Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НЛП.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
29.09.2019
Размер:
823.3 Кб
Скачать

3.4 Создание настоящего

Некоторым людям приносит пользу более или менее пол­ный сдвиг временной линии. Для Ольги изменение временной линии стало тем ключом, который позволил осуществиться многим другим изменениям, которых она желала.

Ольга обратилась ко мне на семинаре и попросила порабо­тать с ее временной линией. Так как она уже прошла с нами базовый временной тренинг, то знала, что ее временная линия была организована противоположным обычному образом.

Большинство людей смотрят налево, когда видят зритель­ные воспоминания, и направо, когда конструируют внут­ренние образы того, чего» они раньше не видели. Это, по-видимому, имеет отношение к организации мозга. Хотя у некоторых организация обратная, обычно люди видят свое прошлое на той же самой стороне, в которую смотрят, чтобы увидеть зрительные воспоминания. Так как бу­дущее нам нужно создать, временная линия будущего обычно находится у человека на той же стороне, в которую он смотрит, чтобы увидеть сконструированные картинки.

Ольга, однако, делала нечто противоположное. Она видела «прошлое» на той стороне, где конструировала картинки, а бу­дущее — на той стороне, в которую смотрела, чтобы увидеть зрительные воспоминания. Это означало, что для того, чтобы представить будущее, она использовала ту часть своего мозга, которая отвечает за воспоминания, в то время как для организации своего прошлого она пользовалась той частью мозга, которая конструирует картинки.

Не зная на самом деле, что из этого может выйти, Ольга подумала, что, может быть, ей принесет пользу, если ее вре­менная линия будет такой же, как и у большинства людей. Возможна она права, так как большинству людей приносит большее удовлетворение, когда их временная линия будущего расположена там же, где и зрительно сконструированные обра­зы.

Для начала я проверила, где находится временная линия Ольги. Она действительно была противоположна той, которая имеется у большинства людей. Затем я обнаружила качествен­ные характеристики ее временной линии. Ее прошлое было свалено в кучу почти что прямо перед ней, уходя немного вправо; в то же время она ощущала, что будущее уходит влево. «Его не очень-то много», — призналась Ольга. — «На самом деле у меня нет будущего».

Я уже видела это раньше, так что это не было для меня не­ожиданностью. У людей, имеющих будущее там, где они видят зрительные воспоминания, будущего либо немного, либо оно кажется им жестко фиксированным и скорее напоминает прошлое у других людей. Я всегда очень осторожно подхожу к изменению чьих-либо временных линий, так как способ, с помощью которого каждый из нас сортирует свои воспоминания о прошлом — это основа осознания нами того, что есть реальность. Я хотела обязательно сохранить все преимущества нынешнего способа, каким Ольга сортировала время. «Частично моя цель заключается в том, чтобы ты на самом деле уяснила, какова твоя теперешняя вре­менная линия. Если после того, как мы проведем эксперимент и попробуем ее изменить, она по-прежнему будет для тебя предпочтительна, то ты просто сможешь вернуть ее на то мес­то, где она находится сейчас. Или же ты сможешь выбрать определенные контексты, в которых ты хотела бы, чтобы вре­мя было организовано по-новому, и сохранить свой старый способ для других контекстов».

Хотя временные линии оказывают устойчивое воздействие на жизнь людей, с помощью экспериментов мы обнаружили, что их на удивление легко изменить. В основном вы просто просите человека представить временную линию каким-нибудь другим образом и выяснить, как это меняет его переживания, особенно в отношении имевшихся у него проб­лем. Так как человеческие навыки и умения тоже часто явля­ются следствием имеющейся у индивида временной линии, крайне важно, внося изменения, сохранить те навыки и преимущества, которыми он пользуется сейчас.

Затем я попросила Ольгу попробовать перебросить ее временную линию слева направо и отметить, что произойдет. Поначалу ее заботило то, что будущее стало необычным. «Как-то странно. Это уже не линия, она почти что растекается во множестве различных направлений». Я сказала ей, что это, воз­можно, отличный выбор. Ее подсознание автоматически нашло хороший способ сообщить ей, что будущее не является фиксированным, что оно полно многими возможностями и вы­борами. На самом деле именно так многие люди с успехом организуют свое будущее.

Услышав, что ее «растекающееся» будущее — вещь, воз­можно, полезная, Ольга расслабилась и взглянула на свое бу­дущее пристальнее. «Мое будущее вдруг стало разноцветным. Это очень интересно!»

Я была рада услышать об этой автоматической перемене в переживаниях Ольги. Разноцветное, яркое будущее в букваль­ном смысле гораздо привлекательнее тусклого и темного и, как правило, более эффективно.

Так как раньше временная линия Ольги была короткой, я хотела убедиться, что она ушла дальше в будущее. «Обрати внимание, как далеко уходит теперь твое будущее и расширяется ли оно».

«Как только я передвинула его на другую сторону, оно пошло дальше, оно разрастается», — комментировала Ольга.

«Хорошо. Ты можешь и дальше позволять ему расти, вне твоего сознания, надлежащим и приносящим пользу образом».

Затем я попросила ее проверить временную линию прошло­го. Ольга сказала: «У меня такое ощущение, что она экс­периментирует сама с собой. Она вьется и перемещается, пытаясь найти себе место».

На этом этапе Ольге гораздо больше нравилось ее будущее — в то время как прошлое, казалось, ставит эксперименты. Я посоветовала ей позволить своему прошлому перемещаться, чтобы она могла собрать больше информации о том, что ока­жется наиболее эффективным.

В тот момент у Ольги не возникло никаких возражений против ее нового устройства времени, но позднее в этот же вечер она осознала одно из них. «У меня возникло ощущение тошноты и того, что что-то в моем прошлом было неладно. Ка­залось, будто мое прошлое хотело вернуться на прежнее место, поэтому я обратилась внутрь и спросила, какова позитивная причина, по которой оно хочет вернуться». Вопрос относитель­но позитивной причины бессознательных целей — это широко распространенный в НЛП метод.

Этот внутренний вопрос открыл Ольге, почему ее времен­ная линия была организована таким необычным образом, и прошлое находилось там, где у большинства людей располага­ется будущее. С момента своего рождения у Ольги была длинная серия проблем, связанных со здоровьем. У нее было много болезней, которые врачи не могли диагностировать, и некоторые болезни из числа тех, которые часто оказываются «смертельными», включая рак.

«Это продолжалось всю мою жизнь, поэтому я думала о себе, как о больном человеке. Все болезни или несчастные случаи, которые когда-либо у меня были (о которых я помню), были на левой стороне моего тела; и было важно, чтобы болезни и прошлое находились там вместе. Бессознательно я как бы поместила свое будущее на одной стороне с болезнями, что означало, что я буду больна и в будущем; а этого я не хотела». Ольга продолжала: «Прошлой ночью я осознала: пора признать, что сейчас я — здоровый человек, что все эти болезни остались в прошлом. Как только я это осознала, моя новая временная линия стабилизировалась, и я почувствовала себя гораздо лучше». Теперь, когда ее возражение отпало, Ольга была довольна своей новой временной линией.

Результаты Ольги

Три месяца спустя я позвонила Ольге, чтобы узнать, к чему привело изменение ее временной линии.

«Я думала написать вам письмо. Это был один из самых удивительных сеансов, какой кто-либо про­водил со мной. Эта работа затронула все стороны моей жизни. Это действительно имело глобальный харак­тер. Я многим рассказала об этом, так как это произвело такую перемену».

Позже Ольга прислала более подробное письмо.

«С тех пор как я начала изучать НЛП, я много работала над проблемами, связанными со здоровьем. Дело в том, что у меня был рак и целый набор болез­ней детства. Эта работа была полезной, но казалось, что "какого-то кубика не хватает". Кроме того, я пыталась прояснить достигшие критической точки проблемы, связанные с карьерой; а также некоторые, связанные с взаимоотношениями. Теперь, в ретрос­пективе, я уверена, что трудности со всем этим были у меня потому, что я не могла видеть будущее. Теперь все стало ясно в буквальном смысле. Я вижу тропинки, выборы, цели, и я решаю проблемы. Прошлое кажется гораздо более далеким и находится в надлежащем месте.

Остальное также изменилось. До этого я обычно избегала того, чего мне не хотелось. Это удерживало меня в довольно негативном состоянии. Например, у меня была работа, которая мне не нравилась, и я пос­тоянно думала, как бы мне от нее избавиться. Теперь я думаю о том, что хочу сделать. Это гораздо более позитивно. То же самое касается и моих отношений с людьми. Раньше я думала, чего мне следует избежать, а теперь я продвигаюсь к тому, чего хочу. Я бы сказала, что когда я заболела раком, какая-то часть меня остановилась или умерла. Думаю, именно тогда и за­кончилось мое будущее. Врач сообщил мне диагноз, швырнув мне на колени историю болезни, а затем на­чал делиться своими соображениями по поводу ле­чения, среди которого было и такое, что мне нужно удалить всю правую половину лица.

Я также осознаю, как это изменило способ, кото­рым я мысленно кодирую происходящее. Раньше я во многих отношениях жила в прошлом. То, что произошло много лет назад, казалось случившемся словно вчера. Прошлое словно довлело надо мной. Кроме того, мои положительные и отрицательные переживания не были рассортированы.

Раньше я самостоятельно пыталась передвинуть свою временную линию, но она почти тотчас возвра­щалась на место. Тут-то вы и сыграли свою роль. Теперь у меня есть будущее, которое расходится во многих направлениях, и оно позитивно. Это изменение поместило прошлое на подобающее ему место — в прошлое. Теперь я чувствую, что мозг мой организо­ван неким разумным образом. Сейчас вся моя времен­ная линия стала длиннее, и я могу проводить различения между прошлым, настоящим и будущим.

Ключом было изменение временной линии. Я уже справилась с травмой, связанной с раком, и сделала еще некоторые вещи. С помощью этой работы были «закрыты» и многие другие проблемы».

Я была довольна этими изменениями в Ольге, носившими драматический и устойчивый характер. Я также осознавал, что после такой большой работы по изменению, с приме­нением других методов НЛП, она уже «созрела» для глубоких перемен. Если бы она уже раньше не проделала эту пред­варительную работу, то прежде чем помогать ей изменять вре­менную линию, мне нужно было бы прибегнуть к некоторым другим методам, чтобы помочь ей справиться со своим травмирующим прошлым.

Если бы кто-то совершил стабильный сдвиг временной линии Ольги до того, как она разобралась в том, что теперь она уже здоровый человек — это могло бы вновь вызвать заболе­вания, так как болезни перешли бы в ее будущее. Это пример того, почему работа по изменению временной линии должна быть проделана с заботой и чуткостью. Обнаружить такого рода проблемы и с уважением отнестись к ним могут люди, хорошо подготовленные в области НЛП.

"Перевертыши" временных линий

Обычно, когда глазные сигналы доступа свидетельствуют об изменении чьей-либо временной линии, как это было в случае с Ольгой — это накладывает определенные предсказуемые ограничения на переживания этого человека. Так, например, его будущее либо недоразвито, либо представляется фиксированным. Когда с кем-либо случается такое, мы просим его тщательно опробовать изменение ориентации временной линии на противоположную, чтобы выяснить, как ему это нравится, тщательно проверяя, нет ли возражений.

«Перевертыши» временных линий могут также иметь место в случаях нарушений обучаемости, которые рассматриваются ниже в этой главе. До сих пор я обнаружила лишь одного чело­века, который хотел сохранить перевернутую временную линию. Столкнувшись с экологическим возражением, на кото­рое у меня не было ответа, я оставила его временную линию в том виде, в каком она была.