Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Беневоленская З.Э. Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства. Серия Библиотека профессионала - Волтерс Клувер, 2005 г., 2-е издание, переработанное и дополненное.rtf
Скачиваний:
98
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
3.64 Mб
Скачать

4.3. Ценные бумаги как объект доверительного управления

Ценные бумаги - один из наиболее перспективных объектов правоотношения доверительного управления имуществом. Характерной чертой этого объекта является разнообразие ценных бумаг: ценные бумаги на предъявителя больше тяготеют к правовому статусу объекта, определенного родовыми признаками (теория billets en blanc), а ценные бумаги других видов (ордерные, именные) ближе по статусу к индивидуально-определенным вещам.

В области управления ценными бумагами проявляется то качество доверительного управления, которое называют эффектом "скрытого представительства", "невидимой власти" *(304). Почему собственник ценной бумаги обращается к доверительному управляющему? Именно потому, что на рынке ценных бумаг требуется проявление особого профессионализма, управление ценными бумагами как экономическая функция совершенно отделено от собственности на ценные бумаги.

Ценная бумага по своей природе - юридический символ, совершенно абстрагированный, отделенный от материального блага, фигурирующего в содержании ценной бумаги. Ценная бумага - типичное явление коммерческого оборота. На признак профессионализма в деятельности с ценными бумагами, в том числе доверительного управления ценными бумагами, указывают большинство авторов, затрагивающих проблему доверительного управления ценными бумагами *(305). Некоторые из них включают признак профессионализма в само определение доверительного управления *(306).

Как автономный объект правоотношений управление ценными бумагами имеет ряд проблем:

1) проблему представительства доверительным управляющим интересов собственника ценной бумаги;

2) проблему передачи части правомочий, следующих из ценной бумаги, доверительному управляющему по договору доверительного управления;

3) проблему дифференциации видов ценных бумаг как объектов правоотношения доверительного управления. Акция как наиболее перспективный объект доверительного управления.

Закон отрицает представительский статус доверительного управляющего в пользу принципа его самостоятельности. В случае с доверительным управлением ценными бумагами вопрос о представительстве возникает вновь. Представляет ли, например, интересы государства управляющий акциями РАО "Газпром", принадлежащими государству? Несомненно, что степень самостоятельности управляющего увеличивается в данном случае по сравнению с ситуацией, когда представители государства непосредственно участвовали в общих собраниях акционеров (их неслучайно назвали "свадебными генералами", учитывая неэффективность их деятельности). Однако государство в качестве собственника акций имеет полное право оговорить любые публичные интересы в соответствующем договоре доверительного управления акциями АО. Одним из таких требований является, например, сохранение профиля деятельности АО.

Управление ценными бумагами - это в большинстве случаев управление обязательствами. Бумаги на предъявителя сами по себе являются обязательствами скрытого представительства личности эмитента в торговом обороте. Ценная бумага на предъявителя "представляет" эмитента (внутреннее отношение) и удостоверяет права всякого владельца перед третьими лицами (внешнее отношение). Например, в предъявительской акции всегда представлено название ее эмитента; покупатель акции имеет возможность ознакомиться с финансовым статусом компании-эмитента по ее опубликованному балансу (ОАО). В случае же финансового кризиса компании-эмитента курс ее акций, "представляющих" эмитента, как известно, падает.

Юридическая автономия ценной бумаги от материального блага (товарные бумаги) или имущественного права (денежные бумаги) настолько велика, что дает основание некоторым авторам считать бумагу на предъявителя не объектом гражданских прав, а субъектом гражданского оборота, торгового оборота. В частности, Беккер доказывал, что в торговом обороте юридическим субъектом является сама бумага, а владелец документа - это только представитель юридического документа *(307). С таким положением был категорически не согласен Н.О. Нерсесов *(308), считая такое толкование извращением существа гражданских отношений. Между тем В.А. Дозорцев неоднократно пишет о том, что доверительный управляющий "представляет" имущество *(309), и тем самым невольно становится продолжателем весьма спорной теории Беккера.

Для объяснения природы ценных бумаг на предъявителя предлагалась и теория мандата. Бумаги billets en blanc (первые бумаги на предъявителя) содержали в себе в правовом смысле именно отношение скрытого представительства. Происхождение bilets en blanc Н.О. Нерсесов объясняет желанием имущего класса скрыть свое имущество путем передачи юридического символа - billets en blanc *(310). Н.О. Нерсесов дает определение бумаги на предъявителя как одностороннего формального обязательства, циркулирующего в обороте наподобие реальных вещей *(311). Особенно следует подчеркнуть, что бумаги на предъявителя имеют в отличие от денег (продукта государственной власти) исключительно частноправовое происхождение. Они "служат преимущественно интересам общественного доверия... Права, возникающие из документа, принадлежат добросовестному владельцу без всякого отношения к правам предшественника" *(312). Доверительный управляющий бумагами на предъявителя ведет деятельность, близкую к управлению денежными средствами. Между денежными средствами и бумагами на предъявителя в качестве объектов гражданских прав много общего. Различие заключается только в том, что деньги выражают обязательства государства перед обществом поддерживать реальное "наполнение" денежной единицы *(313), монопольную роль денежных средств в обществе как всеобщего эквивалента, а ценные бумаги на предъявителя могут выражать гражданско-правовые обязательства как государства, так и частного эмитента перед владельцем данной ценной бумаги по поводу имущественных прав, выраженных в данной ценной бумаге.

Деньги и бумаги на предъявителя "представляют" эмитента перед третьими лицами. Владелец денег и ценных бумаг - своеобразный "мандатарий", представитель эмитента. Доверительное управление ценными бумагами на предъявителя предполагает "удвоенное" "скрытое представительство": управляющий представляет собственника ценных бумаг, а собственник ценных бумаг "представляет" в торговом обороте эмитента или же правопредшественника (скажем, векселедатель, несущий солидарную ответственность со своим правопредшественником (предыдущим векселедателем) и, кроме того, порождает своими действиями, например отказом или просрочкой в платеже, права и обязанности для солидарно отвечающего правопредшественника.

С позиций "скрытого представительства" можно рассмотреть природу весьма многих ценных бумаг. Доверительный управляющий, который сам является косвенным представителем собственника, управляет и отношениями представительства, заключенными в ценной бумаге. Абстрактность ценной бумаги, закрепленная действующим законодательством, подтверждает, что признак указанного нами представительства действительно является "скрытым". Для торгового оборота не имеет значения, какая сделка послужила основанием выдачи предъявительской ценной бумаги ее держателю. Это мог быть договор купли-продажи, договор поручения или же договор доверительного управления. Однако абстрактный характер ценной бумаги - это лишь элемент ее общего свойства, который включает по крайней мере три составляющие: абстрактность, презентацию и публичную достоверность.

Признак абстрактности (безотносительность к основанию сделки) говорит о том, что право на бумагу тесно связано с правом из бумаги: переход вещного права на предъявительскую акцию означает передачу следующих из нее обязательственных и корпоративных прав. Такой переход прав обусловливает и простая передача, не сопровождающаяся юридически переходом вещного права. Передача бумаг в доверительное управление - переход права на осуществление обязательственных и корпоративных прав. Для третьих лиц основания перехода прав на бумаги безразличны.

Признак презентации означает, что для осуществления прав из бумаги необходимо и достаточно предъявления ценной бумаги, что также основывается на признаке ее абстрактности, безотносительности к правовому основанию.

И признак публичной достоверности (справедливый не для всех ценных бумаг) означает, что любой номинальный держатель признается для третьих лиц законным владельцем без дополнительных доказательств его прав кредитора.

Признаки абстрактности, презентации и публичной достоверности *(314) образуют такой признак ценной бумаги, как ее целостность в качестве объекта права. Целостность ценной бумаги в торговом обороте означает, что при передаче бумаги по сделке признаки абстрактности, презентации, публичной достоверности в совокупности (внешние отношения по ценной бумаге) имеют приоритет перед отношением "скрытого представительства" (внутренние отношения: эмитент-владелец, держатель ценной бумаги).

Признак целостности ценной бумаги нашел свое подтверждение в законодательстве. Статья 142 ГК РФ гласит: "С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности". Возникает практический вопрос: можно ли передать в доверительное управление акции, ограничив по договору права доверительного управляющего по сравнению с правами собственника ценных бумаг? Например, по уставу акционеры имеют право принимать решения по всем вопросам, выносимым на голосование общего собрания. Доверительный управляющий в качестве лица, имеющего производное право на акции и выступающего в качестве "скрытого представителя", имеет право по договору доверительного управления на участие в голосовании не по всем вопросам, выносимым на обсуждение общего собрания. Однако абстрактность бумаги на предъявителя позволяет сделать вывод о юридическом безразличии любых ограничений, установленных в отношении свободы деятельности доверительного управляющего по договору доверительного управления. Такое безразличие действует для третьих лиц, поддерживая принцип целостности объекта в торговом обороте, во внешних отношениях. То же самое можно сказать о признаках презентации и публичной достоверности.

Что же касается внутренних отношений между учредителем и доверительным управляющим, то эти лица могут возложить определенные обязанности и ограничения в отношениях между собой (ибо пределы прав доверительного управляющего по поводу управления объектом прав определяются законом и договором с учредителем-собственником) и впоследствии могут искать в суде защиты. Положение о целостности ценной бумаги как объекта права установлено законодателем в интересах неопределенного круга участников гражданского оборота, которые имеют приоритет перед внутренними отношениями "косвенного" или "скрытого" представительства.

Целостность ценной бумаги как объекта хорошо корреспондирует с самостоятельностью доверительного управляющего. Например, если управляющий ограничен в своих правах по договору доверительного управления, во внешних отношениях он выступает как совершенно самостоятельный субъект предпринимательства, добросовестный держатель ценной бумаги. Доверительный управляющий ценными бумагами по своему правовому статусу тяготеет к правовому статусу прокуриста, ибо во внешнем обороте пределы его прав очерчены только законом, правилом ст. 142 ГК РФ о целостности содержания ценной бумаги.

Признак целостности законодательного содержания ценной бумаги дает возможность сделать вывод о том, что пределы прав доверительного управляющего ценными бумагами во внешнем обороте определены только законом. Скажем, права, вытекающие из акции (право на участие в управлении, на получение дивиденда, ликвидационной квоты), непосредственно следуют из закона и переходят к доверительному управляющему в совокупности, что и определяет его статус предъявителя ценной бумаги в торговом обороте.

Торговый оборот, отстаивающий идею самостоятельности модели "финансового траста" в области управления как деньгами, так и ценными бумагами на предъявителя, тяготеет не только к модели германской прокуры, но и к модели вещного права. Это связано с проблемой свободного (без регистрации) распоряжения ценными бумагами, которое, по общему правилу, не допускается ГК РФ и, по общему правилу, допускается моделью trust.

Разработанный ЦБ РФ проект методических указаний по проведению доверительных (трастовых) операций коммерческими банками на территории Российской Федерации, который по содержанию весьма близок гл. 53 ГК РФ, в вопросе о распоряжении денежными средствами, ценными бумагами занимает "торговую", "прокуристскую", "трастовую", "вещно-правовую" позицию. В проекте говорится: "Управляющий имеет право совершать все юридические и фактические действия по управлению имуществом, в том числе распоряжаться им в пределах, установленных договором" *(315). Далее делается примечание: "В принципе право распоряжения передается управляющему... Однако для большего удобства в договоре может быть предусмотрено, что собственник продает долю в праве собственности на имущество, находящееся в управлении" *(316). Тяготение в данном случае к вещно-правовой концепции управления денежными средствами и ценными бумагами очевидно. Оно вызвано спецификой объекта: денежных средств и ценных бумаг. Банк как профессионал встречает трудности в управлении активами, будучи лишен права распоряжения.

"Продажа доли в праве собственности" на деньги или ценные бумаги (с их признаком целостности содержания) звучит как юридический нонсенс, но он происходит по причине законодательного вакуума (отсутствия модели траста в том виде, в каком она была предложена в 1994 г. в проекте федерального закона "О доверительной собственности (трастах)" *(317)). Юридическая целостность содержания ценной бумаги облегчает доказательство того, что управление ценными бумагами (особенно ценными бумагами на предъявителя) тяготеет к торговому представительству. Правомочие владения ценной бумагой обусловливает наличие у владельца ценной бумаги всех правомочий в совокупности *(318). Не вдаваясь в подробности управления отдельными видами ценных бумаг, можно сформулировать следующие выводы:

1. Доверительное управление ценными бумагами - это одновременное владение ими как едиными целостными объектами (имуществом) и управление обязательствами (в том числе имущественными правами, которые следуют из ценных бумаг).

2. Юридически императивное содержание любой ценной бумаги как объекта права превращает доверительного управляющего ими в торгового представителя, прокуриста, чьи права на ценную бумагу определены законом безотносительно к каузе сделки, однако скрытая представительская природа доверительного управления позволяет допускать взаимные ограничения учредителя и управляющего в договоре между ними. Тот факт, что ст. 1025 ГК РФ допускает объединение ценных бумаг, принадлежащих различным владельцам, и специально возвращается к правомочию распоряжения доверительного управляющего, свидетельствует о том, что ценная бумага - объект торгового оборота - обладает повышенной оборотоспособностью и "внешние" отношения доверительного управления преобладают над "внутренними". Доверительный управляющий выступает в торговом обороте как добросовестный держатель ценных бумаг, принадлежащих разным владельцам, личность которых не имеет значения для третьих участников гражданского (торгового) оборота.

3. Императивное содержание ценной бумаги в большинстве случаев предопределяет свободу распоряжения ею. Признаваемая многими самостоятельность "финансового траста" нуждается в дополнительном регулировании.

4. "Расщепление" содержания ценной бумаги на отдельные правомочия в торговом обороте перед третьими лицами не допускается. Это положение обосновал М. Агарков в полемике с Е. Якоби *(319). Но по договору доверительного управления допускаются ограничения в осуществлении правомочий, которые следуют из ценных бумаг.

Соседние файлы в предмете Предпринимательское право