Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НЛП.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
29.09.2019
Размер:
823.3 Кб
Скачать

3.3 Построение временной линии будущего

Как правило, Анна ничего не планировала. Она жила насто­ящим. Будучи в общем довольна своей жизнью, Анна иногда ощущала, что в ней отсутствует направление. «У меня нет це­лей; и иногда я думаю, что было бы лучше, если бы они были»,— доверилась мне Анна. — «Как правило, я получаю удо­вольствие от жизни. Но в последнее время я чувствую себя подавленной и не знаю, к чему обратиться. Кажется, я не могу ничего ждать».

Я тут же исследовал временную линию Анны. Как я и предпо­лагал, у Анны была длинная «прошлая» временная линия, иду­щая слева от нее; настоящее находилось прямо перед ней; но почти совсем не было будущего. Описывая свое будущее, Анна сказала: «Оно кажется маленьким, серым и кончается пример­но в шести дюймах справа от меня. И в нем на самом деле ничего нет».

Отсутствие будущего буквально лишало ее направления, способов планирования; ей не к чему было стремиться. Пока она получала удовольствие от настоящего, это не имело особо­го значения. Однако когда настоящее ее угнетало, это превра­щалось в серьезную проблему. Очевидным решением было помочь Анне создать себе будущее.

«Анна, большинство людей имеет внутреннюю карту будущего — так же, как у тебя есть карта прошлого. Конечно, карта будущего должна быть гораздо более подвижной и менее ясной, потому что никто из нас не знает наверняка, что произойдет в будущем. Наличие карты будущего дает нам то, что тебе требуется — направление в жизни, нечто, к чему можно стремиться. Тебе нужно иметь ощущение того, что для тебя важно и куда ты направляешься».

Прежде чем продолжить, я хотел выяснить, были ли у Анны какие-либо возражения против наличия будущего — особенно потому, что раньше она сказала: «Я не могу ничего ждать». Выяснилось, что у Анны было возражение, которого она не осознавала. Когда ей было 12 лет, ее мать погибла в автокатастрофе. Анна была уничтожена: все ее будущее было разрушено, и тогда же она сделала вывод, что ей больше никогда не следует ни на что полагаться. «Вспоминая это, я вижу, что просто стер­ла тогда свое внутреннее будущее и больше уже не хотела его создавать. Я на самом деле начала жить настоящим. Я не знала тогда, что я так поступила — я просто делала лучшее из того, что могла».

«И это понятно — особенно для двенадцатилетней — так как ты знала, что настоящее было чем-то таким, на что ты могла полагаться», — согласился я, подкрепляя позитивную цель того, что бессознательно сделала тогда Анна. — «Так како­го рода будущее ты можешь сейчас создать, чтобы на него действительно можно было полагаться? Какого рода будущее ты можешь создать, чтобы независимо от того, что случится, его нельзя было отнять у тебя — и которое даст необходимое тебе ощущение направления?»

Далее я предположил, как Анна могла бы добиться этого таким способом, который не привел бы ее к повторному краху. Я предполагаю, что ты захочешь как-то знать, что можешь жить и строить планы на будущее, не зная точно, каким будет это будущее. Ты просто сможешь увидеть тропинку, направ­ление, которое сообщит тебе, что у тебя есть будущее — без точного знания, что произойдет. На временной линии будущего тебе не нужно представлять ничего слишком конкретного — например: «В следующем году я собираюсь выйти замуж» — потому что ты не знаешь, произойдет это или нет. Однако в это будущее ты можешь поместить свои ценности — представление о тех видах переживаний, к которым ты хочешь двигаться в своей жизни. И то, чего ты хочешь иметь больше, ты также можешь поместить на эту временную линию будущего. Это может включать близкие отношения с людьми, или обнаружение способа внести свой вклад в этот мир. Это может включать здоровье и благополучие, или многое, многое другое. Ты можешь чувствовать, что, несмотря ни на что, сможешь найти способ иметь все это».

Кроме помещения ценностей на своей временной линии, Анна чувствовала большую безопасность, когда создавала много альтернативных тропинок или развилок в своем будущем. Это давало ей ощущение, что всегда найдется путь, который она может избрать, даже если какой-то другой путь окажется за­блокированным.

Шесть месяцев спустя Анна был довольна направлением своей жизни и в целом чувствовала себя гораздо лучше: «У меня по-прежнему бывают плохие дни, но я не угнетена так, как это было раньше». У всех бывают «плохие» дни, но когда видишь их в контексте потока будущих событий, ведущих к чему-то положительному, с ними гораздо легче справляться. Она решила также вернуться в колледж и получить подготовку по одной из интересовавших ее технических специальностей. «Теперь я работаю на будущее. Это то, чего я раньше не дела­ла».