Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
9
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
362.77 Кб
Скачать

Суд может дать оценку действиям органа власти, не привлекая его к публичной ответственности

Сугубо оценочными, не позволяющими сформировать обобщающий подход выглядят примеры, отраженные в пунктах 8 и 9 Обзора. В рамках гражданского дела предлагается исследовать правомерность процессуальных действий административного органа по делам, в которых не принималось постановление о привлечении лица к административной ответственности.

Так, изъятие товара признано правомерным и не причинившим вреда юридическому лицу при применении к обществу меры обеспечения по делу об административном правонарушении. В качестве обоснования указано, что «таможенный орган располагал сведениями, дающими основания предположить, что истцом могло быть совершено соответствующее правонарушение» (п. 8).

В другом случае примененная в рамках дела об административном правонарушении мера обеспечения не признана арбитражным судом необходимой. Суд посчитал, что она применена в нарушение принципов разумности и соразмерности. Задержание транспортного средства не являлось необходимым для пресечения правонарушения, так как «автомобиль истца мог продолжать движение под управлением другого водителя» (п. 9).

Между тем в первом примере вполне уместна и иная судебная логика, по которой отсутствие события правонарушения означает незаконность изъятия имущества у невиновного собственника, предположения о правонарушении недостаточны для освобождения государства от ответственности. Во втором примере очень индивидуально суждение о несоразмерности задержания автомобиля последствиям нарушения договора перевозки истцом, поскольку в момент задержания административный орган не располагал подобными сведениями.

Доказательства невиновности причинителя вреда не исключают оценки его действий  Из анализа этих примеров следует, что отказ в привлечении истца к публичной ответственности или доказанность его невиновности тем не менее не исключают при рассмотрении иска к казне исследования и оценки правомерности отдельных процедурных действий органа власти с позиции их разумности и соразмерности, причинной связи конкретного действия и возникновения имущественного вреда. Ответственность за причинение вреда правомерными действиями в рамках возбужденного административного дела законом не установлена (п. 3 ст. 1064 ГК РФ).

Прекращение административного дела в связи с истечением давности, по реабилитирующему основанию не является преградой для установления в гражданском судопроизводстве виновности органа в качестве основания для его привлечения к гражданской ответственности в связи с незаконным административным преследованием лица.

Таким образом, предъявление требований не в порядке административного судопроизводства, а в рамках другой судебной процедуры может привести к признанию незаконными действий органов, осуществлявших административное преследование, включая применение ими мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении2.

Вред, причиненный исполнением незаконного акта, возмещает государство  Актуален вопрос об обязанности частного субъекта возместить убытки, возникшие в результате исполнения им незаконного ненормативного акта или указания властного органа.

При рассмотрении дела о возмещении вреда, причиненного сносом гаража по заданию министерства, Президиум ВАС РФ признал виновными непосредственных исполнителей. Президиум указал, что ответчики, исполняя задание, влекущее гибель объекта недвижимости как очевидный факт и последующее прекращение права собственности на него, не оценили возможность его выполнения без нарушения законов, а также принцип генерального деликта (всякое причинение вреда презюмируется противоправным).

В отсутствие доказательств, свидетельствующих о проявлении ответчиками должной степени заботливости и осмотрительности при демонтаже гаража, вывод судов об отсутствии в их действиях вины не может быть признан обоснованным3.

Однако в пункте 12 Обзора закреплен иной подход. Вред, причиненный исполнением незаконного предписания органа местного самоуправления о демонтаже принадлежащей индивидуальному предпринимателю рекламной конструкции, подлежит возмещению муниципальным образованием. Следовательно, исполнитель незаконного ненормативного акта не несет имущественной ответственности за его надлежащее исполнение. При этом не имеется условий и для вывода о совместном причинении вреда.

Столь же важен и не может быть пересмотрен в конкретных спорах тезис пункта 14 Обзора о том, что в случае, когда вред причинен совместными действиями нескольких лиц, в число которых входило должностное лицо государственного органа, объем ответственности публичного образования определяется с учетом правил статьи 1080 ГК РФ. Публично-правовое образование несет не долевую, а солидарную ответственность совместно с другими причинителями вреда. Должник, полностью исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого (ст. 325 ГК РФ).

_________________________ 1 См. также статью Бакулина А.Ф. и Камаевой А.В., опубликованную в журнале «Арбитражная практика», 2011, № 10.

2 Постановление КС РФ от 16.06.2009 № 9-П.

3 Постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 № 4515/10. _________________________

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СПОРЫ

Единообразной практики по вопросам квалификации договоров присоединения пока не сложилось

Алмаз Ильгизович Илалутдинов  специалист отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан, ilalmaz@yandex.ru

  • Какие признаки являются квалифицирующими для договора присоединения

  • Чем отличаются стандартные и индивидуальные условия договора

  • Почему договор энергоснабжения нельзя однозначно отнести к договорам присоединения

В арбитражной практике вопрос о характерных признаках договора присоединения является неоднозначным. Анализ судебных актов показывает, что при рассмотрении споров, возникающих из договоров присоединения, суды зачастую не уделяют должного внимания квалификации таких договоров.

Проблема активно обсуждается и в юридической литературе. Авторы нередко указывают, что нормы ГК РФ, посвященные договору присоединения, приводятся в судебных актах «для кучи» и не являются предметом глубокой оценки суда, а сам спор разрешается на основании других положений закона. Столь резкие суждения дают повод провести анализ существующих проблем квалификации договоров присоединения.

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024