Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsionnyy_kurs_Klassich_Pozdnee_Srednevekovye...doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
1.73 Mб
Скачать

3. Политическая организация стран Пиренейского полуострова в XI–XII вв.

Особенности политической организации пиренейских стран также во многом связаны с Реконкистой. Основная из них – практическое отсутствие феодальной раздробленности. В условиях Реконкисты феодальная знать и другие сословия были вынуждены сплотиться вокруг центральной королевской власти. Конечно это не означало, что испано-христианские государства не переживали внутренних политических кризисов. В борьбе с мятежными феодалами короли могли использовать финансовые ресурсы вассальных мусульманских территорий, военные формирования городов, помощь многочисленных кабальеро и идальго. Однако силу и влияние королевской власти не следует преувеличивать. Полномочия королевских должностных лиц на территории государства существенно ограничивались привилегиями крупных светских сеньоров, церкви и орденов, с одной стороны, и правами сельских и особенно городских общин, с другой. К началу классического Средневековья в испано-христианских государствах королевская власть приобрела наследственный характер.

С середины XIII в. королевская власть пытается провести некоторые административные преобразования. Наиболее примечательные из них: замена традиционных фуэрос новыми сводами права («Королевское фуэро». «Семь Партид мудрого короля дона Альфонса»), которыми закреплялась решающая роль короля в решении местных вопросов. Независимые города решительно противодействовали посягательствам на свою автономию. Они заключали между собой союзы, поднимали восстания против центральной власти, при этом нередко совместно с крупной феодальной знатью. В результате этого сопротивления введение в действие общегосударственных законов в Леоно-Кастильском королевстве началось лишь в середине XIV в., при этом они не столько заменили, сколько дополнили уже существовавшее обычное право.

В Леоно-Кастильском королевстве довольно рано начало формироваться сословное представительство. Здесь уже с XI в. существовал обычай созывать ассамблеи с участием высшей светской и церковной знати для обсуждения вопросов законодательства, судопроизводства, сбора податей и текущей политики. В 1188 г. в Леоне на такую ассамблею были впервые привлечены горожане. Это положило начало органам сословного представительства (кортесам) в странах Пиренейского полуострова. С середины XIII века в кортесах стали регулярно заседать и кастильские горожане. Леоно-Кастильские кортесы делились на три палаты: в первой заседали епископы и аббаты, во второй – светские сеньоры, в третьей – представители консехос, в выборах которых принимали участие наряду с зажиточными горожанами и наиболее состоятельные крестьяне (обычно кабальеро-вильяно). Особенностью Леоно-Кастильского королевства было участие в кортесах представителей крестьянства. Поскольку духовенство и знать не принимали активного участия в работе кортесов, наиболее влиятельным в них было городское сословие, особенно во второй половине XIII первой половине XIV вв. В это время кортесы пользовались большим авторитетом в вопросах законодательства и, особенно, в налоговой политике. Однако поскольку в кортесах заседали кабальеро, освобожденные от налогов, они не препятствовали усилению финансового обложения торгово-ремесленных слоев населения городов, а также крестьянства. Трехпалатные органы сословного представительства сложилось также в Португалии и Наварре.

Еще большим своеобразием отличалось политическое устройство восточной части Пиренейского полуострова. Королевства Валенсия и Арагон, принципат Каталония представляли собой своеобразную федерацию владений. Они имели общего монарха в лице короля Арагона, но управлялись различными учреждениями по разным законам. Кортесы Каталонии, Арагона, Валенсии избирались и заседали отдельно. В арагонских кортесах было четыре палаты – рикос-омбрес, кабальеро, духовенство, горожане (с конца XIII в.); крестьянство никакого участия в работе не принимало. Феодальная знать Арагона и зажиточные горожане Каталонии смогли превратить кортесы в оппозиционный королевской власти институт.