкая коалиция складывалась на севере, в Венгрии, и имела целью лишь относительно помочь Константинополю.10 ноября 1444 г. крестоносная армия была уничтожена под Варной. Это дало возможность туркам перейти в наступление на остатки византийских владений. В 1446 г. была разгромлена Морея - один из важнейших центров сопротивления. На византийский престол вступил последний император ВизантииКонстантин XI Палеолог (1449–1453), а на турецкий Мехмед II Фатих-«Завоеватель» (1451–1481). В новых условиях перед Османской империей все более насущной задачей вставало соединение балканских и азиатских областей империи. Константинополь становился главной помехой. Дело заключалось не только в факте его существования. Причины лежали и глубже, в самом развитии Османской империи. Считают, что именно с восприятием византийского и балканского наследия, его феодальной подосновы, складывались более развитые формы османского феодализма. Только опираясь на балканские владения, можно было преодолеть угрожающий разрыв между более отсталой азиатской частью империи и балканской. Поэтому было необходимо более жесткое их «сопряжение». Соединение двух частей империи становилось все более необходимым. Участь Византии была решена.

В начале апреля 1453 г. огромный город был окружен с суши и с моря. 150-200-тысячная армия и флот из 400 кораблей приступили к его осаде. В Константинополе было 7 тыс. человек «военных» его защитников и 25 судов. Некоторую помощь оказал Запад, но и Венеция и особенно Генуя не теряли надежды договориться с турками, сохранить хотя бы частично свои торговые позиции. Несмотря на упорное сопротивление защитников и жителей города, «пушки решили все». На рассвете 29 мая 1453 г. начался последний штурм, и Византийская империя перестала существовать.

Тема № 14

Международные отношения и политика

в Западной Европе в XIXV вв.

1. Характер международных отношений и их особенности в период классического Средневековья.

2. Крестовые походы. Причины, характер, значение.

3. Агрессивная политика немецких феодалов, ее основные направления и последствия.

4. Англо-французские отношения и «Столетняя война».

1. Характер международных отношений

и их особенности в период классического Средневековья

В период классического Средневековья в Европе складывается иная, отличная от предшествующего периода, система международных отношений. Постепенно вырабатываются определенные дипломатические нормы и традиции. Вместе с тем, в это время еще не было выработано международное право, международные отношения еще не приняли достаточно регулярного характера, не было постоянных послов и дипломатических представительств.

Характер и развитие международных отношений этого периода были связаны со следующими факторами:

экономический подъем в европейских странах, связанный с развитием городов и торговли. Отсюда – более тесные экономические связи между странами, сближение между народами этих стран;

усиливающиеся противоречия между странами и регионами на почве торгового соперничества, часто приводившие к войнам;

стремление феодалов к захватам чужих земель, усилившееся с завершением феодализации (борьба за передел земли, рост потребностей феодалов в условиях развития рынка);

усиление центральной королевской власти в процессе централизации и связанное с этим обострение конфликтов, столкновений и династических споров. В них были втянуты (в силу переплетения и запутанности вассальных связей) многие феодальные сеньоры и государства. В результате на протяжении этого периода постоянно меняются границы государств. Постоянной была тенденция отдельных государей (прежде всего пап и германских императоров) к созданию «универсального» государства под своей гегемонией;

процесс формирования народностей и складывания национальных государств, к концу классического Средневековья также оказывал большое влияние на развитие международных отношений;

– наконец, характер и развитие международных отношений в это время во многом были связаны с внешними факторами: с монгольским нашествием на Восточную и Южную Европу в XIII в. и с утверждением турок-османов в Передней Азии и на Балканах.