Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А.Г. Спиркин Сознание и самосознание.doc
Скачиваний:
865
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Разумная деятельность. Целеполагание

Основной формой проявления жизни человека является деятельность — чувственно-предметная, практическая, и духовная, теоретическая. Практическая деятельность человека, преобразование действительности и есть завершающий этап движения сознания. Человек живет в материальном мире и в сфере духовной культуры. Он — активно действующее существо, а не пассивный зритель на «пиру» жизни. Все, что он воспринимает своими органами чувств,— не музейные экспонаты, к которым не велено прикасаться. Человек активно воздействует на окружающие его вещи, процессы. Он преобразует их, придает им форму и свойства, необходимые для удовлетворения его потребностей. Таким образом, активность выражает проекцию личности в будущее и обозначается понятиями потребность, цель, план.

Человек связан с природой и событиями общественной жизни бесконечными нитями материального и духовного порядка. В этом постоянном взаимодействии человека и мира и заключается смысл, именуемый емким понятием жизнь.

Как форма проявления сознательной человеческой активности, ориентированной на изменение и преобразование объекта в целях удовлетворения потребностей человека и общества, деятельность определяется прежде

1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 593—594.

117

всего характером ситуации и потребностей. Однако действия детерминируются не просто объективной реальностью как таковой, а определенным ее пониманием, в том числе и всевозможными вымыслами и домыслами, догадками и версиями о том, что правдоподобно, что возможно и реально.

Деятельность обладает определенной структурой, элементами которой являются потребности, мотивы, цели, средства ее достижения, отдельные акты и объект, на который она направлена. Иногда можно столкнуться с альтернативой: является ли предметная деятельность определяющим фактором и условием формирования сознания или она входит в структуру самого сознания. Практическая деятельность не есть нечто слепое, бессмысленное, неосознанное. Это не просто движение органов. Она вооружена мыслью, носит одухотворенный характер. Реальному процессу деятельности в каждом отдельном случае предшествует идеальный процесс формулирования цели этой деятельности.

В отличие от поведения животного, человеческая деятельность реализует не столько заложенную видовым опытом программу, определяемую чисто биологическими потребностями. Она предполагает прежде всего выработку и формулирование самой программы как путем свободного выбора одного из ориентиров из всей иерархии возможных направлений и мотивов, так и путем выдвижения новых целей и задач. Этот процесс носит у человека осознанный характер. Конечная причина деятельности лежит не в самом по себе субъекте и его воле. Реальной основой воли, выступающей как единство мысли и чувства, является потребность. Когда личность отдает предпочтение удовлетворению одной из потребностей в ряду других, она осуществляет выбор. Тем самым воля выступает не как простое влечение животного организма, не как чистое хотение, а как осознанное стремление, определяемое ценностью именно данной потребности в общей совокупности человеческих мотивов. Принимая определенное решение и беря на себя ответственность за результаты своей деятельности и за используемые при этом средства, человек исходит из своего опыта, знаний. Объективная ценность его планов определяется мерой их соответствия объективной логике вещей.

118

Чтобы стать фактором, детерминирующим деятельность, потребность должна трансформироваться в цель, представляющую собой идеальную модель желаемого будущего. Таким образом, каждый поступок предполагает как предусмотрение будущего, вытекающего из познания соответствующих связей и отношений вещей, так и программирование действия, которое должно привести к реализации поставленной цели.

В процессе реализации цени сознание направляет соответствующие физиологические процессы таким образом, чтобы вызвать действия тела, ведущие к достижению положенной цели. Цель задает способ изменения вещи в предметной деятельности. Подчеркивая отличие трудовой деятельности человека от поведения животных, Маркс отмечал, что человек не только изменяет форму того, что дано природой; но в том, что дано природой, он «осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» 1. Следовательно, условием любого сознательного поступка является целеполагание. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения и развития сознания, которое дает человеку способность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством практической деятельности «творить» мир.

Источником активности, движущей «пружиной» действий и осуществления актов сознания является потребность — предметно определенная зависимость человека от внешнего миpat субъективные запросы личности, к объективному миру, ее нужда в таких предметах и условиях, которые необходимы для ее нормальной жизнедеятельности, самоутверждения и развития.

Потребности человека субъективно переживаются в виде желаний и влечений. Влечение — психофизиологический феномен. В своем влечении человек тянется к чему-то другому, для себя внешнему, и тем самым оказывается в зависимости от него. Когда потребность на-

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 189.

119

ходит свой предмет, то влечение переходит в желание, хотение. «...Желание есть влечение с сознанием его» 1.

Потребность непосредственно вытекает из сущности самой жизни. Живой организм не может не ощущать недостатка в постоянном воспроизведении себя как живого существа. Человек постоянно испытывает неудовлетворенность, ему всегда «чего-то не хватает», он постоянно «чего-то хочет», к чему-то стремится: переживает состояние напряжения, беспокойства, тревоги, желания, порыва. От потребностей невозможно «спастись бегством»: они требуют удовлетворения, которое может быть достигнуто лишь направленной на это удовлетворение деятельностью. В атом смысле именно потребности являются истинными двигателями прогресса.

Потребность — это и процесс и результат взаимоотношения человека и мира; она выражает обращенность человека к миру. Только через свой предмет потребность приобретает свою определенность и жизненность. Она детерминирована предметным миром и опредмечивается, «находит» и как бы узнает себя в том предмете, который ей нужен, чтобы удовлетвориться им и временно снять напряжение, тревогу тела и духа.

Понятие потребности, таким образом, охватывает как субъективное состояние человека, его запросы к окружающему миру, к ресурсам природы и продуктам жизни общества, так и объективное отношение вещей и процессов мира к человеку. Появление у человека той или иной потребности означает, что эти вещи приобрели для него смысл стимула, побуждающего к действиям, что созданные обществом вещи предъявляют к нему свои специфические требования, которые отражаются в нем в виде переживаний, ощущений, представлений и целей. В этом смысле можно сказать, что не только человек управляет вещами, но и они в известной степени управляют им.

Человеческие потребности есть продукт исторического развития. У животных потребности носят чисто биологический характер. Окружающая природная среда «поворачивается» к животному лишь теми гранями, которые призваны удовлетворять прямо или косвенно его органические потребности. В отличие от животных, для

1 Б. Спиноза. Избр. произв. в двух томах, т. I, стр. 464.

120

человека предметы окружающего мира приобретают определенное значение, независимо от его органических потребностей.

Роль потребностей как движущих сил в поведении людей отмечалась задолго до марксизма, но К. Маркс впервые вскрыл исторический характер потребностей, проанализировал диалектику потребностей и производства. Он писал: «...если ясно, что производство предоставляет потреблению предмет в его внешней форме, то точно так же ясно, что потребление полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель» 1.

Качественные сдвиги в характере потребностей представляют собой основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания. Для регуляции поведения животных нет иных оснований, кроме биологической полезности. У человека возникают социально обусловленные потребности и совершенно новые побудительные силы — жажда познания истины, чувство прекрасного, эстетическое наслаждение, стремление совершить подвиг во имя блага народа, человечества и др.

В той мере, в какой потребности осознаются человеком, они приобретают характер интереса. Интересы образуют сложную иерархию. Одни из них доминируют, а другие отступают на задний план. Расширение круга интересов — условие развития личности и форма проявления ее духовного богатства. В силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности интерес выступает как мощный стимул человеческой деятельности. Интерес представляет собой динамический аспект сознания человека, превращающий знание об объекте в стремление овладеть им.

Чтобы понять смысл человеческой деятельности, необходимо уяснить ее мотивы. Мотив — это осознанное или неосознанное основание для определенного поведения. Понятие мотива дает ответ на вопрос, что побуждает человека совершить определенное действие, какую три этом личную цель он преследует. В основе внешне одинаковых действий могут лежать разные мотивы. Мотив есть моральный момент в поступке. В отличие от побуждений, он выступает как сознательно поставлен-

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 12, стр. 717—718.

121

ная цель, как осознанное намерение, которые обусловливают направление и организацию актов, образующих деятельность.

Все ли поступки человека разумно мотивированы? Разумеется, нет. Немало людей подчас полагаются на волю случая, вместо того чтобы действовать, реализуя свои разумные намерения. Но было бы неправильно абсолютизировать пассивные моменты в жизни человека, уподобляя его жизнь ежесекундно обновляющемуся потоку, который подхватил его и с рождения несет к старению, к смерти. На самом деле человек не столько несомое, сколько несущее начало. В своем сознании он постоянно находится как бы впереди самого себя.

Знания фиксируются в форме научных понятий. Понятие, ориентированное на его практическую реализацию, есть идея, т. е. устремление к такой реализации, план действия. Идея заряжена энергией практического выхода в реальность. Это синтез понятия и цели. Подлинно сознательные действия человека характеризуются определенной направленностью на достижение конечного результата. Между каждым предыдущим и последующим этапами, равно как между началом и концом всего процесса действия и деятельности в целом, имеется более или менее четкая согласованность: ход процесса предопределен планом. Противоречие между намерением и реальным направлением действия вызывает состояние замешательства, которое в психологии именуется блокадой.

Если проанализировать, на чем базируется формирование действий, то окажется, что каждый значимый поступок человека представляет собой решение той или иной задачи. Но задача действия как запланированного результата, к которому стремится человек, есть то, что должно быть создано, но что еще реально не существует. Словом, задача действия представляет собой идеальную модель желаемого будущего. Поступок не может быть ни спланирован, ни осуществлен, если человек не создал для этого направляющей предпосылки в виде идеальной модели будущего — цели. Таким образом, каждый поступок предполагает два тесно связанных между собой процесса: предусмотрение, предвидение, предвосхищение будущего, вытекающее из познания соответствующих связей и отношений вещей и програм-

122

мирование, планирование действия, которое должно привести к реализации цели.

Полная обдуманность действий зиждется на осознании прошлого и возможностей будущего в их связи с настоящим. Организм обладает способностью «преднастройки» к предстоящим действиям. Эта идея нашла свое выражение в принципе опережающего отражения, являющемся универсальным принципом приспособления организма к окружающим условиям. У человека это опережение осуществляется в виде представления и целеполагание. Способность к целеполаганию — это специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание было бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, на основе которого только и возможно осуществление целесообразных действий.

Реакция ла будущее — это реальный психический процесс. Недаром говорят: «Грядущие события отбрасывают свою тень заранее». Восприятие и осмысление этой «тени будущего» на экране настоящего и есть психологическая основа предвосхищения будущего. Без учета этого фактора невозможно понять, по существу, ни одного действия. Изменчивые ситуации, с которыми постоянно приходится сталкиваться человеку в своей жизни, стимулируют развитие способности предугадывания дальнейшего хода событий. Каждая форма разумного поведения предполагает предусмотрение наступающих событий, в том числе результата самой деятельности. Именно благодаря этому удается заблаговременно уловить логику и тенденцию развития событий и на этой основе совершать целесообразные действия. Настроенность воображения и мысли на конкретно-определенное протекание будущих действий подчас играет решающую роль. Это проблема психологической готовности.

Цель должна обнаружить себя в действии. Сила, осуществляющая намерение, есть воля, проявляющаяся в единстве мысли и чувства, ориентированных на свою объективацию в деле.

Волевой процесс состоит из дели, поставленной перед собой индивидом, руководствующимся определенными объективными принципами, и из решения1. Глав-

1 См. «Личность и труд». М., 1965.

123

ным же является исполнение принятого решения, соответствующего поставленной цели. Воля не только не противостоит мышлению, но без мышления она просто невозможна: чтобы волеизъявлять, человек должен мыслить. Воля есть внешнее осуществление мышления в действии.

Цель задает способ видоизменения вещи в реальной практике. Любое действие выполняет какое-нибудь намерение: прежде чем что-либо сделать реально, человек «делает» это идеально, в своем представлении. Иногда человек как бы репетирует в воображении множество программ действия и лишь после того, как выберет одну из них, переходит к действию. Путь «проб и ошибок», которым следуют животные реально, осуществляется человеком мысленно. Когда человек не достигает поставленной цели, он подчас завершает неудавшееся реально действие в воображении. Как часто, идя домой после неудачного, неубедительного выступления, многие из нас мысленно развертывают неотразимую цепь аргументов, остроумных ходов мысли и с явным успехом сражают противника.

Непременным условием любого сознательного поступка является понимание того, «для чего» и «ради чего» человек осуществляет свои действия. Если природу бессмысленно спрашивать, «для чего» она действует именно таким образом, то в анализе человеческой деятельности это важно знать, иначе ничего нельзя понять в поступках человека. Предметы, имеющие цель «вне себя» — это лишь орудия и средства, выполняющие кем-то задуманную цель. Единственным существом, действующим по «внутренней цели», является человек. Результат сознательной человеческой деятельности есть реализованная цель. У животных внутренняя целесообразность осуществляется бессознательно и потому не обретает особого образа цели. Бесконечный ряд целей придает смысл человеческой жизни. Однако «суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением...» 1

Идеально положенная деятельностью мышления цель всегда предполагает средство, являющееся существенным структурным элементом специфически че-

1 Гегель. Соч., т. IV, стр. 2.

124

ловеческой деятельности. Эффективность деятельности в большой степени зависит от умения верно усматривать связь между целью и средством. Аристотель характеризовал средство как все то, что существует ради цели. Вне цели нечто не есть средство, а вне средства цель оказывается лишь абстрактным стремлением. Гегель считал, что средство есть нечто более высокое, чем цель: «В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, хотя по своим целям он скорее подчинен ей» 1. Цель и средство меняются местами и переходят друг в друга. Разум человека пытливо и изобретательно созидает все более и более могущественные и «хитрые» средства, приводя их в движение ради достижения своих многочисленных целей2.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]