Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
9
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
362.77 Кб
Скачать

Вина публичного субъекта презюмируется, пока не доказано иное

В ГК РФ не закреплено понятие вины публичного органа в причинении вреда. Не содержит специального вывода о правилах определения вины и Обзор. Представляется, что она устанавливается через противоправное поведение публичного органа и выражается в непринятии им всех необходимых мер для исполнения возложенных на него исполнительно-распорядительных обязанностей.

При этом важнейшим становится вопрос о бремени доказывания вины и незаконности действий органа власти, решение которого зависит от заявленных требований.

Если в исковом заявлении соединены два требования (об оспаривании ненормативного акта и возмещении вреда), то по иску о причинении вреда обязанность доказывания причинения и размера вреда, незаконности действий государственного органа, причинно-следственной связи между ними возлагается на истца (ст. 65 АПК РФ).

По требованию об оспаривании ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа власти РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Если же потерпевший заявил требование только о возмещении вреда, то бремя доказывания в таком деле будет распределяться особым образом (п. 5 Обзора). Истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа, которым истцу причинен вред. При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта или решения, лежит на ответчике.

При заявлении только требования о возмещении вреда должны быть последовательно отражены нормы права, указывающие на незаконность акта или действия органа власти, сделаны ссылки на прилагаемые к исковому заявлению доказательства ненадлежащего исполнения обязанностей, а также обоснованы размер и факт причинения вреда. Ответчику достаточно подтвердить доказательствами правомерность поведения властного органа. Процесс доказывания осуществляется в пределах общего принципа состязательности сторон.

Правило о презумпции вины ответчика в причинении вреда в Обзоре не сформулировано. В силу пункта 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Из приведенной нормы права, устанавливающей презумпцию вины причинителя вреда, следует, что именно ответчик должен доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.

За сохранность изъятого имущества отвечает государство, а не хранитель

Примеры, собранные в Обзоре, содержат рекомендации, позволяющие опровергнуть возражения ответчика об освобождении его от гражданско-правовой ответственности из-за виновных действий третьего лица.

В ходе административного или исполнительного производства государственные органы вправе арестовать имущество и передать его на хранение третьему лицу. Если имущество в результате ненадлежащего хранения повреждено, пришло в негодность или утрачено, похищено, то ответственность перед собственником несет именно публично-правовое образование.

Неисполнение хранителем своего обязательства лишь позволяет государству в порядке регресса предъявить к нему иск о возмещении убытков. Такой обобщающий вывод следует из анализа пунктов 7 и 10 Обзора. Потерпевший не имеет права на иск непосредственно к хранителю, поскольку лицом, причинившим ему вред, считается государственный орган, а в его правоотношениях с хранителем истец не участвует. Считается юридически ошибочным довод ответчика о невозможности возложения на государство ответственности за правонарушение, совершенное частным лицом, в связи с неисполнением гражданско-правового договора.

Возможность удовлетворения требования не утрачена, пока должник не ликвидирован и не признан банкротом  На примере пункта 11 Обзора о ненадлежащем исполнении судебным приставом своих обязанностей, в результате которого возможность взыскания долга с должника была утрачена, можно сформировать типовой вывод: за бездействие государственного органа или должностного лица отвечает государство, а не обязанное перед потерпевшим третье лицо. Такая ответственность ограничена пределами доказанной первоначальной возможности удовлетворения требования за счет должника при условии своевременных властно-распорядительных действий государственного органа.

С нашей точки зрения, невозможность взыскания может достоверно подтверждаться банкротством или ликвидацией отсутствующего должника. В иных ситуациях должник остается действующим юридическим лицом, его имущественное положение может быть изменено, поэтому возможность повторного предъявления исполнительного листа и взыскания по нему не утрачена. Преждевременное взыскание вреда с публичного образования приведет к неосновательному обогащению кредитора.

Если судебный пристав-исполнитель передал взыскателю излишние вещи или денежные средства, ответственность по возмещению вреда перед лишившимся имущества должником несет государство, но не обогатившееся лицо.

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024