Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ильин Е.П. Психология спорта.doc
Скачиваний:
836
Добавлен:
11.02.2016
Размер:
3.44 Mб
Скачать

Глава 7

1 В обычной речи понятия «способности» и «одаренность» используются как синонимы. С научной же точки зрения между ними имеется различие. Способность — это высокая выраженность какой-либо одной функции, например концентрации или переключения внимания, быстроты или силы движения. Одаренность — совокупность способностей, благоприятствующих данному виду спор­тивной деятельности, соматических особенностей спортсмена (например, росто-весовые данные, длина конечностей) и физиологических особенностей (уровень максимального потребления кисло­рода, наличие в мышцах медленных или быстрых волокон).

ю роль в раз-проявления, к дифферен­те ите л ьность >" легкоатле-1 аорные сио-

г^акции коро-и выбора (из лтеров. И это з пало реаги-

сгЛЬЩИКОВ ВСЯ

алиях. Отсю­да к результат : спортивных

1:и в развитии нселедовани-ллий у пред-то го же вида тено, что сне-лия сложной ? выбора дей-:а и точность меньшее вре->>тих амплуа, ином спорте :я по свойст-зных процес-куре, а боль­на топогра-зведения си-леностопном ^пястном су-ю запомина-

Индивидуально-типические особенности спортсменов

и их проявление в спортивной деятельности

7.1. Пригодность к спортивной деятельности и типологические особенности

Эффективность спортивной деятельности зависит от трех факторов: способно­стей и одаренности спортсмена1, профессионализма его тренера и внешних усло­вий тренировочной и соревновательной деятельности. Первый фактор заставля­ет говорить о пригодности того или иного человека к данному виду спорта. Одни люди более пригодны для занятий гимнастикой, другие — для бега на короткие дистанции, третьи — для метаний и т. д. Бытует мнение, что неспособных людей нет. Однако спортивная практика показывает, что это утверждение не бесспорно. Все дело в том, как понимать способность или неспособность. Если способность относить к возможности человека заниматься любым видом спорта, то тут спо­рить не о чем. Другое дело, когда речь заходит о высоких спортивных достижени­ях. Хотя трудом можно добиться многого, но не всего — надо иметь природную предрасположенность к тому или иному занятию. Именно это и подразумевается, когда идет речь о спортивной пригодности.

Пригодность с психологических позиций рассматривается на трех уровнях: нейродинамическом (свойства нервной системы и темперамента, выступающие в качестве задатков способностей), психических процессов (ощущение, воспри­ятие, память, мышление, внимание) и личностной направленности. С учетом этих уровней разрабатываются критерии для отбора детей в те или иные виды спорта по их способностям и одаренности (таланту).

Необходимо подчеркнуть, что для надежности прогноза об одаренности и при­годности своих учеников тренер должен опираться на научно обоснованные крите­рии и методики, а не доверяться только своему опыту. Как показывают многочис­ленные примеры, многие выдающиеся спортсмены не прошли первоначального отбора при приеме в спортивные школы. В их числе десятикратная чемпионка мира в парном катании Ирина Роднина, копьеметатель из Латвии рекордсмен мира Янис Лусис, чемпион мира по боксу Лемешев и многие другие. Поэтому для объективности отбора должны привлекаться разные специалисты, в том числе и психологи, владеющие инструментальными методами выявления способностей и обусловливающих их задатков.

Нейродинамический уровень пригодности включает в себя две группы типо­логических особенностей.

Первая группа — это свойства темперамента', экстраверсия/интроверсия, вы­сокая или низкая тревожность, эмоциональная возбудимость/эмоциональная не­возбудимость, импульсивность/неимпульсивность, ригидность/лабильность1.

По данным Б. А. Вяткина, тревожные и эмоционально возбудимые девушки, занимающиеся художественной гимнастикой по программе мастеров, на соревно­ваниях выполняли упражнения на один балл хуже, чем на тренировке, — соответ­ственно 7,36 и 8,35 балла. Нетревожные и эмоционально невозбудимые гимнаст­ки показали практически одинаковый результат на соревновании по сравнению с тренировкой — соответственно 8,46 и 8,55 балла (см.: Вяткин Б. А. Влияние тем­перамента на деятельность спортсменок в художественной гимнастике // Темпе­рамент и спорт. Пермь, 1974. Вып. 2).

От свойств темперамента зависит длительность сосредоточения перед выпол­нением упражнений (табл. 7.1). Из данных таблицы следует, что длительность сосредоточения меньше у спортсменов, имеющих высокую тревожность, импуль­сивность, ригидность и эмоциональную невозбудимость. При этом у спортсменов с этими типологическими особенностями (за исключением эмоционально невоз­будимых) во время соревнований время сосредоточения уменьшается, в то время как у спортсменов с противоположными типологическими особенностями оно либо не изменяется, либо увеличивается.

1 Тревожность — постоянное беспокойство человека, эмоциональная напряженность, большая озабо­ченность в ответственной ситуации. Эмоциональная возбудимость — легкость (быстрота) возникно­вения эмоций. Импульсивность — быстрота принятия решения и осуществление действия без про­думывания имеющихся в данный момент условий. Ригидность — устойчивость и трудная изменяе­мость привычек, стереотипов и точек зрения. Экстраверсия — легкость установления контактов с незнакомыми людьми, обращенность человека вовне.

Экстраверсия/интроверсия влияют на выбор спортсменами способов борьбы с негативными эмоциональными состояниями, возникающими во время сорев­нований. Интровертированные чаще всего используют самоприказы, самообод­рение, самоубеждение, отвлечение от неприятных ощущений, мыслей и эмоций, вспоминание прошлых успешных выступлений. Экстраверты в основном исполь­зуют мотивы общественного долга, мотивы, связанные с тренером и товарищами (см.: Палайма Ю. Ю, А. К. Раскаушкас А. К. Преодоление отрицательных эмоций в спортивном соревновании // Тезисы докладов VIII Всесоюзной конференции «Психология физического воспитания и спорта». М., 1976).

1 См.: Капустин Л. Н. Влияние темперамента на особенности сосредоточения у гимнастов // Вопросы спортивной психогигиены. М., 1973. Вып. 2.

г-нности и при--: ванные крите-ВлЮТ многочис--рвоначального "~:ая чемпионка ил рекордсмен -г. Поэтому для ь;. в том числе я способностей

с группы типо-

-:троверсия, вы-::нональная не-абильность1. пмые девушки, -в. на соревно-з:че. — соответ-.пмые гимнаст-: 1 сравнению с Влияние тем-тпке V Темпе-

^ перед выпол-ллительность ность, импуль-"• спортсменов :нально невоз-тся. в то время нностями оно

:>еобов борьбы .' время сорев-

:зы. СаМОобоД-ЛеЙ И ЭМОЦИЙ,

звном исполь-и товарищами "ЬНЫХ эмоций конференции

ь. большая озабо-трота)возникно-с-иствия без про-грулная изменяе-ления контактов

По данным А. Н. Капустина, тревожные, эмоционально возбудимые, неим­пульсивные и ригидные ухудшают качество выполнения упражнений на сорев­нованиях по сравнению с тренировками, а нетревожные, эмоционально невоз­будимые, импульсивные и неригидные, наоборот, на соревнованиях показывают лучшее исполнение упражнений, чем на тренировках.

В. И. Румянцева выявила, что гандболисты, баскетболисты и футболисты с высоким нейротизмом в сочетании с экстравертированностью чаще допускают во время игр ошибки и нарушения в игровом взаимодействии, у них наблюдают­ся срывы в виде аффективных реакций (пререкания с судьями, проявление гру­бости по отношению к соперникам), ситуативные отказы от деятельности (см.: Румянцева В. И. Общение в экстремальных условиях взаимосвязанной деятель­ности группы (на материалах исследования спортивно-игровой деятельности гандбольных команд): Автореф. дис. ... канд. наук. Л., 1975).

Дополнительной иллюстрацией к различиям в поведении спортсменов с раз­ными свойствами темперамента может служить характеристика гимнасток, дан­ная Б. А. Вяткиным (см. приложения 6 и 7).

Вторую группу составляют типологические особенности свойств нервной си­стемы (сила/слабость, подвижность/инертность, уравновешенность/неуравнове-шенность нервных процессов как в сторону возбуждения, так и в сторону тормо­жения).

Следует заметить, что при осуществлении долгосрочного и текущего отбора спортсменов психологи часто руководствуются устаревшими взглядами на поло­жительную или отрицательную роль свойств нервной системы для поведения и эффективности деятельности человека.

До сих пор, например? в учебных пособиях для институтов физкультуры вы­сказывается точка зрения, что для спортивных успехов выгодно иметь сильную, подвижную и уравновешенную нервную систему.

В свое время мне приходилось общаться с некоторыми тренерами сборных команд страны и спортсменами, в головы которых была заложена эта установка. Тренер жен­ской сборной команды по баскетболу, узнав, что у интересовавших его молодых спорт­сменок имеется слабая нервная система, радостно воскликнул: «Вот теперь я их точно отчислю!» Тренер по боксу рассказал мне, что председатель Всесоюзного спорткомите­та негласно распорядился отбирать на Олимпийские игры только спортсменов с силь­ной нервной системой. Этот тренер, посмеявшись, сказал: «Кого же я тогда повезу на игры, если у меня все боксеры со слабой нервной системой?» И наконец, одна баскетбо­листка из команды мастеров, узнав, что у нее слабая нервная система, впала в истериче­ский плач, решив, что именно поэтому тренер надолго отправил ее в запас.

Эта точка зрения, некритически заимствованная у И. П. Павлова, не имеет серьезных доказательств и, более того, противоречит полученным в последние де­сятилетия данным. Эти данные подтвердили справедливость положения Б. М. Те-плова, что нет хороших и плохих типологических особенностей: каждая из них в зависимости от ситуации может иметь положительные или отрицательные про­явления. Так, инертность нервных процессов является задатком хорошей двига­тельной памяти, но препятствует быстроте реагирования. Слабость нервной си­стемы тоже имеет положительные и отрицательные проявления.

Взаимоотношение между свойствами нервной системы человека и особенностями поведения и психического склада очень сложно. В понимании этого взаимоотно­шения особенно опасно руководствоваться легко напрашивающимся словесным параллелизмом. Ведь свойства нервной системы обозначаются словами, которые применяются и к характеристике психических особенностей. Легко напрашивают­ся такого рода параллели: сильная нервная система — значит сильный характер, сильная воля; подвижные нервные процессы — значит подвижный человек, быст­рый в движениях, в решениях, в работе. На самом деле параллелизм такого рода между свойствами нервной системы и психическим складом человека нет... Силь­ный характер складывается по психологическим законам формирования характе­ра, но у разных людей на различной почве при разных свойствах нервной системы.

Теплое Б. М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1963. С. 5

Далее роль типологических особенностей свойств нервной системы в эффек­тивности деятельности спортсменов будет раскрыта подробно. Сейчас же нужно отметить, что в качестве критериев долгосрочного отбора важно учитывать не од­ну какую-то типологическую особенность, а их комплекс. Причем эти положи­тельные (то есть способствующие эффективной деятельности) типологические комплексы для разных видов спортивной деятельности различны.

Это и объясняет тот факт, что «типологический портрет» представителей раз­ных видов спорта разный. Например, различия в типологических особенностях свойств нервной системы у прыгунов в воду и волейболистов выявлены А. П. Ка-шиным. Для прыгунов в воду характерны слабая нервная система и подвижность нервных процессов, а для волейболистов — большая сила нервной системы и большее преобладание возбуждения над торможением (см.: Кашин Л. П. О ком­плексном исследовании психофизиологических особенностей человека: Автореф. дис. ... канд. наук. М., 1971). В работах моих учеников типологические различия были показаны на представителях более тридцати видов спорта (табл. 7.2).

иных команд Тренер жен-: л о дых спорт-л-рь я их точно

спорткомите-"менов с силь-

гда повезу на

>лна баскетбо-гла в истериче-

: за. не имеет "иследние де­яния Б. М. Те-■:аждая из них .^тельные про-рошей двига-ъ нервной си-

бенностями заимоотно-словесным к.'и. которые ^оашивают-• й характер, *овек, быст­ра ко го рода нет... Силь--ия характе-эй системы. 4ИЮ свойств особенности V. 1963. С. 5

емы в эффек­те же нужно 1тывать не од-1 эти положи­ли о логические

авителей раз-особенностях 1ены А. П. Ка-: подвижность ой системы и х А. П. О ком-зека: Автореф. :кие различия абл. 7.2).

7.2 (окончание)

:сния п тормо-

ЗЗОУЖДСНИЯ по

возоуждения, латание воз-

или инерность нему балансу

нлюсть нерв-;■" балансу

ть возбужде-

-■"'зоуждения балансу

луждения :Ч( ское отсутст-:■ синему балансу

:ения и тормо-

л нпя и тормо-

зля. подвиж­ному балансу

ллч и торможе­нием у балансу

нл и торможен-нему балансу

нпя и торможе-нему балансу

лтность возбу-лнпнему

нпя и тормо-рможения по сннему балансу

ления инерт-•ему и внутрен-

ня. нреоблада-

Однако между представителями разных видов спорта имеются не только разли­чия в типологических особенностях, но и сходства. В тех видах спорта, где быстро­действие является одним из главных факторов, определяющих успех спортивной деятельности, спортсмены со стажем в большинстве случаев имеют «спринтер­ский» типологический комплекс. Он выявлен у спринтеров-легкоатлетов, у рапи­ристов, акробатов, спринтеров-велосипедистов, у игроков в настольный теннис.

В видах спорта, требующих выносливости и устойчивости к монотонии, у боль­шинства спортсменов имеются типологические особенности, способствующие проявлению этих качеств: слабая или средняя сила нервной системы, инертность нервных процессов, уравновешенность или преобладание торможения по внеш­нему балансу.

В технически сложных видах спорта (спортивная гимнастика, легкоатлети­ческие прыжки и метания, барьерный бег, прыжки на лыжах) в обследованных выборках преобладали спортсмены с уравновешенностью нервных процессов по внешнему балансу и инертностью нервных процессов, то есть с особенностями, обеспечивающими точность движений и хорошую двигательную память.

Наконец, в видах спорта, требующих проявления скоростной выносливости (например, в беге на 400 м), большинство спортсменов имели сильную нервную систему, среднюю подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения по внутреннему балансу, то есть типологию, способствующую проявлению терпе­ливости к утомлению.

В игровых видах спорта дифференциация спортсменов по типологическим осо­бенностям проявления свойств нервной системы менее выражена. Общим лишь является преобладание в мужских командах по волейболу, баскетболу, ручному мячу игроков с подвижностью нервных процессов, то есть с хорошей переключае-мостью внимания с одной ситуации на другую. В то же время в спортивных играх хорошо себя чувствуют спортсмены с любой типологией, так как многое зависит от того, на какое амплуа они попадают. Например, в футболе у «бровочников» найден типологический комплекс, присущий спринтерам (и это объяснимо, по­скольку они должны обладать высокой скоростью). Полузащитники обладают в большинстве случаев типологией спортсменов, занимающихся видами спорта, связанными с проявлением выносливости, особенно скоростной. В частности, почти у всех полузащитников выявлено преобладание возбуждения по внутрен­нему балансу, которое обеспечивает высокую работоспособность (а именно она должна иметься в первую очередь у полузащитников, этих «челноков» в коман­де). Защитники атакующего плана в баскетболе имеют типологические особенно­сти, обусловливающие проявление решительности. В волейболе «связующим» (разыгрывающим) лучше иметь подвижность нервных процессов, обеспечиваю­щих быстроту мышления и быстрое переключение с одной ситуации на другую.

В бытность Вячеслава Платонова тренером мужских молодежных сборных СССР по волейболу мне довелось диагностировать типологические особенности свойств нерв­ной системы у двух поколений игроков. В первой команде все связующие (Зайцев, Чернышов) имели подвижность нервных процессов и по выходе из своей возрастной группы попали в национальную команду. Во второй молодежной команде все связую­щие оказались с инертностью нервных процессов. Их игра не устраивала Платонова, и ни один из них потом не попал в национальную команду.

У большинства женщин-спортсменок независимо от вида спорта имеется инертность нервных процессов. Возможно, это связано с тем, что женщины вы­полняют б'олыние объемы тренировочных нагрузок, их деятельность более за­программирована, выучена на тренировочных занятиях. А это требует как терпе­ливости, так и хорошей двигательной памяти, которые связаны с инертностью нервных процессов.